Свобода произволения
Несомненно, все люди ощущают, что желание добра и зла сопутствуют друг другу: когда приходит доброе желание, тотчас является против него и злое желание...
Так как добро и зло желаются сами собою, помимо нашей воли, то ни зло само по себе не может нам вмениться в порок, ни добро – в добродетель, в достоинство.
Вменяется лишь только то, что зависит от нашего свободного произволения, а зависит от нас – склониться в ту или другую сторону, ко злу или к добру.
Можно дать предпочтение злому чувству, гадкой мысли или доброму сознанию, хорошему чувству, христианскому стремлению. Духовная борьба и обязывает нас не дозволять свободному произволению склониться на желание низшей, плотской воли, а всегда следовать одной высшей, разумной, ибо она и есть воля Божия.
Однако и добрые чувства бывают смешаны с пожеланиями не вполне совершенными, а потому христиане должны и на них останавливать свое внимание и исследовать их ранее, чем приводить в исполнение.
Ведь можно делать добрые дела не ради Господа, не ради любви к ближним, а ради своего услаждения, успокоения, ради выгоды, нечистых намерений, ради славы, награды и прочее. А чтобы добро было чистым, необходимо его делать только ради Христа, по любви к Нему.
Отец Небесный наделяет всех людей благодатными дарами, всевозможными дарованиями и предоставляет им свободу произволения, дабы они на опыте убедились в необходимости склониться на требование доброй воли, а не злой.