Источник

Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Благословен Бог! Сегодня благовременно всем нам громко произнести пророческое изречение, сообща восхвалить нашего всех Господа и сказать: кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворить вся хвалы Его (Пс. 105:2)? Сегодня наш Начаток (1Кор. 15:20) восшел на небо, и Тот, Кто восприял Себе нашу плоть, получил Отческий престол, чтобы примирить рабов с Богом, уничтожить древнюю вражду и даровать еще живущим на земле людям мир вышних Сил. Общие у нас сегодня награды за победу над диаволом, общие воздаяния за борьбу, общие возмездия за подвиги, общие венцы, общая слава. Поэтому возвеселимся все, видя, что наш Начаток восседает в горних, и что наше естество занимает место на троне одесную Бога.

Если дивный Пророк ублажает имеющих племя в Сионе и южики во Иерусалиме (Пс. 31:9), то гораздо более надлежит радоваться и утешаться нам, видящим, что наш Начаток восшел на самую вершину неба и занял царский престол. В самом деле, размысли, возлюбленный, сколь велика благость нашего Бога и сколь неизреченно домостроительство Его, проявившееся в отношении к нашему роду, из–за диавольского обольщения изгнанному из рая, – и на какую высоту вдруг Бог возвел его, подпавшего столь великому проклятию! И каким образом мы, оказавшиеся недостойными земли, сегодня возведены на небо, и наше естество, которое прежде было сочтено недостойным даже рая, заняло на небе первое место, – естество, бывшее для демонов предметом поругания, сегодня встречает поклонение себе со стороны ангелов и горних Сил! О, блаженная зависть! О, драгоценные козни! О, зависть – причина прекрасных дел, виновница бесчисленных наших благ, ты родила закон бессмертия! Тот лукавый демон, позавидовав нашему естеству, имевшему местопребывание на земле, теперь видит, что ему (естеству человеческому) поклоняются на небе, и, похитив, как он думал, великое и несравненное, теперь видит, что мы наслаждаемся бо́льшими и блистательнейшими, по сравнению с прежними, благами. Поэтому-то сегодня я и веселюсь и радуюсь, – приглашаю и вас принять участие в моем ликовании. Недостойные и земной чести, мы вознеслись к наивысшему царству, поднялись выше небес, достигли царского престола; и естество, из–за которого херувимы охраняют рай, шествует, встречая поклонение. Поэтому, возлюбленный, приди в изумление пред мудрым планом твоего Господа и прославь Его, даровавшего тебе столь многое. Щедрость дара превзошла величину наказания. В самом деле, обрати внимание: мы были изгнаны из рая, а введены в самое небо; мы были осуждены на смерть, а нам даровано бессмертие; мы навлекли на себя неблаговоление и были отринуты, а теперь удостоены имени чад Божиих, и не только чад, но и наследников, и не только наследников, но и сонаследников Христовых. Смотри, насколько дарованное нам Господом важнее по сравнению с тем, что было у нас отнято! Но когда ты слышишь, что Он восшел и вознесся, то остерегайся предположить, что в отношении к Богу возможно нисхождение в смысле места: Божество все наполняет и всюду присутствует – и нет места, где бы Бог не находился, как все надзирающий и как Творец всего. Тело, восприяв которое Он соблаговолил явиться на землю, – одного происхождения с нашим: оно одинаково с нашим во всех отношениях; возносящееся тело – наше. И поэтому сегодня все вместе громко произнесем то пророческое изречение: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс. 56:6), и отпразднуем это светлое и блистательное торжество, так как все без исключения насладились и даром Господним.

Как человеколюбивый господин, полюбив своего слугу, не гнушается, вследствие любви к нему, облекаться в его платье: так и Господь наш Христос, возлюбив наше естество и видя, что оно впало в бездну зла, что не имеет никакой надежды на спасение и что нуждается в великом снисхождении, – соблаговолил восприять наше тело. И поэтому, явившись в мире, Он освободил всех людей от заблуждения и возвел к истине, – и в Евангелии восклицает, говоря: не приидох призвати праведники, но грешниники на покаяние (Мф. 9:13). Итак, (Господь), что́ восхотел, совершил: человеческое естество, лежавшее долу, восставил, и проявил столь великое человеколюбие, что человеческий разум не может обнять смысла происшедших событий. Скажи мне, каким образом мы, навлекшие на себя неблаговоление, оказавшиеся недостойными земли и лишенные земной чести, вдруг возведены на столь великую высоту? Почему войне наступил конец? Почему гнев более не проявляется?.. В самом деле, необыкновенно и величайшего изумления преисполнено то обстоятельство, что не мы обратились за помощью, но что Сам Он, праведно негодующий на нас, явился Ходатаем за нас, и таким образом возник мир. И Павел восклицает, говоря: по Христе, убо молим, яко Богу молящу нами (2Кор. 5:20). Видишь ли изумительнейшую мудрость, видишь ли неизреченное Господне человеколюбие? замечаешь ли необыкновенное попечение? Теперь уничтожено жало смерти; теперь положен конец победе ада; теперь ниспровергнуто могущество смерти; теперь упразднена вражда; теперь угасла долговременная война. Люди тогда уподобились ангелам: они соединились с последними и, вследствие соименности той и другой сторон, возник тесный между ними союз. Общий всем Господь, примирив Своего Отца с человеческим родом, вознесся. А что Он вознесся по той причине, послушай о том Его Самого: уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16:7). В доказательство нашего примирения, Он обещает послать нам Утешителя. В самом деле, обрати внимание на то, что́ далее и с какой заботливостью прибавлено Господом: и Он, – говорит Господь, – наставит вы на всяку истину (Ин. 16:13). Ясно, что ниспосланный Святый Дух будет путеводить к истине всех нас, заблуждающихся и склоняющихся то в ту, то в другую сторону. Так как Сам Бог гневался на нас, а мы в такой степени отвращались от человеколюбивого Владыки, то Господь наш Христос, явившись Посредником, совершил примирение. Он, воистинну, сокрушил средостение ограды (Еф. 2:14). Поэтому, взирая на Господа наших начатков, мы имеем уже добрые надежды. И вот, что бы ты ни сказал, я более не боюсь: скажешь ли о черве, или об огне, или о наказании, или о скрежете зубов, или о чем бы то ни было, – все презираю без труда, взирая на мои начатки, т. е., на Христа, Который восседает в горних и почти беседует со Своими людьми и взывает: «оставьте, наконец, свою беспечность и познайте свое благородство, размыслив о количестве даров, во владение которыми имеете вступить, спустя немного времени». .

Живя вместе с апостолами, (Господь) повеле им от Иерусалима, не отлучатися, но ждати обетования Отча (Деян. 1:4). Заметь и в этом попечение Господа: видя немощь человеческого естества и зная, что оно сильно нуждается в поддержке, Он даровал помощь Святого Духа, чтобы человек стал неодолим диавольскими кознями. Случилось подобное тому, как если какой-либо прекрасный полководец заметит, что находящиеся под его начальством воины не выносят неприятельских угроз, но поражены страхом, и укрепит всех их, отовсюду оградив щитом, шлемом и остальными принадлежностями полного вооружения: так и Господь наш Иисус Христос, увидев, что могущество противных сил велико, и что поэтому человеческое естество имеет большую нужду в помощи, даровал благодать Святого Духа, чтобы человек, прежде боявшийся демонских полчищ, теперь явился для них страшным и привел их в ужас, и дабы одним только появлением своим обратил коварного змия в бегство. Такова благодать Святого Духа: где бы она ни явилась, она обращает демонские полчища и все враждебные силы в бегство. Приимете, – говорит Господь, – силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии, и даже до последних земли (Деян. 1:8). Что же это была за сила? – Об этом Он говорил им немного раньше: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, бесы изгоняйте (Мф. 10:8) и т. под.; по Его словам, не будет ни одной столь тяжкой болезни, которая не уступила бы силе Святого Духа. Причиной столь великих для нас благ явился настоящий день. Сегодня ангелы, видя, что наше естество блистает с высоты Царского престола, – получили то, чего давно сильно желали. А чтобы ты понял различие между рабом и Господом, обрати внимание на то, что, когда возносился Илия, он восходил на огненной колеснице; когда же Господь наш возносился со Своей плотью, при Его восхождении Ему служило облако. Зрящим им, – говорит Писание, – взятся, и облак подъят Его от очию их (Деян. 1:9). И тот, т. е., Илия восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь. Се мужа два стаста во одежди беле и говорят им (апостолам): сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его (Деян. 1:10, 11). Когда надлежало быть призванным рабу, то за ним посылалась колесница; когда же – Сыну, то – царский престол, и не просто престол, но самый Отческий престол. Послушай, что велегласно говорит об Отце Исаия: се Господь седит на облаце легце (Ис. 19:1). Поэтому Он ниспослал облако и Сыну. Илия, восходя, оставил свою милоть Елисею; Иисус же, возносясь, излил на Своих учеников благодатные дарования, производящие не одного пророка, но бесчисленных Елисеев, лучше же сказать: гораздо более великих, чем Елисей, и более, чем он, блистательных.

Обдумывая все это, возлюбленные, отплатим с своей стороны нашему Господу своей прекрасной жизнью, чтобы, как Он прославил нас Своими благодатными дарованиями, так и мы своими добродетельными поступками и прекрасной жизнью соделали бы Бога милостивым. Итак, прославим нашего Господа и с презрением отнесемся к заманчивому великолепию настоящих вещей; этого рода наставление – самое наилучшее: оно может и неверных руководствовать к истине, так как они не столько обращают внимания на наши слова, сколько на наши дела. Поэтому и Христос говорил: блажен, иже сотворит и научит (Мф. 5:19), – говорил, разъясняя, что учение делами более совершенно, чем наставление словами, и что оно в большей степени, чем последнее, в состоянии привести на истинный путь людей невежественных. Постараемся же угодить Богу и тщательно устроить свою жизнь, чтобы получить себе благодать Духа и, при помощи силы Его, с бо́льшей легкостью упражняться в делах добродетели, потому что, где благодать увидит душу трезвую, там она изливается обильно. Поэтому, прошу, настроить себя должным образом, чтобы, укрепляемые силой Духа, мы беспечально провели настоящую жизнь, получили будущие блага и удостоились небесного царства, что́ да получим все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, искупившего нас честной кровью живоносного ребра Своего и освободившего нас от заблуждения и от рабства. С Ним подобает честь и сила, всякая слава и великолепие Отцу и Святому Животворящему Духу ныне и присно, и во веки веков. Аминь80.

* * *

80

См. Bibliot. Patr. Concionator. Fr. Combefis, tom. IV, p. p. 407–408; Полн. Собр. Творен, св. Злат., изд. 1897 г., т.III, стр. 849–853. В Curs. Compl. это слово причисляется к разряду Spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle