Источник

Заключение

Первою четвертью XIX века мы заканчиваем историю монашества на Дону. Дальнейшая история изобилует яркими событии в жизни монашества. Со времени Архиепископа Антония II, проводившего строго аскетическую жизнь, наблюдается подъем аскетического настроения в монастырях. А открытие мощей Св. Митрофана (1832 г.) и за тем Св. Тихона (1861 г.) усилило внимание к монашеству среди общества, и монастыри Митрофанов и Задонский сделались любимыми местами паломничества не только придонского, но и всего православного русского населения. B это же время оживляется старчество в Задонском монастыре, выставивши имена Затворника Георгия Машурина и схимонаха Агапита. Около этого времени усиливается подвиг пещерокопательства, и в связи с ним восстановляется монастырь Дивногорский и возникает новый пещерный монастырь Белогорский. Ho все эти события и имена еще не вполне отошли в область истории, и оценка их не всегда может быть бесстрастною. Поэтому дальнейшее изложение событий из жизни придонского монашества мы отделяем от вышеизложенного.

Теперь же, заканчивая изложение истории придонского монашества, считаем нужным указать те наиболее общие положения, к каким привело нас исследование протекшей жизни придонских монастырей.

1. Придонские монастыри, начинающие свою историю с XVII века, появляются одновременно с заселением края, как традиционное выражение русского благочестия.

2. Со времени своего возникновения они становятся в тесную зависимость от местного населения, не только давая ему религиозное удовлетворение, но и служа своеобразными инвалидными приютами для служилого населения. Такою связью монастырей с населением объясняется полумирской характер самого придонского монашества. По своему укладу эти монастыри не могут быть подведены ни под общежительный, ни под особножитный устав (Глава II).

3. Попытка ввести в монастырский строй элементарные требования общежительного устава, падающая на конец XVII в., принадлежит первому Воронежскому Епископу – Святителю Митрофану, явившемуся и вообще церковным строителем Донской Украины (Глава III).

4. Но благотворная деятельность Св. Митрофана не нашла себе продолжения при его преемниках. А отрицательное отношение к монастырям правительства со времени Петра I подрывало и то благосостояние, какое было достигнуто монастырями в XVII веке. Вследствие этого некоторые монастыри оскудели к половине XVIII века (Глава IV).

5. Екатерининская реформа в строе монастырей во многих случаях только засвидетельствовала оскудение придонского монашества, приведши к закрытию 17 монастырей (Глава V).

6. Но одновременно с этим закрытием наблюдается оживление аскетических стремлений не только в некоторых монастырях, но и среди мирян, причем подвижничество не повело к отрицанию мира, а к могучему нравственному влиянию на мир. Выразителем такого подвижничества явился Св. Тихон Задонский (глава VI) и его духовное содружество (гл. VII), которые дали начало старческому направлению в придонском монашестве.

7. Старчество, начавшееся при Св. Тихоне, замерло с конца XVIII века. Монастырская жизнь начала XIX века характеризуется заботами правительства о внешнем благосостоянии монастырей и упорядочении монастырского строя (гл. VIII).


Источник: Воронеж. Типо-Литография Т-ва «И. Кравцов и Ко», Больш. Дворян., д. д-ра Столль. 1909.

Комментарии для сайта Cackle