Источник

Беседа на слова: В последний же день великий праздника стояше Иисус, и зваше, глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:37, 38). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Приступающие к Божественной проповеди и внимательные к вере должны выказывать расположение жаждущих и возжигать в себе такое же, как у них, желание: чрез это они будут в состоянии вернее удержать в себе говоримое. Жаждущие, взяв чашу, выпивают ее с великою охотою, и тогда только успокоиваются: так и те, которые слушают Божественные слова, если будут принимать их с жаждою, никогда не отстанут от них прежде, нежели совершенно насытятся. А что всегда должно жаждать и алкать, об этом сказано: блажени алчущии и жаждущии правды (Мф. 5:6).

И здесь (в Евангельском чтении) Христос говорит: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Эти слова означают: «Я никого не влеку принуждением и насилием; но кто имеет великое усердие, кто пламенеет желанием, того Я призываю». Но почему Евангелист заметил, (что это было) в последний день великий? – Потому, что первый и последний дни были великими, а средние между ними, большею частию, проводимы были в увеселениях. Почему же (Христос) говорит: в последний. Потому, что в этот день все были в собрании. В первый день (Господь) еще не пришел, объяснив Своим ученикам и причину этого. Во второй же и в третий день Он не говорит ничего такого, чтобы не тратить напрасно слов, так как (иудеи в эти дни) предавались увеселениям. Но в последний день, когда они возвращались домой, Он дает им напутствие ко спасению и громко говорит (те слова), частию для того, чтобы показать Свое дерзновение, частию по причине, многочисленности народной. А чтобы показать, что Он говорит о питие духовном, присовокупляет: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Чревом называет здесь сердце, подобно тому, как и в другом месте говорится: и закон Твой посреди, чрева моего (Пс. 39:9). Но где сказано в Писании: реки от чрева его истекут воды живы? Нигде. Что же значат слова: веруяй в Мя, яко же рече Писание? Слова – реки от чрева его истекут – суть изречение Самого Христа. Так как многие говорили: сей есть Христос, и еще: Христос, егда приидет, еда больша знамения сотворит: то Он показывает, что должно иметь (о Нем) правое познание и убеждаться не столько чудесами, сколько Писанием. Действительно, многие, хотя и видели Его чудодействовавшим, однако же не принимали за Христа, а напротив, готовы были сказать: не Писание ли рече, яко от семене Давидова... Христос приидет (Ин.7: 42)? Поэтому Христос весьма часто обращался к Писанию, желая показать, что не избегает доказательств от Писания; поэтому же и теперь отсылает их к Писаниям. Итак, выше Он говорил: испытайте Писаний (Ин. 5:39), и еще: есть писано во пророцех: и будут еси научени Богом (Ин. 6:45), – также: Моисей на вы глаголет (Ин. 5:45). Равным образом и здесь Господь говорит: яко же рече Писание, реки от чрева его истекут, указывая этими словами на обилие и независтность благодати. Это же самое Он и в другом месте выражает словами: источник воды текущия в живот вечный (Ин. 4:14), т.е. (верующий в Него) будет иметь великую благодать. Итак, в том месте Он называет ее животом вечным, а здесь водою живою. Живою же называет ее потому, что она всегда действенна: ибо благодать Духа, когда войдет в душу и утвердится в ней, течет сильнее всякого источника, не прекращается, не истощается и не останавливается. Таким образом, чтобы показать и неоскудеваемость дара благодати и вместе неизреченную ее действенность, Он назвал ее источником и реками, – не одной рекой, но бесчисленными. А в том месте (Ин. 4:14) обилие (благодати) Он представил под образом течения. И всякий ясно увидит истину сказанного, если представить себе мудрость Стефана, язык Петра, силу Павла, – как ничто их не останавливало, ничто не удерживало (ни ярость народная, ни восстания тиранов, ни козни демонов, ни ежедневные смерти), и как, напротив, они, подобно рекам, с великим стремлением несущимся, все увлекали в след за собой. Сие же рече о Дусе, – говорит (Евангелист), – Его же хотяху приимати верующие...: не убо бе Дух Святый (Ин. 7, 39).

Как же Пророки пророчествовали и творили бесчисленные чудеса? Апостолы изгоняли (демонов) не Духом, но властью, полученной от Христа, как Он Сам говорит: аще Аз о веельзевуле, изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят (Мф. 12:27)? А это Он говорил с тем, чтобы показать, что прежде креста не все изгоняли (демонов) Духом, но полученной от Него (Христа) властью. Посему–то, когда Он хотел послать их (Апостолов на всемирную проповедь), тогда сказал: приимите Дух Свят (Ин. 20, 22), как и в другом месте сказано: приидe на них Дух Святый (Деян. 19:6), и тогда стали творить чудеса.

А когда Господь посылал их (прежде страдания), тогда не сказано, что Он дал им Духа Святого, но – даде им власть, говоря: прокаженным очищайте, бесы изгоняйте, мертвым воскрешайте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10:1, 8). Относительно же Пророков всеми признано, что они имели дарование Святого Духа; но эта благодать оскудела, отступила и иссякла на земле с того дня, как сказано было: оставляется дом ваш пуст (Мф. 23:38). Впрочем, и прежде этого дня, она уже начала становиться редкой: ибо у них (Иудеев) не было уже Пророка, и благодать не осеняла их святыни. Итак, пoелику Дух Святой был отъят; а между тем в последствии Он имел излиться обильно, и это излияние началось после креста, не только с обилием, но и с большими дарованиями (древние хотя сами и имели Духа, но другим не сообщали, – напротив, Апостолы исполнили Духом бесчисленное множество), – пoелику, говорю, (верующие) имели получить такую благодать, но она не была еще дарована, то и сказано: не у бо бе Дух Святый. Указуя на эту-то благодать, Евангелиста сказал: не у бо бе Дух Святый, т.е. не был еще дарован, яко Иисус не у бе прославлен (Ин. 7:39), называя славой крест. Мы были врагами и грешниками, были лишены дара Божия и стали ненавистными Богу; а благодать есть свидетельство примирения, и дар подается не врагам и лицам ненавистным, но друзьям и людям благоугодившим. Поэтому надлежало прежде принестись за нас жертве, разрушиться вражде во плоти, и нам соделаться друзьями Божьими, и тогда уже получить этот дар. Если так было при обетовании, данном Аврааму, то тем более (должно быть) при благодати. Показывая это, Павел говорит: аще бо сущии от закона, наследницы, испразднися вера...: закон бо гнев соделовает (Рим. 4: 14, 15). Слова его значат следующее: «обетовал Бог Аврааму и семени его дать землю; но потомки сделались недостойными этого обетования и не могли благоугодить (Богу) собственными трудами. Поэтому пришла вера – дело не трудное, чтобы привлечь благодать, и чтобы не отпали обетования». Сего ради от веры, – продолжает Апостол, – да по благодати, во еже быти ивестну обетованию (Рим. 4:16). Потому – по благодати, что не могли (стяжать этого) делами. Но почему (Господь), сказав: «по Писанию», не приводит самого свидетельства? – потому, что иудеи были заражены превратными понятиями. Одни говорили: сей есть Пророк, другие – льстить народы, иные – не от Галилеи Христос приходит, но от Вифлеемския веси, другие – Христос, егда приидет, никтоже весть, откуду будет; словом – мнения были разнообразны, как обыкновенно бывает в волнующемся народе. Да, они и внимали тому, что говорилось, не надлежащим образом и не с тем, чтобы узнать истину. Потому-то Он ничего не отвечает им, хотя они говорят: еда от Галилеи Христос приходит? А Нафанаила, который выразился сильнее и разительнее: от Назарета может ли что добро быти, – Он похвалил, как истинного израильтянина. Они, равно как и те, которые говорили Никодиму: испытай и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит (Ин. 7:52), говорили это не с тем, чтобы узнать истину, но чтобы только опровергнуть мнение о Христе; а он (Нафанаил) говорил это потому, что любил истину и в точности знал все древние Писания. Итак, поскольку они имели одну только цель – опровергнуть то, что Он есть Христос, то Он ничего и не открыл им. Притом, те, которые и себе самим противоречили, говоря иногда: никтоже весть, откуду приходит, а иногда – от Вифлеема, очевидно, стали бы противиться и после того, как узнали бы истину. Пусть они не знали места (Его происхождения), именно – что Он из Вифлеема, так как Он жил в Назарете, хотя и это для них не извинительно, ибо Он не там родился; но ужели они не знали и рода Его, именно – что Он из дома и племени Давидова? Как же они говорили: не от семене ли Давидова Христос приидет (Ин. 7:42)? Но теми словами они и это хотели затемнить, потому что обо всем говорили злонамеренно. Почему бы им, пришедши к Нему, не сказать: «так как мы всему прочему удивляемся в Тебе, но Ты повелеваешь веровать в Тебя по Писаниям, то скажи, каким образом Писания говорят, что Христос должен придти из Вифлеема, между тем, как Ты пришел из Галилеи»? Но они ничего такого не сказали, а, напротив, все говорят с злым умыслом. А что они не искали истины и не желали узнать ее, (в объяснение этого) Евангелист тотчас присовокупляет: нецыи хотяху яти Его, но никтоже возложи нань руце (Ин. 7:44). Если уже ничто другое, по крайней мере, это могло привести их в умиление; но они не умилились, как говорит Пророк: разделишася, и не умилишася (Пс. 34:15).

Такова-то злоба! Ничему она не хочет уступить, к одному только стремится – погубить того, кто подвергся ненависти. Но что говорит Писание? Изрываяй яму искреннему, впадется в ню (Притч. 26:27). Это сбылось и тогда: они хотели погубить Христа, чтобы уничтожить Его проповедь, а случилось противное. Проповедь, по благодати Христовой, процветает, а у них все исчезло и погибло: они лишились и отечества, и свободы, и безопасности, и Богослужения, – потеряли всякое благоденствие, и сделались рабами и пленниками. Итак, зная это, никогда не будем злоумышлять против других, памятуя, что мы изощряем через это меч против себя самих и наносим себе глубочайшую рану. Но тебя оскорбил кто–либо, и ты хочешь ему отмстить? Не отмщай, ибо таким только образом ты действительно будешь в состоянии отмстить. Если же будешь сам мстить, тогда не отмстишь. И не думай, что эти слова – загадка; нет, это – истина. Как и каким образом? – Так, что, когда ты не мстишь, тогда поставляешь Бога врагом ему (обидчику); а когда сам отмщаешь, тогда этого уже не бывает. Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Рим. 12:19). Если мы имеем рабов, и они, рассорившись между собою, не нам предоставят расправу и наказание, а присвоят их себе самим, то хотя бы они после тысячу раз приступали к нам, мы не только не отмщаем за них, а, напротив, еще гневаемся на них, называя их беглецами и забияками. «Все, – говорим мы, – следовало предоставить нам, но так как ты прежде отмстил сам за себя, – то уже не докучай нам». Тем более скажет это Бог, Который повелел все предоставлять Ему. Да и не стыдно ли, что мы от своих рабов требуем такого любомудрия и послушания, а Господу не предоставляем того, чего требуем себе от рабов? Кто истинно любомудрствует, тот должен прощать и оставлять грехи, хотя бы за это и не было той великой награды – отпущения собственных грехов. Если ты осуждаешь согрешившего, то зачем же, скажи мне, сам грешишь и впадаешь в то же самое? Оскорбил ли кто тебя? Не оскорбляй его взаимно, иначе сам себя оскорбишь. Ударил ли кто тебя? Не плати ему тем же, иначе между вами не будет различия. Опечалил ли кто тебя? Не огорчай его со своей стороны, потому что прибыли от этого нет никакой, между тем ты опять сделаешься подобным ему. Только тогда ты в состоянии будешь образумить его, когда перенесешь обиду спокойно и с кротостью, только чрез это ты устыдишь его и укротишь его гнев. Никто не исцеляет зла злом, но зло (исцеляется) добром. Так любомудрствуют и некоторые из язычников! Если же у несмысленных язычников – такое любомудрие, то постыдимся быть хуже их. Многие из них были обижены, и переносили (терпеливо) обиды; многие были оклеветаны, и не отомщали, – подвергались наветам, и благодетельствовали. Но я боюсь немало, чтобы некоторые из них не оказались выше нас по жизни и чрез то не увеличили нашего наказания. В самом деле, если мы, которые получили Духа, ожидаем царствия (небесного), любомудрствуем о небесах, не боимся геенны, имеем повеление быть Ангелами, пользуемся таинствами, – если мы не достигнем даже до их добродетели, то какое будем иметь извинение? Если нам должно превосходить Иудеев, ибо сказано: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидет в царствие небесное (Мф. 5:20), то тем более – язычников. Если (должны мы превосходить) фарисеев, то тем более – неверных. Если же и в том случае, когда мы не превзойдем по жизни Иудеев, для нас заключено царство небесное, то как сподобимся достигнуть его, когда окажемся хуже и язычников?

Итак, удалим от себя всякую раздражительность, и гнев, и ярость. Таяжде глаголати мне неленостно, вам–же твердо (Флп. 3:1). И врачи употребляют несколько раз одно и то же лекарство. Так и мы не перестанем одно и то же внушать, об одном и том же напоминать, учить, умолять. Ведь у нас много житейских забот, которые могут приводить нас в забвение, а потому и наставление нам нужно постоянное. А что мы не напрасно и не без пользы собираемся здесь, представим доказательство на это в делах, чтобы чрез то сподобиться и будущих благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом, слава ныне и присно и во веки веков. Аминь108.

* * *

108

См. Беседы св. Златоуста на Евангелие св. апост. и евангел. (Иоанна Богослова Спб., 1862 г., ч. II, стр. 54–64.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle