Источник

Поучение в неделю Просвещения

Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. – Мф.4:17

Благовременно или не благовременно повторяем мы проповедь Господа нашего Иисуса Христа? – Нам кажется, что эти слова всегда благовременны, потому, что человек всегда забывается, и всегда грешит: – и если когда слово о покаянии благовременно, то именно в настоящее время, когда люди повсюду заболевают и умирают. – Сходите на кладбище и посмотрите сколько там свежих могил! Много ли стоит человеку заболеть и умереть? – Одна минута – и ты заболел и – в могилу. – Поэтому желательно, чтобы вы в настоящие дни, слово о покаянии носили в своем сердце, написали на дверях домов, и на каждой вещи; ибо, не смотря на то, что покаяние для нас необходимее всего мы менее всего думаем о покаянии. – Вот видим и знакомого и незнакомого в гробу, а о своей смерти не думаем.... А нам кажется: как только грех потревожил совесть, тотчас ожидай, болезни, потому, что грех рождает болезнь, а от болезни до смерти один шаг. Не лучше ли, не безопаснее ли так: почувствовал грех на совести, тотчас ступай к священнику, расскажи ему свой грех. Разве это тяжело? – Грех тяжел, а исповедь нетяжела. Знай, что как только исповедал ты свой грех священнику, тотчас он теряет свою силу, и ядовитость, носить же его – этот камень в своем сердце – хуже, потому, что ты тогда не отстанешь от греха, а более и более только станешь отягощать свою совесть. – Мы должны, как можно чаще, приносить покаяние и потому, что грех расслабляет человека, делает его старым, дряхлым, безобразным, тогда, как добродетели, облекают нас в нового человека, предохраняют нас от преждевременной немощи, старости и расслабления. – От чего многие так измождены, слабы и немощны? От грехов и страстей их пожирающих. – Сказать бы: от поста? нет! ибо от поста здоровье человека цветет, укрепляется, а дух его делается крепче, мужественнее, тогда, как от греха и дух слабеет и тело слабеет и человек ходит как сонный. Вот почему нам необходимо столько же частое покаяние, сколь часто согрешаем, – необходимы: возобновление и возрождение. Мы должны отказывать себе во всех греховных удовольствиях жизни; а не искать их, плоть не пользует ни чегоже, – сказал Господь, то есть, от сытости тела нет никакой пользы для души нашей. Удивляемся мы тем, которые без зазрения совести вкушают скоромную пищу по средам и пятницам, – это одна прихоть, одно своеволие. – Хочешь, чтобы пища всегда была для тебя приятна, употребляй попеременно то ту, то другую пищу, а чаще постную: ибо человек телом своим так устроен, как животное травоядное, – растениями человек должен чаще питаться, нежели мясом, – это ему по натуре. – Да и напитки горячие только производят воспаление, возбуждают страсти, но не пользуют. – Больному ради болезни можно немного и вина употреблять, а здоровому, особенно неумеренно пьющему, эти напитки – сущий яд: кто этого не испытал? кто от напитков не страдал? – Ты надеешься на свое здоровье, что оно все перенесет, все препобедит; это до времени. – Покайтеся, ибо приблизилось царство небесное, – перестаньте грешить, ибо пришел на землю Владыка сего царства; – пусть перестанут господствовать в душах наших грехи и страсти, пусть воцарится один Господь в сердцах наших своею пренебесною благодатью, которая не совместна с грехами: одно из двух – или перестать грешить и жить с Богом, для Бога и принять благодать – залог бессмертия и вечной жизни; или, жить для страстей и грехов – и служить дьяволу и потерять всякую надежду на получение царства небесного. – Воспользуемся же кратким временем жизни, покаемся, не дадим власти грехам царствовать над нами, сбросим тяжкое иго страстей, и примем благодать и силу Божию победить плоть, мир и дьявола, ибо после смерти нет покаяния. – Господи, вразуми нас и спаси нас. Аминь.


Источник: Поучения настоятеля Архангело-Михайловской г. Таганрога церкви свящ. Василия Бандакова. - 2-е изд., испр. - Таганрог : тип. П.С. Муссури, 1875. – 65, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle