Источник

Беседа на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Ефрема Сирина139

Нива веселит нас жатвой, виноградник – плодами для вкушения; а Священное Писание – животворным учением. Но жатва бывает на ниве в одно только время, и в одно также время собирается виноград; а Писание, когда бы ни было читаемо, всегда источает струю животворного учения. Нива, по окончании жатвы, остается праздной, – и виноградник, по собрании плодов, бывает пустым; в Писании же ежедневно собирай жатву, и класы в нем для толкователей не оскудевают: каждый день собирай виноград, и грозди, обретаемого в нем упования, не истощаются. Итак, приблизимся к этой ниве, воспользуемся посеянным на браздах ее, пожнем на ней класы жизни, т. е., словеса Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал ученикам Своим: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят Сына Человеческаго грядуща в царствии Своем (Мф. 16:28). И по днех шестих поят Симона Петра, и Иакова, и Иоанна брата его на гору высоку. И преобразися пред ними, и просветися лице Его, яко солнце, ризы же Его 6ыша белы, яко свет (Мф. 17:1, 2).

Мужи, о которых сказал Господь, что они не вкусят смерти, пока не увидят образа Его пришествия, суть те, которых, взявши с Собою, Он возвел на гору, и которым показал, каким образом в последний день придет во славе Своего Божества и в теле Своего человечества. Господь Возвел их на гору для того, чтобы открыть им, Кто – Он таков, и Чей Сын. Ибо когда Он спрашивал их: кого Мя глаголют человецы быти Сына человеческаго? они сказали Ему: инии Илию: друзии же Иеремию, или единаго от пророк (Мф. 16:13). Поэтому-то Он возводит их на гору, и показывает им, что Он не – Илия, но Бог Илии, – что Он не Иеремия, но Освятивший Иеремию во чреве матернем, – что Он не – один от пророков, но Господь пророков, посылавший их. Он показывает им, что Он есть Творец неба и земли, – что Он есть Господь живых и мертвых: ибо повелел небу, и оно низвело Илию, – дал мановение земле, и она возвратила Моисея. Он возвел их на гору, чтобы показать, что Он есть Сын Божий, предвечно рожденный от Отца, и напоследок дней воплотившийся от Девы, родившийся от Нее, по Своему изволению, неизреченно сохранив невредимым Ее девство: ибо, где хочет Бог, там побеждается естества чин. Бог Слово обитал во чреве Девы, и огонь Божества Его не только не попалил тела Девы, но и сохранил его во время девятимесячного пребывания своего в оном. Так Он Обитал во чреве Девы, не гнушаясь гнилостию естества, и произошел из Нее воплощенный Бог, чтобы спасти нас.

Господь возвел апостолов на гору, чтобы явить им славу Божества Своего, и показать, что Он есть Тот Самый Избавитель Израиля, Который обещан был через пророков и чтобы они не соблазнились о Нем, когда увидят вольные Его страдания, которые Он должен был претерпеть по человечеству за нас. Ибо Апостолы дотоле знали Его, как человека, и не разумели, что Он есть и Бог; они знали Его, как сына Марии, как человека, который дружески обращается с ними, живя в мире; Но Он дал понять им на горе, что Он есть Сын Божий и Бог. Они видели, что Он вкушал и пил, утомлялся и отдыхал, дремал и засыпал, приходил в страх и проливал пот; все же это приличествовало не Божественному естеству Его, а только человеческой природе. Поэтому-то Он возводит на гору, чтобы Сам Отец наименовал Его Сыном, и показал им, что Он есть, воистину, Сын Его и Бог (Мф. 17:5). Он возвел их на гору, и показал им царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде Своей смерти, славу Свою прежде Своего поругания, величие Свое прежде Своего уничижения, чтобы тогда, как Он будет взят и распят иудеями, они знали, что Он распят не по немощи, но по благоизволению Своему добровольно во спасение миру. Он возвел их на гору, и показал им славу Божества Своего прежде воскресения, чтобы тогда, как Он с той же славой Божества Своего восстанет из мертвых, они узнали, что не в награду за труд Он получил славу, как бы не имея ее, но что прежде веков принадлежала Ему слава с Отцом и у Отца, как и Сам Он сказал об этом идя на вольное страдание: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у тебе Самаго славою, юже имеех у тебе прежде мир не бысть (Ин. 17:5). Эту-то славу Божества Своего, невидимую и сокровенную в Его человечестве, Он показал апостолам на горе: ибо они видели лицо Его блистающим подобно молнии, и ризы Его белыми, как свет. Два солнца видели тогда ученики Господа: одно обыкновенное – на небе, а другое необыкновенное; одно, сиявшее над ними и вместе освещавшее мир, а другое, озарявшее только их, т. е., лицо Господа, обращенное к ним. Ризы же Его сделались белы, как свет: поскольку из всего тела Его истекала слава Божества Его, и во всех членах Его сиял свет Его. Не как у Моисея, не одна внешность плоти Его просияла благолепием, но из Него Самого исходила слава Божества Его, из Него восходил свет Его, и в Нем сосредоточивался, не переходил от Него на что-либо другое, оставляя Его, – не со стороны приходил к Нему, чтобы украсить Его, и не был для Него заимствованным. Но не всю пучину славы Своей Господь показал апостолам, а в такой лишь мере, в какой могли вместить зеницы очей их.

И се явистася им Моисей и Илия, с Ним глаголюща (Мф. 17:3). Беседа их с Господом была следующая. Они свидетельствовали Ему благодарение, что Он пришествием Своим исполнил предсказания их, и вместе с ними всех других пророков. Они приносили Ему поклонение за соделанное Им в мире спасение рода человеческого, и за совершение на самом деле того таинства, которое они преднаписали. В этом восшествии на гору была радость пророкам и апостолам. Радовались пророки: ибо увидели здесь Его человечество, которого прежде не видели; радовались и апостолы: ибо увидели здесь славу Его Божества, Которого прежде не разумели. И, услышав глас Отца, свидетельствующий о Сыне, познали из оного Его вочеловечение, которое было для них не ясно. А вместе с гласом Отца уверяла их в этом явившаяся слава тела Его, от неизменно и неслиянно соединенного с ним Божества. И запечатлелось свидетельство троих гласом Отца, также Моисеем и Илиею, которые предстояли Ему, как рабы. И взирали друг на друга пророки на апостолов, апостолы на пророков. Увидели там друг друга началовожди Завета Ветхого началовождей Завета Нового. Святой Моисей видел освященного Симона, – домоприставник Отца увидел домоправителя, поставленного Сыном; один рассек море, чтобы народ прошел среди волн, другой поставил сень, чтобы создать Церковь; Ветхозаветный девственник – Илия видел Новозаветного девственника – Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто припал к персям Пламени. Таким образом, гора стала образом Церкви и Иисус соединил на ней два Завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам есть Податель обоих Заветов, из которых один принял в себе тайны Его, а другой явил славу дел Его.

Петр сказал: Господи, добро есть нам зде быти (Мф. 17:4). О, что говоришь ты, Симон! Если мы останемся здесь, кто исполнит предсказанное пророками? Кто запечатлеет вещания провозвестников? Кто положит конец таинствам законным? Если останемся здесь, на ком исполнится пророчество: ископаша руце Мои и нозе Мои (Пс. 21: 17)? К кому будут относиться слова: разделиши ризы Моя себе, и о одежда Моей меташа жребий (Пс. 21:19)? На ком совершится предсказание: даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта (Пс. 68:22)? кто оправдает собой слова: в мертвых свободь (Пс. 87:6)? Если останемся здесь, кто раздерет рукописание Адама? Кто заплатит долг его? Кто возвратит ему одеяние славы? Если останемся здесь, как сбудется сказанное тебе? Каким образом созиждется Церковь? Как ты получишь от Меня ключи царства небесного? Кого будешь связывать и разрешать (Мф. 16:18,19)? Если останемся здесь: то все сказанное пророками останется без исполнения.

Симон сказал еще: сотворим зде три сени, Тебе едину, Моисею едину, и едину Илии (Мф. 17:4). Симон послан созидать в мире Церковь; и между тем хочет строить скинии на горе, потому что он все еще человечески смотрит на Иисуса, и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. И Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в его скинии, – что Он есть Тот, Кто в продолжении сорока лет творил в пустыне скинию из облака отцам его (Чис. 9:15–23). Еще ему глаголющу, се облак светел осени их (Мф. 17: 5). Видишь ли, Симон, сень устроенную без труда, – сень, которая преграждает зной и не производит тени, – сень, которая молниеносна и светла?

Когда ученики дивились сему, внезапно послышался из облака глас Отца, вещавший сии слова: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте (Мф. 17:5). После гласа от Отца, Моисей возвратился в место свое, и Илия отошел в страну свою, апостолы же пали лицом на землю, и Иисус стоял один: поскольку к Нему одному относился глас этот. Удалились Пророки, и апостолы пали на землю, ибо не на них исполнялся глас Отца, свидетельствующий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте. Сим гласом вразумлял их Отец, что домостроительство Моисея исполнено, и что они должны уже слушать Сына: ибо Moисей, как раб, говорил то, что было заповедано ему, – и проповедывал то, что было сказано ему, также говорили и все пророки, доколе не пришел Отложенный (Быт. 49:10), т. е., Иисус, Который есть Сын, а не домочадец, Господь, а не раб, – Владыка, а не подчиненный, – Законодатель, а не подзаконный. По Божественному естеству Своему Сей есть Сын Мой возлюбленный! Таким образом, Отец открыл на горе апостолам то, что было от них еще сокрыто. Сый провозвещает Сущаго, Отец объявляет Сына. При сем гласе апостолы падают лицом на землю: ибо гром был так страшен, что от звука его потряслась земля, и они пали на землю. Тут они познали присутствие Отца, и только при гласе Сына, воззвавшем их, встали. Ибо, как глас Отца поверг их долу, так глас Сына воздвиг их силой Божества, Которое, обитая во плоти Его и соединившись с ней неизменно, пребывает купно с ней же, в одной Ипостаси и в одном лице без разделения и слияния. Не как Моисей благолепен был по внешности, но как Бог сиял славой. У Моисея поверхность лица его была покрыта благолепием; а Иисус во всем теле Своем как солнце лучами своими, сиял славой Божества Своего. Отец возгласил: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте. Послушайте Сына имеющего нераздельную славу Божества. Ибо Отец и Сын со Святым Духом, одно естество, одно могущество одна сущность, одно царство и к одному и тому же вещал под невысоким именем, но в страшной славе. И Мария называла Его Сыном, по человеческому телу не отлученного от славы Божества Его: ибо один есть Бог, явившийся в мир во плоти. Слава Его свидетельствовала о Божеском Его естестве, которое – от Отца, а тело Его возвещало о человеческом естестве, принятом от Марии; но оба сии естества сошлись и соединились в одной Ипостаси. Единородный от Отца единороден и от Марии. И кто разделяет в Нем два естества, тот будет отлучен от царства Его; и кто сливает оные, лишен будет жизни Его. Кто отвергает, что Мария родила Бога, тот не узрит славы Божества Его; равно, кто отвергает, что Он носил безгрешную плоть, тот не наследует спасения и жизни, дарованной плотью Его. Сами дела свидетельствуют и Божественные силы Его научают рассудительных, что Он есть истинный Бог; а страдания Его ясно показывают, что Он есть истинный человек.

Развращенные умом, не убеждающиеся в этой истине, подвергнутся наказанию в страшный день Его: Ибо, если Он не был плотью: то Мария что носила во чреве? а если не был Бог: то Гавриил кого называл Господом? Если не был плотью: то кто возлежал в яслях? а если не был Бог, то кого славословили снизшедшие ангелы? Если не был плотью: то кто был повит пеленами? а если не был Бог: то кому принесли поклонение пастыри? Если не был плотью: то кто обрезан был Иосифом? а если не был Бог: то в честь кого шествовала по небу звезда? Если не был плотью: то кого Мария питала млеком? а если не был Бог: то кому волхвы принесли дары? Если не был плотью: то кого Симеон носил в объятиях своих? а если не был Бог: то кому сказал тот: «отпусти меня с миром»? Если не был плотью: то кого Иосиф взял с собой, и бежал во Египет? а если не был Бог: то на ком сбылось предсказание: из Египта воззвах Сына Моего (Ос. 11:1)? Если не был плотью: то кого крестил Иоанн? А если не был Бог: то о ком свидетельствовал Отец с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный о Нем же благоволих (Мф. 3:17)? Если не был плотью: то кто постился и взалкал в пустыне? а если не был Бог: то кому служили низшедшие ангелы? Если не был плотью: то кто зван был на брак в Кане Галилейской? а если не был Бог: то кто превратил воду в вино? Если не был плотью: то кто держал хлебы в руках? а если не был Бог: то кто пятью хлебами и двумя рыбами напитал в пустыне пять тысяч народа, кроме жен и детей? Если не был плотью: то кто спал на корабле? а если не был Бог: то кому повиновались ветры и море? Если не был плотью: то с кем Симон Фарисей возлежал на вечери? а если не был Бог: то кто простил беззакония жене грешнице? Если не был плотью: то кто, утрудившись от пути, сидел у кладезя? а если не был Бог: то кто дал Самарянке живую воду, и обличил ее, что она имела пять мужей? Если не был плотью: то кто носил человеческие одежды? А если не был Бог: то кто творил силы и чудеса? Если не был плотью: то кто плюнул на землю, и сотворил брение? а если не был Бог: то кто брением исцелил очи слепого? Если не был плотью: то кто плакал при гробе Лазаря? а если не был Бог: то кто одним словом воскресил четверодневного мертвеца? Если не был плотью: то кто восседал на жребяти? а если не был Бог: то кого со славой встречали толпы народа? Если не был плотью: то кого взяли иудеи? а если не был Бог: То кто словом Своим поверг их лицем на землю? Если не был плотью: то кто терпел заушение? а если не был Бог: то кто исцелил, и на прежнем месте утвердил ухо, урезанное Петром? Если не был плотью: то чье лицо принимало заплевание? а если не был Бог: то кто в лица апостолов вдунул Духа Святого? Если не был плотью: то кто перед Пилатом стоял на судилище? а если не был Бог: то кто устрашил жену Пилатову? Если не был плотью: то чьи одежды взяли и разделили между собой воины? а если не был Бог: то как затмилось солнце при кресте Его? Если не был плотью: то кто висел на кресте? а если не был Бог: то кто потряс основания земли? Если не был плотью: то чьи руки и ноги пронзены были гвоздями? а если не был Бог: то каким образом раздралась завеса храма, расселись камни, и отверзлись гробы? Если не был плотью: то кто возопил: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил (Мф. 27:42)? а если не был Бог: то кто говорил: Отче отпусти им (Лк. 23:34)?. Если не был плотью: то кто был распять на кресте с разбойниками? а если не был Бог: то почему сказал разбойнику: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23:43)? Если не был плотью: то кому давали пить уксус, смешанный с желчью? а если не был Бог: то, чей услышавши голос, затрепетал ад? Если не был плотью: то у кого ребра пронзены были копьем, и истекли кровь и вода? а если не был Бог: то кто сокрушил врата адовы, разорвал узы, и по чьему велению мертвые вышли из гробов, в которых заключены были? Если не был плотью: то кого видели в доме апостолы? а если не был Бог: то каким образом вошел Он, когда двери дома были заперты? Если не был плотью: то у кого Фома осязал язвы гвоздиныг на руках и язву от копья в ребрах? а если не был Бог: то к кому воскликнул Он: Господь мой и Бог мой (Ин. 20:28)? Если не был плотью: то кто вкушал при море Тивериадском? а если не был Бог: то по чьему велению наполнилась мрежа рыбами? Если не был плотью: то кого апостолы и ангелы видели вземлемым на небо? а если не был Бог: то для кого отверзлось небо? кому с трепетом поклонились небесные Силы? кому вещал Отец: седи одесную Мене (Евр. 1:13) как говорит и Давид: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс. 109:1)?Если Он не был Бог и человек: то неверно спасение наше, ложны и все сказания Пророков. Но Пророки возвещали истину, и свидетельства их не ложны: ибо они говорили то, что было повелено, и что внушал им Дух Святой. Поэтому-то и святой Иоанн, возлежавший на персях Пламени, в подтверждение Пророческих сказаний, благословствуя в Евангелии, учил нас такими словами: в начале, бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть. И Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1:1, 3, 14). Тот, Кто – от Бога, Бог, от Отца Единородный Сын, Единосущный Отцу, Сущий от Сущего, Слово предвечное, прежде всех веков неизреченно рожденный от Отца без матери, – Сей Самый в последок дней рождается от Дщери человеческой, от Марии Девы без отца. Воплотившийся Бог принял от Нее плоть и соделался человеком: будучи Богом, Он стал тем, чем не был, чтобы спасти мир. Это есть Христос, Сын Божий, единородный от Отца, и единородный от Матери.

Исповедую, что Он есть совершенный Бог и совершенный человек, нераздельно, неслитно и непреложено познаваемый в двух естествах, соединенных в одной Ипостаси, или Лицо, – что Он восприял плоть, одушевленную душей разумной и мыслящей, и был по всему подобен нам, кроме одного греха. Он – земной и небесный, временный и вечный, имущий начало и безначальный, бывший до времени и сущий во времени, сотворенный и несотворенный, причастный страданию и непричастный, Бог и человек, в том и другом совершенный, единый в двоице, и двоичный в единице. Одно Лицо Отца и одно Лицо Сына, и одно Лицо Духа Святого; но одно и тоже Божество, одна сила, одно царство в трех Лицах, или Ипостасях. Так мы прославляем Святую Единицу в Троице, и Святую Троицу в Единице. Что возгласил Отец с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте, – то приняла Святая вселенская Церковь Божия. Во имя этой Святой Троицы она крещает в жизнь вечную, Ее исповедует нераздельно, Ей поклоняется неложно, Ее признает и прославляет. Этой Три Ипостасной Единице – Отцу и Сыну и Святому Духу подобает слава, благодарение, честь, держава, величие, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь140.

* * *

139

Сконч. в 379 г.

140

Творения св. Ефрема Сирина в русск. перев. Изд. четвертое. 1895 г., часть II, стр. 50–59; ср. Христианск. Чтен. 1836 г. ч. III, стр. 113–132.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle