Источник

Приложение II. Список настоятелей Спасо – Евфимиевского монастыря

Достоверно неизвестно, кто преемствовал преп. Евфимию; упоминаемый же, вслед за ним, в Прологе и Синодике соименник его Евфимий Подрез, ученик, как сказано там, знаменитого Иосифа Волоцкого, в год преставления преподобного (1404) едва ли еще существовал на свете, потому что сам его святой наставник, современник Иоанна III и Василия Иоанновича, получил известность в конце XV столетия. Так он писал о жидовской ереси, занесенной в Русь жидовином Схарией и поддерживаемой нечестивыми сообщниками его, священниками Дионисием и Алексием, из которых последний до того умел замаскировать злые свои замыслы, что по смерти митрополита Геронтия, в 1490 г., возведен был Иоанном на степень сего первосвятителя. «И тогда, как пишет Иосиф, православные увидели чадо сатаны на престоле угодников Божиих Петра и Алексия, увидели хищного волка в одежде мирного пастыря». А в 1533 г. Иосиф был в распре с новгородским архиепископом Серапионом, за которую гнев великого князя лишил Серапиона епархии, так что она была сиротствующею в течение 17 лет.

Вслед же за Подрезом преемственно настоятельствовали:

1. Исаакий.

2. Иоаким.

3. Кассиан.

4. Герасим.

5. Константин.

6. Кирилл.

7. Геннадий.

8. Давид.

9. Фома упоминается в 1484 г.

10. Евфимий « » 1484 – 8 5 г.

11. Исаакий « » 1500 г.

12 Герасим « » 1506 г.

13. Кирилл « » 1519 г.

14. Герасим « » 1526 г.

15. Герман « » 1540 г.

16. Филипп « » 1541 г.

17. Иссаакий « » 1542 г.

18. Герман « » 1542–43 г.

19. Иоанникий « » 1544 г.

20. Иов « » 1546 г.

21. Герман « » 1548 г.

22. Авраамий « » 1555 г.

23. Михаил « » 1558–1560 г.

24. Авраамий « » 1560 г.

25. Константин упоминается в 1564 г.

26. Герман « » 1564 г.

27. Савватий « » 1565–69 г.

28. Павел « » 1573 г.

29. Иоанникий « » 1574 г.

30. Иов « » 1575 г.

31. Иосиф « » 1580 г.

32. Иов « » 1581 г.

33. Левкий « » 1587–89 г.

34. Иов « » 1596 г.

35. Герасим « » 1606–08 г.

36. Митрофан « » 1616–22 г.

37. Порфирий « » 1630–33 г.

38. Дионисий « » 1640 г.

39. Иоасаф « » 1641–48 г.

40. Варлаам « » 1649 г.

41. Иоаким « » 1651 г.

42. Авраамий « » 1662 г.

43. Варлаам « » 1665 г.

44. Тимофей « » 1665 г.

45. Павел « » 1666 г.

46. Тимофей « » 1680 г.

47. Феодосий « » 1682 г.

48. Тихон « » 1685–90 г.

49. Исаакий « » 1691 г,

50. Тихон « » 1692 г.

51. Иаков « » 1697 г.

52. Варлаам « » 1697–1708 г.

53. Досифей « » 1709 г.

54. Кириак – с 1713 г.

55. Никодим « » 1720 г.

56. Даниил « » 1726 г.

57. Павел – в 1726 г.

58. Питирим – с 1727 г.

59. Симеон « » 1735 г.

60. Кирилл « » 1736 г.

61. Феодосий « » 1760 г.

62. Ефрем « » 1762 г.

63. Соломон « » 1776 г.

64. Гервасий « » 1777 г.

65. Мисаил « » 1778 г.

66. Иоасаф « » 1791 г.

67. Феодорит « » 1795 г.

68. Филарет « » 1802 г.

69. Вениамин упоминается в 1809 г.

70. Мельхиседек « » 1810 г.

71. Августин « » 1818 г.

72. Парфений « » 1820 г.

73. Серафим « » 1836 г.

74. Лаврентий « » 1840 г.

75. Иоаким « » 1842 г.

76. Амвросий « » 1853 г.

77. Илларион « » 1860 г.

78. Досифей – с 3 ноября

79. Серафим (Чичагов) – 14 августа

Многие из этих начальников опочили в Спасо – Евфимиевом монастыре или в подведомых ему владениях. как, например, Ефрем, скончавшийся 12 мая 1774 года, погребен, по завещанию, в Липицах под бывшею там церковью. Некоторые удостаивались перевода на высшие места, как, например, предместник нынешнего настоятеля, архимандрит Илларион, – в ставропигиальный Яковлевский монастырь, а в 1788 году архимандрит Гервасий перемещен в ставропигиальный Бизюков монастырь, отсюда в новгородский Юрьев и потом в 1796 году хиротонисан в епископа, Иоасаф в 1675 году – в митрополиты казанские, Иов в 1506 году – в епископа на суздальскую епархию и Кирилл в 1520 году в архиепископа ростовского.

Привилегии здешних архимандритов в священнодействии дарованы первому основателю монастыря, преподобному Евфимию, «его же, как сказано в рукописи, святитель Иоанн посвяти во иеромонаха и архимандрита и повеле ему священнодействовати в митре сиречь и шапце и с рипидами, и вручи ему правление монастыря и паству духовную словесных овец». Право сие подтверждено было в начале прошлого столетия архиерейскою грамотою следующего содержания: «От преосвященного Игнатия епископа суздальского и юрьевского Спасова–Евфимиева монастыря архимандриту Кириаку. В нынешнем 714 году февраля в день бил челом ты нам преосвященному епископу в Суздале словесно, чтоб тебе служить в обители своей с палицами и с рипидами на ковре и мы о том преосвященному Стефану митрополиту рязанскому и муромскому докладывали; и как к тебе сия наша грамота придет и тебе – быв обители своей, или куды позовут, кроме соборныя церкви, с палицею и с рипидами на ковре служить по нашему благословению. Писана в Москве на нашем архиерейском дворе лета 1714 апреля в 1–й день». В недавнее время, по представлению бывшего настоятеля, о.архимандрита Иллариона, монастырь возведен в разряд 1–го класса, и с того времени, а может быть и ранее, литургийное служение совершается при отверстых царских вратах. По описи за 1660 год значатся в ризнице даже прикладные сулки к архимандричьим жезлам. В наличности их теперь не имеется. Вероятно этими преимуществами почтены были только лично некоторые из настоятелей.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle