Источник

Слово на Святую Пасху. Святого Амвросия, епископа Медиоланского

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он (Пс. 117:24).

Братие! Весьма справедливо к настоящему дню применимы сии псаломския слова, которыми св. Пророк призывает нас к радости и веселию. Сам Дух Святой подвизает всех тварей к совокупному торжествованию нынешнего дня: ибо в сей день, воскресением Иисуса Христа, заключается ад, отверзается небо, побежденный ад возвращает своих мертвецов, разбойник вводится в рай, телеса святых входят во святой град, мертвые воспаряют к живым. В сей день ад отпускает своих узников в горние селения, земля препровождает погребенных своих на небеса, небо представляет ко Господу тех, коих восприяло, и (одним и тем же образом) страдание Спасителя нашего возводит от преисподних, возбуждает от недр земных, поставляет в горних. Воскресение Господа нашего для умерших есть жизнь, для грешников – отпущение, для святых – слава. Посему-то святой (царь) Давид подвизает всякое создание и всю тварь к радостнейшему торжествованию настоящего дня, говоря: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он!

Но скажет кто–либо: «если в сей день и должно радоваться, то, разумеется, приличествует радоваться тем, кои осязают свет того дня. Между тем небо и ад не могут чувствовать света сего дня: каким же образом сии стихии могут участвовать в радости сего дня, не участвуя в освещении оного»? – Но сей день, егоже сотвори Господь, все проникает и освещает, небо и землю и преисподнюю объемлет: ибо свет Христов не заграждается стенами, не разделяется стихиями, не помрачается тьмою. Свет Христов есть день без вечера, день бесконечный: он всюду блещет, везде освещает, ничто от него не укрывается. И что еще сказать? День оный есть Сам Христос, как говорится у Апостола: нощь убо прейде, а день приближися (Рим. 13:12): ночь прошла, говорится (а не последует), дабы мы разумели, что, с приближением света Христова, и диавольская тьма прогнана, и неведение грехов прешло, и что настоящим светосиянием прежние умозаблуждения истреблены, и обольстительное нечестие прекращено. Что сей день (разумеется), Христос, освещает небо, землю и преисподнюю, об этом свидетельствует (Священное) Писание. Что сей день, т. е. Христос, освещает землю, о том пишется у (евангелиста) Иоанна: бе Свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мире (Ин. 1:9). Что сим днем освещается самый тартар, о том мы читаем у Пророка: живущии во стране и сени смертной, свет воссияет на вы (Ис. 9:2). А что сей день сияет на небеси, о том читай у пророка Давида: положу в веке века семя его, и престол его яко дние неба (Пс. 88:30). Кто же есть день неба, как не Христос Господь, о Коем у Пророка говорится: день дни отрыгает глагол (Пс.18:3)? Он есть день Сын, Коему день Отец открывает таинство Божества Своего; Он есть день, о коем пишется (у Соломона): Аз сотворих, да возсияет на небеси свет непрестанный... И так как за днем неба никогда не последует ночь: то и по явлении правды Христовой тьма грехов исчезает. Так как день всегда сияет и не может быть объят никакою тьмою: то и свет Христов сияет и не покрывается никакою темнотою грехов, почему евангелист Иоанн и говорит: и свет во тьме светится, и тьма Его не объят (Ин. 1:5). Итак, в воскресении Господа нашего все стихии соторжествуют. В сей день и самое солнце (думаю я) бывает яснее обыкновенного: подобает, чтобы и солнце при воскресении Его возрадовалось, пoелику оно при страдании Его покрыто было мраком сетования. Чьей смертию (некогда) солнце было огорчено, Того воскресение с бо́льшим сиянием света встретило, и (подобно доброму слуге) сколько тогда (при погребении Господа) оно омрачилось, столько ныне, в праздновании воскресения, воссиять должно. При страдании Творца своего оно видимо было покрыто мрачнейшею ночью, как бы печалясь о злодеянии Иудейском (так что весь мир зрел это): ибо некоторым знаком печали в солнце было то, что оно, при таком злодеянии, не дало своего света и, как бы в некоторое отмщение, повергло иудеев во мрак, дабы очи тех, душу коих омрачила слепота, были поражены слепотой, и дабы свет мира не светил тем, от коих свет спасения был отъят. Итак, некоторое осуждение было предсоделано иудеям, чтобы они еще на земле претерпели тьму, предназначенную грешникам во время суда.

Поэтому, братие, все да возрадуемся в сей святой день! Пусть никто не исключает себя из общей радости, будучи обличаем совестию грехов своих; пусть никто не избегает торжественнейших молитвословий, будучи отягчаем множеством беззаконий своих. В настоящий день грешник должен быть благонадежен в прощении грехов: пoелику он имеет великое поручительство в Том, чрез Кого разбойник удостоился рая. И как христианину не надеяться на прощение (грехов)? Если при распятии Христос (Спаситель) помиловал того (разбойника): то как Он не помилует сего (христианина) по воскресении? И если смиренный Страдалец оказал столько милости кающемуся: то какую (милость) окажет Воскресший во славе – просящему? Вы сами знаете, что торжествующий победитель (бывает) щедроподательнее, нежели несчастный пленник. Аминь15.

* * *

15

Bibliot. Patr. Concionator. Fr. Combefis. Parisiis., 1662 an., tom. IV, pag. 23. Избранные поучительные слова св. Амвросия еписк. Медиоланского, на славяно–российский язык преложенный 1806 г. Киев. 1853 г., стр. 84–89.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle