Источник

Пасхальная радость

«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!»

О, как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, – всюду они вызывают трепетание в каждом православном сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа.

«Христос Воскресе!» мы говорим с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину Воскресе!»

Эти слова не имеют равных на человеческом языке. Они составляют величайшую святыню для нашего сердца, потому что в них вся сущность нашей веры, вся крепость нашей надежды, вся сила нашей любви к Спасителю, за нас распятому и в третий день по Писанию воскресшему.

Они говорят каждому из нас о бесценной и ни с чем не сравнимой радости нашей веры. Св. ап. Павел учит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1Кор. 15:14). Если бы Христос не воскрес, Он оставался бы для человечества великим, праведным, святым Учителем и Проповедником, но не был бы для нас Всемогущим Богом и Небесным Отцом. Но Он воскрес! И мы поем в церковной песни: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу».

Очами веры мы видим священное событие Воскресения Христова. Мы веруем в Воскресшего Господа одной верой с бесчисленными миллионами христиан, которые жили до нас, сейчас живут и будут жить после нас.

Мы верим, мы знаем, что Воскресший Христос не только наш Божественный Учитель, но Он – Бог Всемогущий, Который силой Своего Божественного всемогущества воскрес тридневно от гроба. Воскресение Христово – это высшее чудо из совершенных Господом Иисусом Христом в дни земного Его подвига, высшее из свидетельств Его Божественной силы.

Мы теперь знаем, после события Воскресения Христова, что Он – наш Небесный Отец, знаем, что все, о чем Он говорил, что Он обещал дать верующим в Него людям, – это непреложная Божественная истина. Все истины нашей веры утверждены на вечные времена чудом Воскресения Христова. И потому мы так ликуем, так радуемся, так торжествуем в эти Пасхальные дни.

Нет ничего священнее для каждого из нас, православных людей, чем наше вечное спасение. Спасти свою бессмертную душу, сделать ее достойной жить с Господом в жизни, не знающей конца, – это самое большое счастье для верующего человека. И путь к нашему вечному спасению теперь доступен для каждого из нас силой Воскресения Христова, для каждого, кто за Господом идет, кто имеет радость веровать в Него и хочет жить по Его заветам.

Радость о Воскресшем Господе да горит в наших сердцах до конца дней каждого из нас. С этим светом веры легче переносить и страдания, и скорби; с ним осмысливается вся наша земная жизнь, как ступень к вечной жизни, с ним и умереть не страшно истинному христианину. И с этой верой в Воскресшего Спасителя пусть не постыдно предстанет каждый из нас перед лицом нашего Небесного Отца, когда Господь повелит ангелу смерти пресечь нашу земную жизнь и бессмертную душу возьмет к Себе.

Пасхальная радость о Воскресшем Спасителе не вмещается в узких границах нашего сердца, она переливается через край нашей души, и пусть бессчетное число раз проявляется она в этих радостных, победоносных кликах: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!»

* * *

Христос Воскресе! Сколько радости мы вкладываем в эти два слова, когда их произносим! С каким подъемом духа мы повторяем их бессчетное число раз в пасхальные дни! Каким духовным восторгом напоена и вся наша пасхальная служба с ее песнопениями!

Как часто в этих песнопениях Святая Церковь говорит о радости и призывает нас к радости! С особым вдохновением мы поем святые слова псалма: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117:24).

В событии Воскресения Христова сосредоточены все радости нашей веры: Спаситель не остался лежать мертвым во гробе; Он воскрес, значит мы спасены; мы уже не дети гнева Божия, а дети Небесного Отца; перед нами открыты двери рая; нам подаются благодатные силы на пути к этим райским дверям; мы знаем Бога; мы веруем в Него, мы идем за Ним, и во всем этом – источник величайшей радости для нас. Отсюда и наши пасхальные восторги, отсюда и неумолкаемые призывы к радости.

Все мы тянемся к радостям, все мы их ищем. Желая друг другу всего самого светлого и самого лучшего в жизни, мы тем самым желаем больше радостей. Без радостей жизнь была бы тусклой, скучной и тяжкой. И хотя жизненный путь каждого из нас усеян скорбями, болезнями, заботами, тревогами, но все-таки немало и радости переживает сердце каждого из нас на этом пути жизни.

Разнообразны радости человеческого сердца! Есть радости греховные, когда человек радуется горю другого или радуется тому, что ему удалось причинить зло другому, или, наконец, когда грешник переживает обманчивое чувство удовольствия и удовлетворения после совершенного им греха. Об этих радостях мы не будем говорить, потому что они недостойны человека, их осуждает не только христианский закон, но и общечеловеческое сознание.

Есть много радостей невинных и чистых, которые являются для человека источником внутреннего счастья. Например, святая радость материнства. Мать стоит около колыбели, в которой лежит ее дитя. Она смотрит в невинное и ясное лицо этого дитяти, любуется им, ласкает свое дитя, – и чистой радостью наполнено материнское сердце. А какой источник радости и для детей иметь любящих и любимых отца и мать, в сердце которых сын или дочь всегда найдут для себя ласку и добрый, любящий совет.

Но... как непрочна, как хрупка эта радость! Как часто она бывает подобна тонкому стеклу дорогого сосуда, который так легко разбить!...

И среди всех неизбежных в земной жизни скорбей и испытаний наше сердце ищет таких радостей, которые были бы так же вечны, как бессмертен наш дух. Такие радости дает нашему сердцу наша вера. О ней поет, о ней проповедует в своих песнопениях в пасхальные дни наша Церковь.

Радость жизни с Богом в душе – это вечная радость; здесь начинаясь, она не знает конца.

Радость знать Бога, веровать в Него, идти за Ним и носить Его в своем сердце дает силы человеческому духу побеждать все испытания, болезни и страдания. Она вдохновляет нас и на подвиги во имя любви к Богу и к ближнему.

Вы знаете, что все апостолы, кроме Иоанна Богослова, окончили свой апостольский подвиг мученической смертью. И апостол Иоанн Богослов, скончавшийся в глубокой старости, за проповедь веры подвергался гонениям и истязаниям. Все апостолы в своем проповедническом подвиге потерпели множество всяких испытаний – их били, заключали в темницы, изгоняли из города в город, многократно пытались убить, но ничто не останавливало их в их порыве продолжать свое апостольское дело проповеди до конца дней. Мало того: св. ап. Павел, который претерпел гонений больше других апостолов, как бы от лица их всех говорит в своих посланиях: «Мы являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах... под ударами, в темницах, в изгнаниях... нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2Кор. 6:3–10). Откуда эта радость? Это та радость, о которой мы вспоминаем в эти пасхальные дни. Апостолы видели своими глазами Божественного Учителя, слушали Его речи и поклонялись Ему Воскресшему, и эту радость знать Бога, идти за Ним, служить Ему, ощущая Его в своем сердце, они пронесли через свой жизненный путь. Кто эту радость нашел в своем сердце, тот уже живет с нею до конца своих дней.

Тот же св. ап. Павел говорит, что плодом пребывания Духа Божия в сердце человека, в числе других, является и радость (Гал. 5:22). Если этой радости нет, то нет и Духа Божия в сердце.

Спаситель сказал нам, что этой радости никто от нас отнять не может (см. Ин. 16:22). Ни страдания, ни болезни, ни люди, ни мысль о смерти, ни сама смерть не лишает этой радости того, кто ее приобрел в своем сердце.

Только одно может от нас отнять ее – это грех. Когда грех входит в сердце человека и владеет этим сердцем, в нем уже не может быть Духа Божия, ибо «что общего у света с тьмою?» – (2Кор. 6:14) – говорит св. ап. Павел. «Нет радости нечестивому», – сказано в слове Божием.

Грех неосознанный и неоплаканный, особенно грех упорный и многолетний, разрушает связь души человека с Богом. Он отнимает от сердца благоговение, дух молитвы и тем самым лишает его радости о Боге. Пусть же каждый из нас не только своей мыслью, но всем своим существом сознает, что самый страшный враг наш – это грех. Пусть каждый из нас не жалеет трудов, иногда и очень упорных, для того, чтобы вырвать из сердца и плоды, и самые корни грехов и страстей.

Пусть для каждого из нас святая радость – радость о Господе Воскресшем будет путеводной звездой на его жизненном пути и источником духовных и телесных сил, особенно тогда, когда Богу угодно посылать нам испытания. Аминь.

* * *

Вспомним, как воспринимали радостную весть Воскресения Христова первые свидетели этого славного события.

Первыми узнали об этом жены-мироносицы. Им явился Воскресший Спаситель, и они бежали к ученикам, еще находившимся в состоянии смущения и скорби, бежали трепетные, с горячим волнением в своих сердцах: «Христос воскрес!» Они сказали об этом апостолам. Петр и Иоанн поспешили ко гробу, изумленные этой вестью; вошли во гроб и увидели одни пелены и лежащий отдельно плат, который был на главе Спасителя. Как говорит святой евангелист, они шли обратно, «дивяся бывшему» (Лк. 24:12), размышляя в себе: точно ли Он воскрес?

«Воскрес Христос», – сказала первосвященникам и книжникам стража, приставленная ко гробу Господню. Те, услышав об этом, дали денег воинам, сказав им, чтобы они распространяли слух, будто ученики украли ночью тело Иисуса.

«Не поверю, что он воскрес, – сказал апостол Фома, – пока сам не увижу на руках Его язвы гвоздиные и не вложу персты свои в эти язвы!»

Так неодинаково была воспринята весть о воскресении Христовом в первые часы после этого священного события.

Но уже на другой и в последующие дни, а для апостола Фомы в восьмой день, когда Воскресший Спаситель начал являться апостолам, радость о Воскресшем Господе, вера в Его воскресение стала заполнять души учеников Христовых.

Он воскрес! Это была радость, превосходящая всякую другую радость. Окончились дни, часы страданий, недоумений, скорби и слез. Наступила радость полная, совершенная – радость о Господе Воскресшем согласно пророчествам и предречению о том Самого Иисуса Христа. И эта радость стала верой множества миллионов человеческих сердец.

Радость воскресения Христова дошла и до нас. Мы веруем в воскресение Христово и радуемся о Воскресшем не только потому, что об этом говорят нам святое Евангелие и творения святых людей, но потому, что радость мироносиц и апостолов через ряд духовных поколений дошла и до нас, – та самая радость, которую они переживали и о которой рассказывали и проповедывали людям.

Эта радость о воскресении Христовом – главная и основная радость в жизни христианина. Она – источник всех других радостей, какие носит в себе и какими живет истинно верующее сердце.

Воскресение Христово озарило весь мир светом истины, оно удостоверило нас в том, что Иисус Христос есть вечная истина; что слово Его, записанное апостолами в Евангелии, истинно и неложно.

Мы радуемся о Воскресшем Господе потому, что это величайшее событие открыло собою новую страницу в истории всего человечества.

Воскресший Спаситель соделал верующих в Него, тех, кто идет за Ним, отзываясь на Его голос, самыми счастливыми людьми на земле, свободными духом, добровольно отдающими себя под иго заповедей Христовых, которые являются для нас не тяжестью, не бременем, а радостным исполнением воли Божией, источником счастья и мира.

Что для человека является самым тяжелым, самым страшным в его земной жизни? Конечно, смерть. Но мы знаем, что загробная жизнь – это не бездонное море, в котором тонут все, кто плавает по волнам житейским. Это не бездна, в которую погружаются, не находя дна и конца, человеческие мысли. Загробная жизнь – это Царство вечной радости и вечной славы для всех, кто откликается на зов своего Небесного Отца. Там пребывают бесчисленные соборы ангелов; там души всех верных детей Божиих, и туда ждет всех нас Воскресший из мертвых Господь Иисус Христос. И истинный христианин, радуясь о Воскресшем Спасителе, свой духовный взор поднимает к Небу с особой благоговейной любовью: ведь вход в вечное Царство славы и блаженства нам открыт силой и могуществом Воскресшего Господа Спасителя.

Святая Церковь прославляет Воскресшего Господа во все воскресные дни церковного года. Но в дни Пасхи Христовой мы прославляем Воскресшего Спасителя особо торжественно, особо радостно. Это потому, что наша земная Пасха, которую мы празднуем, является в какой-то степени отображением Пасхи вечной, какую будут праздновать у Господа Его верные дети.

О, да сподобит всех нас Воскресший Господь великий Своей милости: чтобы мы, прославляющие Его Светлое Воскресение здесь, на земле, праздновали бы вечную Пасху и в жизни будущего века!

Христос воскресе! – воистину воскресе!

* * *


Источник: Радость и утешение христианина. Проповеди / Митр. Николай (Ярушевич), Издательство: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с.

Комментарии для сайта Cackle