Источник

Беседа на слова: И егда скончавашася дние Пятьдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум (Деян. 2:1, 2). Святого Иоанна Златоустого

Что это за Пятьдесятница? Это – время, когда нужно было наложить серп на жатву, когда надобно было собирать плоды. Видел образ? Смотри теперь и на самую истину. Когда надобно было наложить серп слова, – когда нужно было собрать жатву: тогда, как изощренный серп, появляется Дух. Христос первый наложил серп: ибо Он вознес на небеса начатки плодов, восприяв наше естество; потому-то Он и называет это жатвою (Лк. 10:2; Ин. 4:35).

Егда скончавашася, – сказано, – дние Пятьдесятницы, то есть, не прежде Пятьдесятницы, но около самой, так сказать, Пятьдесятницы. Надлежало, чтобы и это совершилось также во время праздника, чтобы те, которые присутствовали при кресте Христовом, увидели и это событие. И бысть внезапу с небесе шум. Почему это событие не совершилось без всяких чувственных явлений? – Потому, что, если и при этом иудеи говорили: яко вином исполнени суть, – то чего они не сказали бы, если бы ничего такого не было? И не просто произошел шум, но – с небесе. А своею внезапностию он возбудил учеников. И исполни весь дом. Это показывает величайшую стремительность Духа. Заметь: здесь все были собраны, для того, чтобы и присутствующие уверовали, и (все) ученики оказались достойными. И не только это (говорит Лука), но присовокупляет и то, что еще поразительнее: и явишася, – говорит, – им разделени язы́цы яко огненни (Деян. 2:3). Хорошо везде прибавлено: яко, чтобы о Духе ты не представлял себе ничего чувственного: яко огненни, сказано, и: яко же дыханию. Значит, это был не ветер, обыкновенно разливающийся в воздухе. Когда Иоанну нужно было узнать Святого Духа, – Он пришел на главу Христову в виде голубя; а теперь, когда надлежало обратиться всему народу, Он является в виде огня. Седе же на едином коемждо их, т. е., остановился, почил: сесть значит утвердиться, остаться на месте. Что же? На одних лишь двенадцать учеников пришел (Святый Дух), а не на всех? Нет, – Он пришел и на всех сто двадцать человек. И исполнишася, – говорится далее, – вси Духа Свята, и начата глаголати иными языки, яко же Дух даяше им проветщавати (Деян. 2:4). Не сказал бы (Евангелист): вси, хотя тут были и Апостолы, если бы и другие не участвовали. С другой стороны, сказав о них прежде отдельно, поименно, он и теперь не сказал бы о них наряду с прочими. Если там, где нужно было сказать только, что тут были Апостолы, он упоминает о них отдельно, то тем больше (упомянул бы) здесь. Но заметь, прошу тебя, как Дух приходит именно тогда, когда они пребывают в молитве, когда имеют любовь. Ужасахуся же вси и недоумевахуся, друг ко другу глаголюще: что убо хощет сие быти? Иние же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть (Деян. 2:12–13). Какое безумие! Какая великая злость! Теперь было вовсе не время для молодого вина, потому что была Пятьдесятница. И что еще хуже, – в то время, как все признают (чудо), и Римляне, и пришельцы, и, может быть, даже те, которые распяли (Господа), – эти люди и после всего говорят: яко вином исполнены, суть. Но возвратимся к тому, что сказано выше. Исполни дом. Бурное дыхание было как бы купелию водною; а огонь служит знаком обилия и силы. Этого никогда не случалось с Пророками; так было только теперь – с Апостолами, а с Пророками – иначе (Иез. 3:3; Иер. 1:9). Пророкам справедливо (подавалась благодать) в виде книги: для них еще нужны были образы; притом они имели дело с одним только народом, с людьми своими, а Апостолы – с целой вселенной, с людьми, которых никогда не знали. Елисей получает благодать посредством милоти, Давид – посредством елея, Моисей призывается посредством горящей купины; но здесь – не так, а самый огонь седе на Апостолах. Почему огонь не наполнил дома? – Это поразило бы их ужасом. Сказано: разделени; они были от одного корня, чтобы ты знал, что это – сила, посланная Утешителем. Но смотри: и Апостолы сначала показали себя достойными, и тогда уже сподобились Духа. Так и Давид: как поступал он, когда еще находился при стадах, так же точно вел себя и после победы и после торжества, чем показал свою простую веру. Посмотри опять на Моисея: и он (сначала) презирает царские палаты и, спустя сорок лет, получает управление народом; или – на Самуила, воспитывающегося в храме; или – на Елисея, покинувшего все; или опять – на Иезекииля. А что действительно так было и с Апостолами, это видно из последующего: известно, что и они оставили все, что было у них. Посему они тогда получают Святого Духа, когда обнаружили свою добродетель. Они узнали и человеческую немощь из того, что претерпели, – узнали, что не напрасно совершены ими эти подвиги. Как огонь, сколько бы кто ни захотел зажечь от него светильников, нисколько не уменьшается: так было тогда и с Апостолами. Посредством огня не показывалось лишь обилие благодати, а каждый получил (неиссякаемый) источник Духа, как и Сам (Христос) сказал, что верующие в Него будут иметь источник воды, текущей в живот вечный (Ин. 4:14). И это весьма справедливо: потому что они шли не говорить с Фараоном, но сражаться с диаволом. Яко же носиму, – сказано, – дыханию бурну. Это показывает, что им ничто не в состоянии будет противиться, но что они развеят, как прах, всех своих противников. И исполни весь дом. Дом служит символом мира. Сиде же на едином коемждо их...: и снидеся народ, и смятеся. Видишь благочестие этих людей, – (видишь), как они не тотчас произносят приговор, но недоумевают? А те неразумные произносят приговор, говоря, яко вином исполнена суть. Какое бесстыдство, если они из–за этого смеялись! И что же, впрочем, тут удивительного, если и о Самом Господе, когда Он изгонял бесов, они говорили, что Он биса имать? Где господствует наглость, там заботятся лишь о том, чтобы что-нибудь сказать; не о том, чтобы сказать что-нибудь разумное, а – лишь бы что-либо сказать. Став же Петр со единонадесятьми, воздвиже глас свой, и рече им. Воздвиже глас свой, т. е., стал говорить с великим дерзновением; а поступает он так для того, чтобы познали благодать Духа. В самом деле, прежде он не вынес вопроса ничтожной служанки, а теперь среди толпы народной, когда все дышат убийством, говорит с таким дерзновением! Это было несомненным свидетельством воскресения, так как он поступает с такой смелостью среди людей, которые смеялись и глумились над таким великим событием. С пришествием Духа они изменились и стали выше всего плотского: потому что, где является Дух Святой, там и бренные становятся золотыми. Посмотри, например, прошу тебя, на Петра и узнай в нем человека боязливого, человека неразумного, как и Христос сказал: аще ли и вы без разума есте (Мф. 15:16), – человека, который после своего дивного исповедания назван был сатаною (Мф. 16:23). Обрати также внимание и на единодушие Апостолов: они уступают ему говорить к народу, потому что не следовало говорить всем. И воздвиже, – сказано, – глас свой: и стал говорить к ним с великим дерзновением. Вот что значит сделаться человеком духовным!

Представим же и мы себя достойными вышней благодати, и тогда все для нас будет легко. Как огненный человек, попав в солому, не потерпит никакого вреда, а напротив, сам причинит вред, потому что сам он нисколько не страдает, а стебли, которые приражаются к нему, уничтожают сами себя: так было и теперь. Или лучше, как человек, у которого в руках – огонь, смело вступает в борьбу с тем, кто несет на себе сено: так точно и Апостолы выступили против этих людей с великим мужеством. И какой, в самом деле, вред причинила им эта многочисленная толпа? Скажи мне: не боролись ли они с нищетой и голодом? Не сражались ли с бесчестием и дурной славой? Не со всех ли сторон предстояла им борьба с бесчисленными врагами? Не в таком ли они были расположении, как будто бы видели эти бедствия во сне или на изображении? И что же? Не истощили ли они ярости врагов? Не поставили ли их самих в затруднение? Не были ли эти люди больше всех одержимы и гневом, и страхом? Не были ли они в беспокойстве, в боязни и трепете? Послушай, что говорят они: хощете навести на ны кровь Человека сего (Деян. 5:28). И что́ удивительно, – Апостолы, совершенно безоружные, ополчились против вооруженных, против начальников, имевших власть над ними; неопытные, неискусные в слове и совершенно простые, они противостояли и вели борьбу с искусниками, обманщиками. Когда действуют для славы, тогда все бывает низко: пусть человек имеет все, но не имеет этого (презрения славы), – он чужд любомудрия и одержим сильнейшей и гнуснейшею страстию. Презрение славы может научить всему доброму и изгнать из души всякую губительную страсть. Посему убеждаю и вас – употреблять великое старание на то, чтобы исторгнуть эту страсть с корнем; иначе и нет возможности благоугодить Богу и снискать благоволение перед этим неусыпным оком. Итак, будем всячески стараться снискать небесную помощь, дабы не испытать и настоящих горестей, и сподобиться будущих благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь107.

* * *

107

В сокращении. См. Беседы св. Иоанна Златоустого на Деяния Апостольские. Спб., 1856 г., ч. I, стр. 71–88.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle