Источник

350. Утешение у яслей Христовых

Слава в вышних Богу, и на земли мир...

Лк. 2:14

И послав Ирод, изби вся дети, сущия в Вифлееме и во всех пределех его...

Мф. 2:16

Небесным миром и благодатною радостью наполняется сердце наше в светлый праздник Рождества Христова у священных яслей Младенца – Превечного Бога. В песнопениях Церкви громко звучит торжествующая песнь небожителей: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! Всему миру, всему человечеству возвещается радость велия: днесь родися вам Спас, Иже есть Христос Господь во граде Давидове (Лк. 2:11).

Но когда мысль наша, отвлекаемая от яслей Христовых шумом бурного моря житейского, обращается к тому, что творится в мире в наши скорбные дни, то и сердце наше начи­нает смущаться, начинает вопрошать: где же возвещенный Ангелами мир? где – в человецех благоволение? Восстали царства на царства, народы на народы; миллионные войска не пре­рывают ужасных битв: на пространстве нескольких тысяч верст льются обильные потоки крови, не говорю уже о слезах, коими столь же обильно орошается вся земля. Где же столь вожделенные мир и благоволение?

Да не смущается сердце ваше. Глаголет Богомладенец от яслей Своих всем верующим в Него: зрите, не ужасайтеся: подобает бо всем сим быти.

Да, подобает быти: так было и тогда, когда явился на земле Сам Он, великий Примиритель неба и земли; и тогда, едва успели Ангелы воспеть дивную песнь мира, как на земле началась неслыханная война: с одной стороны – царь Ирод и весь Иерусалим, с дру­гой – Отроча Иисус и Его телохранители – младенцы Вифлеемские. И полилась тогда кровь неповинная сих младенцев-мучеников, и церковное предание говорит, что воинами бесчеловечного Ирода умерщвлено в Вифлееме и его окрестностях до 14 000 малюток. Видно, у Господа Бога таков уж закон для земнородных: никакая радость, никакой мир на земле не стяжавается без скорбей и страданий. И этому закону благоволил подчиниться Сам Зако­нодатель, ради нашего спасения претерпевший все скорби человеческие. В первые же дни Своей земной жизни Он претерпел и законное обрезание, и гонение от Ирода, и благоволил восприять в соучастники Своих страданий, яко начаток от искупляемого им рода человеческого, целые сонмы невинных младенцев-мучеников, увенчав их венцами нетленной славы.

Применим же, братие, этот закон к себе и поищем в самых скорбях наших утешения себе. Великими скорбями испытуется верующая Русь в наши дни. Испытуется, яко злато в горниле, и очищается от греховности своей испытанием тяжкой войны. Сотни тысяч уже легло костьми и наших братий, верных сынов Отечества, и их кровь, их мученическая кон­чина дают дерзновение нашей матери-Церкви веровать, что они, положившие душу свою во имя той любви, выше которой нет на земле, – любви к вере своей Православной, к Царю- Помазаннику Божию и к родному народу, родной Руси Святой, увенчаваются там, на небе, венцами мученическими. А если так, то не можем ли мы с тем же дерзновением смиренной веры уповать, что эти страдальцы за все, что священно и дорого для русской православной души, выходившие на последний в их жизни подвиг с верою во Христа Спасителя, с самопреданием Его святой воле, особенно после приуготовления к мученической смерти прича­щением Божественных Таин Христовых (о чем свидетельствуют многие военные священ­ники), – что они, возлетев с полей брани душами своими туда, где ликуют сонмы мучеников за Христа, где блаженствуют невинные души Вифлеемских страдальцев, не забудут пред престолом Господа, Судии Праведного, родной им Русской многоскорбной земли и будут просить ей у Господа победы и одоления на супостата, мира и благоволения Божия?

Ирод не победил Божественного Отрочати: “Воинство младенцев, по выражению святителя Филарета, не предало Вождя своего в руки врагов, но своею кровью пожертвовало за жизнь всеобщего Искупителя”. И ныне, – мы веруем, мы уповаем на милость того же Побе­дителя ада и смерти, в яслях смиренно почивающего, но в тоже время адского льва и змия попирающего, что новый Ирод, беспощадно истребляющий своими подводными лодками и убийственными газами мирных жителей и путешественников, среди коих множество и жен­щин, и детей, и старцев, и беспомощных больных, не одолеет нас, что наше христолюби­вое воинство, беззаветно душу свою полагающее, победит его и своею кровью умилостивит прогневанного грехами нашими Господа.

Видел некогда возлюбленный наперсник Христов, Евангелист Иоанн Богослов, под жертвенником Божиим души убиенных за веру, которые возопили громким голосом: “Вла­дыка Святой и Истинный! Доколе не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И сказано было им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число” (Апок. 6:9–11).

Невольно вспоминается это пророческое видение великого таинника Божественных откровений в глубокой скорби нашей, и если мученики за веру вопиют к праведному Судии об отмщении за кровь их, невинно пролиянную, то, дерзаем думать, что и наши стра­дальцы-воины, во имя любви душу свою положившие, не безмолвствуют пред престолом правды Божией, и, указуя на кровь свою, на истерзанные части тела своего, паче же на вели­кую скорбь всей верующей Руси Православной, дерзают в молитве пред Господом ходатай­ствовать об умирении всего мира, и если не об отмщении всемирному супостату, то об усми­рении и вразумлении его и об окончательной победе над ним.

Возлюбленные о Господе братия! Кто из нас с тревогою в сердце не вопрошает: когда же будет конец этой ужасной войне? На этот вопрос отвечаем словами Божественного Откро­вения: когда дополнится число убиенных за Веру и Отечество братий наших. Великий сонм душ их с полей брани возносится к престолу Божию, как жертва любви их к родной земле; сколько еще судил Господь присоединить к ним – это ведает един Он, Бессмертный, в руках Коего и жизнь, и смерть наша. Един Он ведает и то, когда наступит конец этой небывалой войне. Церковь ублажает Вифлеемских младенцев-страдальцев, яко мучеников за Христа; она обещает и нашим христолюбивым воинам, на брани душу свою положившим, венец мученический. А посему – никтоже да плачет о них, – их души в руце Божией! Никтоже да отчаевается за исход войны: с нами Бог! Никтоже да унывает духом: Господь призирает с высоты небесной на все наши скорби, наши немощи, наши нужды и не попустит нам иску­шения выше сил наших!

В светлый праздник мира и радости о Господе Спасителе нашем, нас ради от Девы родившемся, припадая к Его яслям и смиренно склоняя главу свою пред Возлежащим в них, сами себе, и воинов наших, и все судьбы нашего Отечества Христу Богомладенцу предадим. И в этом самопредании Богу мы обретем тот мир благодатный, которого жаждет наше мно­госкорбное сердце и о котором говорит единый Примиритель неба и земли Господь наш: мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам (Ин. 14:27): это – мир с Богом, мир с совестью, о котором воспели Ангелы: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Аминь.

Архиепископ Никон


Источник: Мои дневники / архиеп. Никон. - Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. / Вып. 7. 1916 г. - 1916. - 188 с. - (Из "Троицкого Слова" : № 301-350).

Комментарии для сайта Cackle