Источник

III. Краткие сведения из внешней истории Московского Алексеевсквго монастыря до 1871 г. – Деятельность игуменьи Антонии по внешнему устройству Алексеевского монастыря; награды, полученные ею за особые труды по устройству Алексеевского монастыря18

Московский Алексеевский девичий монастырь основан был около 1360 г. близ Москвы-реки, на Остоженке, Святителем Московским Митрополитом Алексием в честь святого Алексия человека Божия по желанию благочестивых сестер святого митрополита Алексия – Евпраксии и Иулиании. После большого Московского пожара, истребившего в 1547 г. большую часть Москвы, в том числе и все строения Алексеевского монастыря вместе с храмом святого Алексия человека, – Алексеевский монастырь повелением царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного был перенесен на новое место ближе к Кремлю, на черту белого города. Но после того как Высочайшим повелением Государя Императора Николая I место занимаемое Алексеевским монастырем было избрано для возведения на нем храма во имя Христа Спасителя в благодарение Богу за избавление России от нашествия иноплеменников в 1812 г., Алексеевский монастырь был перенесен на третье место, на котором находится в настоящее время, в местность, носящую название «Красное село». Торжественное перемещение, монашествующих в построенные в течение полугода здания при Крестовоздвиженской красносельской церкви совершилось 17 октября 1837 г. при участии митрополита Московского Филарета.

Переселенные из центра Москвы на далекую окраину, занятую главным образом лесом и огородами, – городские строения доходили в то время только до Красных ворот, – сестры Алексеевского монастыря с великими трудами и очень неспешными шагами благоустрояли обитель на новом месте. Будучи расположен вне Москвы, монастырь посещался главным образом крестьянами ближних сел – Алексеевского, Измайловского, Мытищ, – в большинстве случаев, конечно, небогатыми. Монахиням, обязанным содержать себя на свои средства и в то же время заботиться о привлечении средств и на поддержание обители, приходилось, как для приискания себе работы, так и для посещения лиц, расположенных к монастырю и заботящихся о нем, совершать нелегкие странствования из Красного села в город. И вряд ли могла быть приведена на надлежащее состояние эта обитель, если бы не пришел к ней своевременно на помощь мудрый архипастырь Филарет. В 1840 г. его заботами было разрешено открыть в Алексеевском монастыре кладбище с тем, чтобы доходы с него шли на содержание монастыря. С этого времени и начинается процветание Алексеевского монастыря. Уже в 1841 году в этой обители расширен был Крестовоздиженский храм, прибавлением к нему придела; в 1853 г. сооружена новая каменная теплая церковь во имя святого Алексия человека Божия, а в 1857 г. Крестовоздвиженский храм были перестроен и распространен.

В Алексеевском монастыре при основании его был введен первою его настоятельницею игуменьею Иулианиею – получившею у летописца наименование «общему житию женскому начальницы» – устав общежительный. По сему уставу, как известно, для монашествующих полагается от монастыря полное содержание – пища, одежда и жилище; получая от монастыря все необходимое, монашествующие все время, свободное от молитвы, употребляют на работы монастырские, исполняют монастырские послушания, по назначению настоятельницы. С таким уставом Алексеевский монастырь существовал 400 лет. В 1764 году после отобрания у монастыря недвижимых имуществ с крепостными людьми (1500 душ в разных губерниях) монастырь уже не имел средств давать полное содержание монашествующим; поэтому устав общежительный был упразднен. Монашествующим, вынужденным теперь питать и одевать себя на свой счет, предоставлено было право часть времени, всецело занятого прежде монастырскими послушаниями, употреблять на добывание для себя средств. В таком виде шла жизнь в Алексеевском монастыре до назначения в него настоятельницею игуменьею Антонии. Жизнь по уставу общежительному, как дающая большую возможность монашествующим свободным от забот внешних предаваться попечением о душе, должна быть признана весьма желательною для наших монастырей. Главною причиной, по которым общежитие не было постоянным правилом наших монастырей, было отсутствие у них средств для содержания на свой счет монашествующих. В тех же случаях, когда в монастырях находились для этого средства, почти всегда вводились в них, хотя и не в полном своем объеме, начала общежития. Устраивалась в монастырях общая на средства монастыря трапеза и общие в пользу монастыря работы; но в то же время в виду того, что монастырь не имел возможности всех монашествующих и вполне снабжать всем необходимым, им представлялась все-таки часть свободного времени и на работы в свою пользу. Московский Алексеевский монастырь к 1871 году уже владел в продолжение 30 лет кладбищем; за такой период времени обычай хоронить в Алексеевском монастыре уже получил в Москве большое распространение, имелись в монастыре и вклады. Игуменья Антония, как хорошо понимавшая уже монашескую жизнь и воспитанная притом в Бородинском общежительном монастыре, тотчас по переходе в Алексеевский монастырь озаботилась введением здесь начал общежития. Вступивши в управление Алексеевским монастырем в феврале 1871 г., она уже в мае этого года в праздник Святого Духа в присутствии преосвященного Леонида, епископа Можайского, совершают закладку большого двух этажного здания, а 21-го ноября того же года нововыстроенное здание уже было освящено митрополитом Иннокентием. Это первое здание, возведенное игуменьею Антониею, и имело своим назначением послужить началом общежития. В нижнем его этаже были устроены кухня и общая трапеза для монашествующих, а в верхнем мастерские-рукодельные: золотошвейная, живописная и переплетная.

Принявши таким образом на монастырский счет такие большие расходы, игуменья Антония озаботилась и увеличением доходов монастырских. Алексеевский монастырь на месте прежнего своего существования, именно, около храма Христа Спасителя, имел несколько домов, сдававшихся монастырем внаймы. Но дома эти старые, деревянные и малопоместительные давали монастырю очень незначительный доход. Игуменья же Антония нашла возможным, сломавши эти дома, построить новые каменные, которые служат и до настоящего времени одною из доходных статей Алексеевского монастыря.

В 1874 году игуменья Антония обширный монастырский храм Воздвижения сделала теплым. До этого времени по зимам служили в Алексеевской теплой церкви, которая при большом наплыве богомольцев не могла в себе вмешать всех. Для устранения такого неудобства в храме Воздвижения под руководством г. Вермана, изобретателя особого рода печей, была сделана духовая печь, что и доставило возможность многочисленным богомольцам пользоваться во всякое время года ровным и чистым воздухом. В 1881 году в Крестовоздвиженской церкви был сооружен богатый золоченый иконостас и вся церковь расписана была художественной живописью. В 1889 г. была возобновлена внутренность храма святого Алексия человека Божия.

В первые же годы своего служения в Алексеевском монастыре игуменья Антония обратила свое заботливое внимание на весьма трудное, а иногда и прямо безотрадное положение больных и престарелых сестер обители. Не имея возможности по старческой слабости или болезни работать, эти несчастные нуждались в тоже время в материальных средствах на лечение и на уход за ними. Не будучи в силах выходить из келий, а иногда даже и встать с постели, они лишены были и особенно необходимого для них утешения-посещения церковных богослужений. Озабочиваясь положением таких страждущих сестер, игуменья Антония в 1878 году заложила новый каменный двух этажный корпус в монастыре с небольшою церковью при нем. Здесь при храме Божием, освященном 10 сентября 1879 г. митрополитом Макарием, устроены были богадельня и больница. Для последней нашлись бескорыстные труженики-медики. Два врача Старо-Екатерининской больницы – братья Крыловы волею Божественного провидения были привлечены к близкому участию в жизни Алексеевского монастыря. Один из них потерял горячо любимую дочь, – воспитанницу Екатерининского института в 17-летнем возрасти, – бывшую для другого брата также весьма дорогою крестницею; похоронили ее на кладбище Алексеевского монастыря. Ставши с того времени для сердца братьев Крыловых дорогим, как место упокоения любимого дитяти, Алексеевский монастырь сделался предметом особых забот с их стороны. Как врачи по профессии, они еще до устройства игуменьею Антониею больницы предложили свои безвозмездные услуги не только по лечению сестер, но даже снабжению медикаментами. Аккуратно два раза в неделю они поочередно посещали монастырь в качестве врачей. После же построения нового здания они с любовью принялись за устройство в нем больницы. Под их руководством совершилось обзаведение больницы всем необходимым; они же занялись обучением сестер обязанностям больничных служительниц. В новоустроенной больнице братья Крыловы занимались до смерти своей, наступившей для одного из них в 1890 г., а для другого в 1896 г.; прах их покоится в стенах Алексеевской обители, столько лет бывшей предметом их горячих забот.

Устроивши удобный приют для престарелых и болящих сестер обители, игуменья Антония позаботилась также и о более удобном помещении и остальных сестер. Количество сестер в монастыре постоянно увеличивалось и здания келий делались тесны; да кроме того они приходили и в ветхость. Поэтому игуменьею Антониею в продолжение ее управления Алексеевским монастырем было выстроено четыре корпуса – два деревянных и два каменных. Кроме того, ею были выстроены: каменная двухэтажная просфорня, часовня у святых ворот и сторожка. В последний год своей жизни ею проведена была во все жилые монастырские здания вода.

Достойным венцом всех многотрудных строительных работ игуменьи Антонии должно признать выстроенный ею роскошный храм во имя Всех Святых. Заглядывая своим заботливым оком в далекое будущее монастыря, игуменья Антония предвидела, что настанет время, когда не особенно большое кладбище монастырское, служащее главным источником доходов для обители, будет все заполнено, и это обстоятельство поставит в критическое положение обитель. Поэтому она постаралась приобрести в собственность монастыря принадлежащую гг. Митковым пустопорожнюю землю, прилегающую к монастырю. На этой-то земле, предназначаемой под кладбище, и задумала игуменья Антония соорудить новый кладбищенский храм. Первый камень для сего храма был поднесен игуменьи Антонии 22 октября 1886 года в день ее юбилея многочисленными ее почитателями. После многих речей, которыми приветствовали в этот торжественный день юбиляршу многие почитатели ее – духовные и светские сначала в храме, а затем в настоятельских кельях, М. Н. Катковым был поднесен адрес, подписанный многими почетными лицами и прочитанный затем тайным советником П. Н. Зубовым19. Выражая в этом адресе сердечную похвалу многоплодной деятельности игуменьи Антонии на пользу обители, почитатели ее заключили его следующими строками: «По глубокому уважению к Вам, высокоуважаемая матушка, мы считали бы настоящее свое поздравление, хотя и от искреннего сердца исходящее, недостаточным, если бы оно ограничилось только словами привета. Мы желали бы и со своей стороны оказать некоторое содействие Вашим добрым начинаниям на пользу обители. И вот, к счастью, нам сделалось известным, что в сердце Ваше запала благочестивая мысль соорудить новый храм Господу Богу на новом, приобретенном Вами для обители, месте. Сердечно присоединяясь к Вашей святой мысли, мы ныне просим Ваше Высокопреподобие принять от нас первый камень для будущего храма Божия и положить его в основание этого храма, да будут на жертвеннике его возносимы молитвы за храмоздательницу, сестер обители и нас грешных». Тайный советник С. С. Подгорецкий при этих заключительных словах адреса вручил матери Антонии сделанный в виде кирпича футляр, в который были вложены 3500 рублей – первая жертва на храмоздание, собранные между почитателями игуменья Антонии. После глубокопрочувствованных ответных на сей адрес слов юбилярши, обратился к ней с приветственною речью архитектор А. А. Никифоров, прося игуменью Антонию принять от него, «как ничтожную лепту в знак его высокого почитания и глубокого уважения к ее особе» проект будущего кладбищенского храма20. По этому проекту и совершилась 23 августа 1887 года в Алексеевском монастыре закладка нового храма во имя Всех Святых. Литургию в день закладки в главном храме монастыря совершил митрополит Иоанникий; по окончании литургии был совершен крестный ход к месту предназначенному для постройки и совершена была закладка. Храм этот имеет ту особенность, что весь нижний подвальный этаж его на пространств 24 аршин в ширину и 4 аршин в вышину занимает усыпальница. При постройке усыпальницы принята коридорная система, при чем в стенах этих коридоров и размещены отдельные усыпальницы или гробницы. 20 августа 1889 года был утвержден на нововыстроенном храме массивный вызолоченный крест, а в августе 1890 г. были повешены колокола. В храме устроены два придела – главный во имя Всех Святых и боковой – во имя Казанской иконы Божией Матери. Иконостас устроен из мрамора по рисунку архитектора Д. Н. Чичагова в русско-византийском стиле; в главном храме он трехъярусный, а в приделе двухъярусный; основание его из серого мрамора, колонны из красно-желтого, а остальные части из белого итальянского мрамора с сероватыми жилками. Для икон расположенных в алтарях на горнем месте, вдоль столбов и по стенам устроены роскошные мраморные киоты; в этих киотах размещены были все иконы, поднесенные игуменьи Антонии в день ее 25-летняго юбилея. Из них обращает на себя особенное внимание помещенная на столбе близ северной двери над чудотворною иконой Божией Матери Целительнице, икона Господа Вседержителя в роскошной серебряно-вызолоченной ризе, поднесенная священнослужителями монастыря. Боковой придел во имя Казанской иконы Божией Матери был устроен на средства потомственных дворян Журавлевых; ими пожертвованы были вся утварь, сделанная из серебра с эмалью и драгоценными каменьями, подсвечники из золоченой бронзы, а также одежда на святом престоле, художественно исполненная, бронзовая, вызолоченная, с эмалевыми украшениями. Освящение Всехсвятского храма было совершено 30 июня 1891 года митрополитом Иоанникием.

За учреждение в Алексеевском монастыре трапезы, больницы и богадельни и за устройство больничной церкви игуменья Антония 31 мая 1880 года была награждена выданным из кабинета Его Императорского Величества золотым наперсным крестом, украшенным драгоценными каменьями. Государыня Императрица Мария Федоровна в знак Всемилостивейшего своего благоволения и внимания к благотворной деятельности игуменьи Антонии по званию настоятельницы монастыря соизволила пожаловать ей 6 ноября 1883 года свой гравированный портрет в золотой раме. Кроме того, за свою деятельность в звании настоятельницы монастыря игуменья Антония получила 15 мая 1892 года благословение Святейшего Синода, а 26 мая 1896 года была награждена третьим21 кабинетным наперсным крестом с драгоценными каменьями.

* * *

18

Большая часть сведений, изложенных в настоящей главе, взяты из книг: «Краткий исторический очерк Московского Алексеевского девичьего монастыря» Е. В. Ушаковой. Москва 1877 г. и «Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского девичьего монастыря» И. Такмакова, изд. 2-е Москва 1896 г. Обе книги изданы самою матушкой Антониею при ее непосредственном участии

19

Перечисление лиц подписавшихся под адресом, а также описание других подробностей юбилейного торжества, будут сделаны ниже

20

Празднование двадцати пятилетия служения в сане игуменьи настоятельницы Московского Алексеевского женского монастыря матери Антонии. Составил С. Кельцев. М. 1886 г. стр. 27– 28

21

Всех было пожаловано игуменьи Антонии четыре наперсных креста: первый из Святого Синода и три следующих из кабинета Его величества; второй кабинетный крест был дан ей 8 января 1885 года за деятельность ее на пользу Московских больниц, о чем будет речь ниже


Источник: Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861–1871 гг.) и Алексеевского (1871–1897 гг.) / сост. свящ. Григорий Орлов, по сведениям, данным игуминей Никитского мон-ря Паисией. – Москва : т-во тип. И.Д. Мамонтова, 1906. – V, 141 с. : портр. игум.

Комментарии для сайта Cackle