Источник

Слово на Святое Христово Воскресение . Святого Епифания, епископа Кипрского16

Ныне тридневное Солнце правды взошло, и озарило всю тварь. Тридневный и предвечный Христос, как виноградный грозд, произрос, и наполнил радостию всю вселенную. Узрим невечерний свет, – восстанем ныне рано и исполнимся светом веселия.

Врата ада отверсты Христом, и мертвые, как бы от сна, восстали. Воскрес Христос – падших восстание, и воздвиг с Собой Адама. Воскрес Христос – всех Воскресение, и освободил от клятвы Еву. Воскрес Христос – Воскресение, и, вместо нестроения, явилось в мире благолепие. Воста Господь яко спя (Пс. 77:65) и поразив низложил всех Своих врагов. Христос воскрес, и даровал радость всей твари, – воскрес, и темницы ада опустели, – воскрес, и тление естества изменил в нетление. Господь воскрес, и восстановил Адама в древнее достоинство бессмертия. Вся новая во Христе тварь обновляется Воскресением. Весь мир соделывается новым чрез Христа.

Ныне новое небо – небо прекраснее видимого неба: ибо на нем – не то солнце, которое ежедневно заходит, но Солнце, видя Которое на кресте, служебное солнце устыдилось и скрылось, – Солнце, о Котором Пророк говорит: возсияет вам боящимся имени Моего Солнце правды (Мал. 4:2), – Солнце, светом Которого озаряется Церковь. Это-то Солнце умудряет немудрых, это-то Солнце утверждает нашу веру на прочном основании. Ради сего Солнца правды, Христа, устроена Церковь небесная, которая освещается не луной, то возрастающею, то умаляющеюся, но вечно сияющею благодатью, – и в которой являются не какие-либо блуждающие звезды, но звезды новопросвещенные, восходящие из купели крещения. Церковь имеет не облака дожденосные, но богословствующих учителей; она основана не на мутных водах, но на священных догматах.

Сей день, егоже сотвори Господь, духовно возрадуемся и боголепно возвеселимся в он (Пс. 117:24). Он – торжественнее всех празднеств. Он составляет для всего мира празднество и обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников. Это – тот день, который Бог благословил и освятил (Быт. 2:3), пoелику Он почил в оный день от всех дел Своих, окончив спасение земных и вместе преисподних. В сей день Бог прекратил обряды служений идолам и животным, в сей день Он прекратил силу всего сопротивного, в сей день Он прекратил демонские празднества и торжества, в сей день Он прекратил кровавые идольские жертвы. В сей день Он прекратил державу тирана и уничтожил жало смерти, уязвлявшее людей; в сей день Он дал твари новые постановления и законы; в сей день Он прекратил подзаконную иудейскую Пасху; в сей день Он исполнил все прообразования, сени и пророчества. Наша Пасха есть Пасха истинная, – Христос, принесший Себя в жертву. Во Христе, нова тварь: во Христе новая вера, новый закон, новый Божий народ, новый (а не древний) Израиль, новая Пасха, новое и духовное обрезание, новая и бескровная жертва, новый и Божественный завет. Итак, обновитесь ныне, и дух правый обновите в сердцах ваших, дабы уразуметь тайну нового и истинного праздника, – дабы насладиться ныне веселием истинно небесным и отыти, познав неветшающие тайны новой Пасхи, установленной вместо древней, преобразовательной, – дабы вместе познать и то, какое различие между нами и иудеями, и какое отношение между прообразованием и истиною.

Древле для спасения народа, с высокой горы (Исх. 32:15) послан был от Бога законодатель Моисей, как образ закона. Для спасения рода нашего, с небесной Горы, ниспослан Законоположник, Господь, Бог от Бога, – ниспослан, как самая Истина. Моисей освободил от ига Фараонова и Египетского; Христос избавил нас от дьявола и демонов. Моисей, умертвив египтянина, несправедливо поступавшего с евреем, скрыл его в песке (Исх. 2:12); Христос, поразив диавола, низринул его в бездну. Моисей примирил двух братьев, враждовавших между собою (Исх. 2:13); Христос также примирил два Свои народа, соединив небо с землею. Там дочь Фараонова, пришедши к реке мыться, нашла и взяла Моисея (Исх. 2:5); здесь Церковь – дщерь Христова – в купели крещения обретает Христа, не Моисея трехмесячного в ковчежце, но (вместо Моисея) Тридневного из гроба. Там Израиль совершал преобразовательную Пасху ночью; здесь мы светло торжествуем Пасху днем, – там в вечеру дня, а здесь в вечеру времен века. Там помазуемы были кровию праги дверей (Исх. 12:7); здесь печатлеются кровью Христовой сердца верующих. Там совершалась жертва ночью, и ночью последовал переход чрез Чермное море; здесь совершается спасение чрез вступление в (Чермное) море Крещения, которым воспламеняется огонь Духа. Это – та вода, над которою, подлинно, носится Дух Святой, и в которой Он является, в которой сокрушается глава дракона, самого князя драконов и демонов и всего сонма диаволов. Там Моисей крестил народ Израильский ночным крещением. Там облако покрывало народ (Исх. 13:21, 22); а христиан осеняет сила Вышнего. Там, по избавлении народа, сестра Моисеева, Мариам, составляет лик (Исх. 15:21); здесь Церковь Христова со всеми чадами празднует спасение язычников. Там Моисей прибегает к сотворенному камню (Исх. 17:6); здесь народ притекает к Камню веры (1Кор. 10:4). Там сокрушаются скрижали закона (Исх. 32: 19), в предзнаменование того, что закон должен прейти и обветшать; здесь законы Божественные пребывают неизменно. Там, в наказание народа, расплавлен телец (Исх. 32:20); здесь, для спасения народа, приносится в жертву Агнец Божий. Там камень поражается жезлом; здесь Камень – Христос, прободается в ребро. Там из камня текла вода (Исх. 17:6); здесь из животворного ребра истекла кровь и вода (Ин. 19:34). Те получили с неба плоть крастелей–перепелов (Исх. 16:13); мы приняли с высоты Духа, в виде голубине. Те ели временную манну и умерли (Ин. 6:49–50); мы вкушаем Хлеб живота вечного. Все оное древнее обветшало и, как тень, прешло; напротив, то, что относится к нам, растет, процветает, продолжаясь постоянно. Так была прообразована Пасха наша. Так, подобно тени, прешли все события подзаконные. Размышляй подобным образом о настоящем празднике; рассмотри все, что говорили о настоящем дне Моисей и Пророки, дабы тебе убедиться в истине Воскресения: ибо завеса неверия у всех – пред глазами.

Есть несчетное множество прообразований восстания из мертвых и воскресения. О нем достоверно свидетельствует жертвоприношение Исаака (Быт. 22:1–13). Его прообразовал ров Иосифа (Быт. 37:24), в который он был брошен братьями, и из которого вышел, не подвергшись смерти. Его прообразовал также ров Иеремии (Иер. 38:6), из которого сей выведен, избавившись от тления и нечистоты. Воскресение Христово прообразовал и кит Ионы, из которого сей вышел по прошествии трех дней (Ин. 2:1–11). Прообразованием темницы адовой может служить еще темница Иосифа. Прелюбодейная Синагога (жена Пентефрия) ввергла его в оную; но, после трех лет, он вышел из нее невредимо (Быт. 41:14), – как Христос в третий день воскрес из мертвых. Кроме сего, львиный ров Даниила также прообразовал гроб Спасителя, из которого Он вышел живым, избегши ярости львов ада и смерти (Дан. 14:12). Сим изобличай иудеев, сим укоряй их. Так защищай страдания и Воскресение Христово. Вот – оружие, какое подает тебе; нынешнее слово для этой борьбы! Вот таинства, которым поучает тебя настоящий праздник.

Что же после сего? Станем ли мы праздновать теперь одни, или воспомянем и о ближних наших? Будем ли наслаждаться светлостию праздника одни, или позаботимся и о других? Празднество наше, если только хотим, чтобы оно было приятно и угодно Господу, необходимо должно соединяться со всеобщим воздыханием Церкви к Богу и воспоминанием о потребностях братьев, ближних наших, кои претерпевают всякую нужду и бедность: ибо, аще страждет един уд, с ним страждут вси уди (1Кор. 12:26). Итак, будем сострадательны к братиям нашим, кои суть члены наши, – будем оказывать помощь им: одни – посредством своих стяжаний, другие посредством иных благотворений, а все, вообще, посредством молитв наших пред Богом. Да будет, умоляю вас, общая всем молитва. Будем внимательны к говорящему: молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Ик. 5:16). Будем внимательны к словам Христовым: если двое из вас на земли согласятся просить о чем либо, – все то будет дано им (Мф. 18:9).

Молитва Церкви, братия, есть сильное оружие. Согласная молитва к Богу, особенно же молитва верующего народа, есть твердая стена. Никто не дерзай говорить: грешники Бог не послушает (Ин. 9:31)! Он особенно внемлет молитвам уничиженных, преимущественно же тех, кои ради имени Его труждаются. Их-то молитвы Он услышит тотчас; их молитвы, возлюбленные, составляют сильное оружие. Часто во время празднеств и человеколюбие царей дарует многим осужденным прощение и свободу... Итак, молю вашу любовь, непрестанно воспоминайте в молитвах о братиях ваших, находящихся в нуждах, особенно в тот священнейший час, в который вы приемлете в руки свои неоцененный бисер Тела Христова. Аминь17.

* * *

16

Сконч. в 403 г.

17

В сокращении. Epiphan. Constant., sive Salaminis in Cypro episcop. Opera omnia graece et latine. Parisiis. 1822 ann., tom. II, pag. 276–284; сравн. Христ. Чтен. 1838 г., II, стр. 21–38; Воскресн. Чтен. XIX (1855–56) г., стр. 1–4.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle