Источник

Слово в неделю Пятидесятницы. Св. Амвросия, епископа Медиоланского

Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: ащеже умрет, мног плод сотворит (Ин. 12:24).

Плоть Господня, новым как бы облекшись цветом, от гроба произникла, – от гроба, который, по свидетельству Евангелиста, в вертограде устроен был. Надобно было, чтобы лучший цвет произрос в сем вертограде и благополезнейшего плода семя между домашними и приятнейшими растениями во спасение всех земнородных произросло (ибо воскресение Иисуса Христа есть искупление всех народов). Посему-то воскресший Спаситель воскресшую в вертограде приял плоть, и между цветущими и благоухающими цветами, когда тело Его было уже умершее, процвел и получил такую произращательную от гроба Своего силу, что все благоухающие произрастения от него произнесли цвет, и после холодного в зимнем мраке погребения все стихии поспешили обновиться, так что с воскресшим Христом и они как бы воскресли. Подлинно, при воскресении Иисуса Христа воздух сделался здоровее, солнце теплотворнее, земля плодоноснее: тогда ветвь произросла в древо, трава претворилась в жатву, виноград возрос в побег. Итак, если все облеклось цветами, когда процвела плоть Христова, то надо, чтобы все приносило плод, когда Он плодотворит, как и Сам Он говорит: аще зерно пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Ин. 12:24). Процвел же Христос, когда воскрес из гроба, а плодотворит, когда вознесся на небо. Он – цвет, когда из недр девических рождается; Он – плод, когда на превыспреннем престоле восседает; Он – зерно, как Сам говорит, когда один крест претерпевает; Он – плод, когда окружается многочисленным сонмом учеников. По воскресении Своем, обращаясь сорок дней, Он наставил их всякой премудрости и просветил всякаго рода познанием ко спасительному благу, – потом возшел на небо ко Отцу Своему, плодотворную плоть Свою вознес с Собой, а в учениках Своих насадил семена правды. Итак, Господь наш восшел ко Отцу. Уподобляю Спасителя нашего орлу (о котором говорит Псалмопвец), обновляющему юность свою (Пс. 102:5). Подлинно, между ними есть не малое подобие. Как орел, оставляя дольняя, устремляется в превыспренняя и возносится до высоты небес: так и Спаситель мира, оставив преисподнюю ада, вознесся в горнее царства небесного и прошел самые небеса; и как орел, презирая земную нечистоту и возлетая наверх, наслаждается чистейшим и здоровейшим воздухом: так и Господь наш, гнушаясь скверны земных пороков, во святых почивая, услаждается чистотой непорочнейшей жизни. Итак, подобие орла по всему приличествует Спасителю мира; но что сказать о том, что орел нередко чужое отнимает, когда добычу похищает? – И в сем самом Господь наш не подобен ли орлу? Ибо и Он как бы добычу похитил, когда человека, на Себя восприятого, исторгнув из челюстей ада, возвел на небо и, освободив от чуждого, т. е. диавольского рабства, слугу, переселил в превыспреннее, как пленника, как пишется у Пророка: возшед на высоту, пленил еси плен, даде даяние человеком (Пс. 67:19; Еф. 4:8). Это пророчество, конечно, нужно разуметь таким образом, что Господь наш плененного диавольской прелестью человека, исхитив из плена, взял в собственный плен, и сей полученный плен, как говорит Пророк, возвел в превыспреннее небес. И тот и другой плен называются одним именем, но состояние их не одинаково: диавольский плен подвергал всех рабству, а плен Христов возвратил в свободу. Возшед, – говорится, – на высоту, пленил еси плен. О, как живо описывает Пророк торжественную победу Иисуса Христа! Побеждавшим царям, как повествуют, обыкновенно предшествовала торжественная колесница и множество пленных; но Господу, восходящему на небеса, не предшествуют, а последствуют, и торжествующие пленники ведутся не перед колесницей, а сами совосследствуют Спасителю мира. Ибо когда по таинственному союзу Сын Божий вознес на небеса Сына Человеческого, тогда вознесен и плен Его с Ним.

А что говорит Пророк: даде даяние человеком, то это – особенный знак победителя. Обычно, всякий победитель, по получению победы, разделяет дары свои и, оставаясь при своей власти, награждает торжествующих воинов: так Иисус Христос, победив диавольскую власть и сидя одесную Отца, разделяет Божественные дарования Своим ученикам, состоящие не в драгоценности золота и серебра, но в небесных дарах Святого Духа. Так, между прочими дарами, апостолы разными начали глаголати языками, и люди еврейской нации возвестили имя Христово красноречием римского языка, – и чужестранцы, не понимавшие на еврейском, познали Искупителя рода человеческого на собственном языке. В проповеди Иисуса Христа разрешается всякий язык, чтобы величество Его всякий глас исповедал, как говорит св. Давид: не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их (Пс. 18:4). Не удивляйтесь, братья мои, тому, что Сын сидит одесную Отца: Он сидит одесную не как больший Отца и не как меньший Его, как развращенные ересеначальники навыкли изрыгать. Что в Божестве нет степени предпочтительности, – о том Священное Писание имеет довольно оружий против таких заблуждений еретических. Аминь106.

* * *

106

Bibliot. Patr. Concionator., tom. IV, p.p. 481–482; Избранные поучительные слова св. Амвросия Медиоланского. Киев, и853 г., 102–107 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle