Пасхальная тайна : Статьи по богословию

Источник

Содержание

ПОСЛЕДНИЙ РАЗ В РОССИИ ОТЕЦ ИОАНН МЕЙЕНДОРФ: Свт. Григорий Палама и исихазм Христология: персонализм и христоцентризм Отец Иоанн Мейендорф как историк Отец Иоанн Мейендорф как человек Церкви ОТ РЕДАКЦИИ ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИЕ. ВОСТОЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ I. Происхождение и значение термина Значение Норма церковного устройства II. История Причины раскола между Востоком и Западом Раскол 1054 г. и его последствия III. Вероучение Соборы и исповедания веры Бог и человек Христос Святой Дух Святая Троица Трансцендентность Бога Развитие современного богословия IV. Церковное устройство Каноны Епископат Клир и миряне Монашество V. Богослужение и таинства Роль богослужения Евхаристические литургии Богослужебные циклы Таинства Архитектура и иконография VI. Церковь и мир Миссии: древние и современные Православие и другие христиане Церковь, государство и общество Православная Церковь сегодня ВОСТОЧНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ. ИСТОРИЯ Церковь в Византийской империи Православие при Османской империи (1453–1821) Русская Церковь (1448–1800) Православные церкви в XIX в. Православная Церковь после Первой Мировой войны СМЫСЛ ПРЕДАНИЯ 1. Писание, Предание и Церковь 2. Предание и догмат 3. Предание и предания ХРИСТИАНСКОЕ ПРЕДАНИЕ: ПРАВОСЛАВНОЕ ВИДЕНИЕ 1. Предание и эсхатология 2. Предание во II столетии 3. Современная экуменическая ситуация ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ТВОРЕНИЯ ТВОРЕНИЕ В ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ Ориген, свт. Афанасий и греческие отцы Русская софиология Общее основание: теоцентрическая антропология и антропоцентрическая космология ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ХРИСТА: ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА 1. Личностное, или «ипостасное» измерение 2. Природа как общение 3. Два «движения» человечества Христа ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ Богословские предпосылки: «Бог пострадал плотию» Литургическое выражение: «Новая Пасха» Заключение: осуществленная эсхатология О ЛИТУРГИЧЕСКОМ ВОСПРИЯТИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ ХРИСТОС КАК СПАСИТЕЛЬ В УЧЕНИИ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ Кирилл Александрийский: Христос Эммануил «Совершенный Бог и Совершенный Человек» Христос и Мария Христос и Святой Дух: синтез преподобного Максима Исповедника Человечество Христа: смысл икон Искупление: Тело Христово, Глава и Члены ХРИСТОС КАК СЛОВО: ЕВАНГЕЛИЕ И КУЛЬТУРА НОВАЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ: Течения в сотериологии Христос Спаситель «Новый Адам» Заключение: этика Воскресения φ̓ ᾧ (Рим. 5:12) У КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО И ФЕОДОРИТА Святитель Кирилл Александрийский Феодорит Киррский СВОБОДНАЯ ВОЛЯ (γνώμη) У ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО «ВЕТХОЕ» И «НОВОЕ»: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ «Ветхий Адам» Этика Воскресения АНТРОПОЛОГИЯ И ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ УЧЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА ОБ ИЗОБРАЖЕНИИ ХРИСТА СВЯТОЙ ДУХ КАК БОГ. ОБОЖЕНИЕ В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» Дух истины Единица и Троица МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Обожение Грехопадение и Воскресение Дух истины Опыт Святой Троицы БОГОСЛОВИЕ СВЯТОГО ДУХА 1. Дух в Троице 2. Святой Дух в человеке 3. Святой Дух в Церкви СВЯТОЙ ДУХ КАК БОГ 1. Тринитарный аспект 2. Антропологический аспект Заключение У ИСТОКОВ СПОРА О FILIOQUE 1. Filioque на Западе до VIII века 2. Положение в VIII в. 3. Кризис IX века Заключение СВЯТОЙ ДУХ В ЦЕРКВИ БОГОСЛОВСКИЙ СИНТЕЗ. НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ: ОБЪЕДИНЯЕТ ИЛИ РАЗДЕЛЯЕТ? Доникейские экклезиологические предпосылки Четвертое столетие Заключительные наблюдения ХАЛКИДОНИТЫ И МОНОФИЗИТЫ ПОСЛЕ ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА 1. Халкидон оспаривается 2. Леонтий Византийский 3. Пятый Вселенский собор (553) Дискуссия в связи с докладом о. Иоанна Мейендорфа ЮСТИНИАН, ИМПЕРИЯ И ЦЕРКОВЬ ВИЗАНТИЯ КАК ЦЕНТР БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ НА ХРИСТИАНСКОМ ВОСТОКЕ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ 1. Ориген и Августин 2. Преображение эллинизма 3. Византия и эллинизм Заключение. Кафоличность и Предание СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ, МЕССАЛИАНСТВО И ВИЗАНТИЙСКОЕ ХРИСТИАНСТВО 1. Святитель Василий, евстафиане и Церковь 2. Мессалианство и Церковь Заключение БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЯТООТЕЧЕСКУЮ И ВИЗАНТИЙСКУЮ ЭПОХИ И ЕГО УРОКИ ДЛЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ Послеапостольская церковь Святоотеческое наследие Богословские школы Заключение БОГОСЛОВИЕ В ТРИНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТРАСТЫ 1. Запад: университеты и монашеские ордена 2. Богословские споры 3. Монашеское богословие ИСИХАСТСКИЕ СПОРЫ. СВЯТАЯ ГОРА АФОН В XIV СТОЛЕТИИ. ДУХОВНОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ 1. Победа паламитов, ее значение и следствия 2. Паламитское богословие – серьезный выбор? Заключение ДУХОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВИЗАНТИИ В КОНЦЕ XIII И НАЧАЛЕ XIV ВЕКОВ НАЧАЛО ИСИХАСТСКИХ СПОРОВ I. Действующие лица Варлаам Акиндин Григорий Палама II. Начало спора Первое письмо Паламы к Акиндину Ответ Варлаама Второе письмо Паламы к Акиндину Первое письмо Паламы к Варлааму Второй ответ Варлаама Паламе Второе письмо Паламы к Варлааму ГОРЕ-БОГОСЛОВ ЕДИНСТВА XIV ВЕКА: ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ 1. Бог не подлежит доказательству 2. Отцы Церкви и языческие философы 3. Варлаам в Италии К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ПСЕВДО-ДИОНИСИЯ НА ВОСТОКЕ ТЕМА «ОБРАЩЕНИЯ К СЕБЕ» В ПАЛАМИТСКОМ УЧЕНИИ XIV СТОЛЕТИЯ УЧЕНИЕ СВТ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ О БЛАГОДАТИ ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ ДОГМАТ В БОГОСЛОВСКИХ СПОРАХ XIV СТОЛЕТИЯ СВЯТАЯ ТРОИЦА В ПАЛАМИТСКОМ БОГОСЛОВИИ Сущность, лица и энергии у свт. Григория Паламы Бог как Троица Заключение СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, ЕГО МЕСТО В ПРЕДАНИИ ЦЕРКВИ И СОВРЕМЕННОМ БОГОСЛОВИИ 1. Биографические сведения: свт. Григорий Палама и Варлаам Калабриец 2. «О священно-безмолвствующих» 3. Сущность и энергия Бога 4. Историческое значение богословского творчества свт. Григория Паламы ИСИХАЗМ: ПРОБЛЕМЫ СЕМАНТИКИ ВЕРЕН ЛИ ТЕРМИН «ИСИХАЗМ»? ЗАМЕТКИ О РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ XIV СТОЛЕТИЯ 1. Что означал термин «исихазм» в историческом контексте XIV в? 2. Три литовских мученика [ВИЗАНТИЙСКОЕ] ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА В XIV СТОЛЕТИИ: КРУГ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОБЛЕМ 1. Паламизм и «гуманизм» 2. Встреча с Западом 3. Влияние в Восточной Европе Заключение СВЕТ С ВОСТОКА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И РАЗРЫВ ТРАДИЦИИ В ВИЗАНТИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ ХАЛКИДОНИТЫ И НЕХАЛКИДОНИТЫ: ПОСЛЕДНИЕ ШАГИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ Проблемы экклезиологии Институциональные процедуры: последние шаги к объединению ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ СЕГОДНЯ 1. Мир не божествен 2. Человек – существо теоцентрическое 3. Христоцентрическое богословие 4. Персоналистическая экклезиология 5. Истинное понятие Бога троично О ПРАВОСЛАВНОМ ПОНИМАНИИ ЕВХАРИСТИ 1. Давний спор: вчера и сегодня 2. Анамнезис и эпиклеза 3. Экклезиологический смысл Евхаристии 4. Проблема «интеркоммуниона» ПО ПОВОДУ «ЕДИНСТВА ТРИЕДИНОГО БОГА» ЮРГЕНА МОЛЬТМАНА СВЕТ С ВОСТОКА? «БОГОСЛОВСТВОВАНИЕ» В ПЕРСПЕКТИВЕ ВОСТОЧНОГО ХРИСТИАНСТВА Источники богословия Вероучительные определения, развитие богословия и оправданный плюрализм Заключение: «богословствование» в Америке БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СОКРАЩЕНИЯ 1. Издания источников 2. Серийные, периодические и продолжающиеся издания 3. Отдельные издания источников 4. Авторская литература и исследования 5. Труды о. Иоанна Мейендорфа 6. Обозначения рукописей 7. Учреждения 8. Нормативные библиографические обозначения ИНОЯЗЫЧНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ТЕКСТЕ


Источник: Пасхальная тайна : Статьи по богословию / Протопресвитер Иоанн Мейендорф. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т : Эксмо, 2013. - [2], XXV, 797, [3] с. (Религия. Сокровища православной мысли).

Комментарии для сайта Cackle