№ 21. Слово в Великом посту. О свете Христовом
В преждеосвященную литургию, во время чтений ветхозаветных паремий, отверзаются Царские врата, служащий выходит с зажженной свечой и кадильницею, знаменует молящихся во образ креста и возглашает: Свет Христов просвещает всех!
Зачем, однако, установлен св. отцами такой порядок в служении? Не желает ли Св. Церковь напомнить этим, что во многих людях не достает истинного света и, что некоторые ищут света не там, откуда он исходит и не там, где могут его найти? Свет есмь миру (Ин.9:5), сказал Сам Господь наш Иисус Христос. Свет, как на языке духовных писателей, так и на обыкновенном языке человеческом, есть символ духовного озарения, просвещения особенного религиозно-нравственного состояния, блаженного и радостного, тогда как тьма, есть состояние духовного невежества, ослепления, развращения и вообще греха. Св. Златоуст говорит, что св. апостол Иоанн называет Христа светом и жизнью потому, что Он дал нам свет познания и в сем свете жизнь. И свет во тьме светится и тьма его не объят (Ин.1:5). Вследствие отпадения человечества от Бога, истинное боговедение постепенно затемнялось, истина превращалась в ложь и до воплощения Слова во всем мире была тьма, люди сидели во тьме и сени смертней (Мф.4:16). Но Бог избрал народ, которому и даровал чистое откровение о Себе, вверил ему истину богопознания и богопочтения, до времени обновления всего мира. Таким образом, во тьме всеобщей, языческой лжи, охватившей почти все человечество, в еврейском народе был светоч истины в законе Моисеевом, в пророчествах и в обетованиях. Так, Слово было светом мира не только со времени воплощения своего, но во все времена. И тьма не объяла его, как не сильна была тьма, объявшая все человечество, она не осилила, не одолела, не подавила этого света, не затмила совсем лучей его; он продолжал светиться во тьме и когда пришло определенное время, он озарил всю вселенную, в устроении воплотившимся Словом Церкви своей, в которой в полноте открыта истина. (Толк. Еп. Михаила).
Во свете Твоем узрим свет – говорит царь Давид (Пс.35:10). Что это за свет, в котором человек увидит еще свет? Это именно свет Христов – в свете пророчеств и Моисеева закона.
Итак, чтобы созерцать ясно и чисто Слово Божие, тайны царствия Божия, спасительное учение и спасительные дела Христовы, потребен человеку свет Божественный, свет Христов, свет Духа Святого и раскрытие ума силою сего света. До сих пор, говорит Митрополит Филарет Московский, пока это совершится в человеке, он хотя и слышит слово Божие и видит действие его, но не постигает его пространства, высоты и глубины. Так Апостолы, после того как увидели своими телесными очами воскресение сына вдовы Наинской, не могли еще возвыситься созерцающим умом до разрешения вопроса: что значит воскреснуть из мертвых? Вот почему и Господь сказал Апостолам, что Он имеет еще многое сказать им, но они не могут вместить теперь. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин.16:12–13). По воскресении Богочеловек является солнцем всего человечества и начинает разделять мрак и окружающие облака. Тогда отверзи им ум разумети писания (Лк.24:45).
Но если око наше слабо, говорит тот же святитель, чтобы в полноте наслаждаться светом, которым воскресший Господь отверзает умы, то на минуту обратим взоры в противоположную сторону, на тьму, чтобы тем более возлюбить чудный свет, в который мы призываемся. Посмотрите, как одновременно, вера в Воскресшего отверзает ум Апостолов и неверие в Воскресшего заключает ум Иудеев в глубокую тьму. Что говорили и что думали Иудеи о воскресении Христа? Старейшины учили воинов сказать, что ученики Христовы, пришедши ночью, украли Его, когда они спали. И пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня (Мф. 28:13–15). Как можно было украсть Христа, когда старейшины окружили гроб воинами? Они спали, говорят Иудеи. Военные стражи спали? Так, по мнению Иудеев. Неужели все до одного? Неужели ни один не проснулся, когда для похищения тела необходимо было отвалить камень велий зело, для чего потребно было несколько человек и что не могло совершиться без шума! Ни один не проснулся. Но кто же свидетельствует о том, что тело украдено? Те же стражи, которые спали и не проснулись, свидетельствуют о том, что произошло во время сна их и чего они не слыхали. Но если сделалось известно, что совершено похищение из-под печати правительства и похитители известны: то преданы ли суду стражи и похитители? Отнюдь нет. Возможно ли, чтоб и после этого, сочиненная басня о похищении тела Иисусова существовала. Возможно, потому что закоснелый в неверии ум, говорит святитель, как ночная птица, видит только во тьме и убегает от света истины, который жжет ему глаза.
Свет Христов просвещает всех!... – и самых мудрых, ученых, великих и славных земными делами, открывая им тайны царствия Божия, – и самых простых, неученых людей, открывая им очи и уши сердечные для понимания священного писания, окружающей природы, цели человеческой жизни; – и богатых, научая их богатеть не в себя, а в Бога, раздавать достатки бедных, прославлять добрыми делами Создателя, утирать слезы скорбящим; – и бедных, показывая им цену внутреннего богатства; – и знатных, напоминая им о значении Владыки небесного; – и старцев, обещая им успокоение от всех трудов; – и юношей, располагая их к борьбе со страстями; – и младенцев, отверзая им уста на хваление Господа. Свет Христов просвещает всех!
Св. Феоктист, творец канона умилительного к Господу нашему Иисусу Христу, в 5-й песни взывает: Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе Спасе мой, к Тебе утренюю Царю мира, просвети мя сиянием Твоим: иного бо разве Тебе Бога не знаю! Аминь.