Источник

Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Предо мною открывается блистательное церковное зрелище, возбуждающее не суетный смех у людей, а неистовую скорбь у диавола. Он видит в горних тот Корень, Который воскрешает находящихся в преисподней мертвецов; он видит, что на земле Преданный им на крестную смерть, теперь взирает с неба, – видит, что земля наполнилась ангелами, – видит, что воздух необычно становится проходимым, – видит, что небесные Силы выходят навстречу, – и слышит, что одни из них говорят: возьмите врата князи ваша, и внидет Царь славы, а другие, в свою очередь, встречая и сопровождая Христа, восклицают: Господь силен в брани (Псал. 23:7–8). В какой брани? – в той, которую Он предпринял за нас с всеобщим врагом. Последнего не был в состоянии преодолеть никто из людей – ни из пророков, ни из праведников. Все находились под тиранией царствовавшей тогда смерти, пока не явился Царь веков, Который, связав сильного, взял его оружие. И когда пригвождали Господа ко кресту, то Силы небесные были приведены этим в изумлении, – вся тварь пришла в смятение, видя новое таинство и созерцая страшное, происходившее на земле, зрелище. Земля поколебалась, море пришло в движение, бездна взволновалась, вся тварь пришла в страх; ужаснулись светила небесные, солнце и луна обратились в бегство, звезды померкли, день не устоял; после того, как раздралась в храме завеса, устрашенный ангел улетел оттуда; мрак наполнил землю, стихии отступились от своего порядка, день изменился. Видя своего Господа и Творца висящим на древе, творения не могли перенести этого. Тогда ад подвергся разрушению, врата его сокрушились, и запоры его были сломаны. Пророчествуя об этом, Давид говорит: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи (Пс. 106:16). Царствовавшая смерть тогда была низринута под ноги Христа и с триумфом повлечена, как пленница. Воскресая нетленным и преславным телом, Он сокрушил силу врага, расстроил его замыслы, низшел в царство ада, разрушил вражий престол, совлек с врага диадему, уничтожил его царские жезлы и сказал находившимся в аду пленникам: «идите, все племена народов, к Отцу и Богу; идите и получите освобождение от рабства. Я вывожу вас из рабства на свободу, из тьмы в свет, из области тирана в государство, управляемое Царем. Я, Христос, благовествую вам жизнь. Поэтому уже и не бойтесь тирана, но презирайте страх смерти, голод и скорбь, узы, темницу и беды. Этого боится войско тирана, которое разбито. Из всех только Я один – победоносный Царь, пострадавший за вас Своей плотью». Итак, Он – поистине непреодолимый и могущественный Господь; Он силен в брани; Он – Царь славы, мужественно изведший скованных узников, и находившихся в гробах. Относительно Его говорил Давид: возшел еси на высоту, пленил еси плен (Пс. 67:9).

Конечно, всякий христианский праздник – осуждение диавола; а нынешний – в особенности. Во все остальные праздники, проявляя свою злобу и нисколько не успевая в своих намерениях, он (диавол) все–таки ликовал. Например: когда Дева чудесно, неизглаголанно родила, – стал клеветать, что Она – не дева; когда Питающего всякую тварь вскармливала Мать, тогда диавол внушил Ироду мысль избить младенцев, надеясь среди них захватить Неудержимого; Поспешавшему ко крещению, (диавол) приготовляет затем искушение; когда Господь беседовал с иудеями, то, по действию диавола, подвергался с их стороны злословию, а когда творил чудеса, то, по диавольским же наветам, иудеи пытались побить Его камнями; диавол предпочел Ему убийцу и разбойника; вместе с Распятым распял разбойников; у Погребенного запечатал гроб; когда Христос воскрес, то диавол превратно толковал Его воскресение; а когда Господь возносился и шествовал на небеса, то диавол уже не мог сказать чего–либо, но в еще большей, чем прежде, степени изранил свою голову. Поэтому, сегодняшний праздник более тягостен для диавола, чем всякое другое торжество, так как последний видит, что ангельское воинство все и повсюду ликует, что одни ангелы сопутствуют Господу, а другие шествуют впереди Его, иные – на встречу Ему, некоторые, в свою очередь, беседуют с ликом апостолов и говорят: мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо? Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде (снова) приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1:11). Сей Иисус, показавший множество знамений. Итак, день Господня вознесения причинил диаволу, как сказано скорбь, а верным – веселие... Вследствие Господня вознесения все веселится вместе с нами. Поэтому и я произнесу пред вами слова Давида, которые он прекрасно изрек по поводу Господня вознесения: вси язы́цы восплещите руками, воскликнете гласом радования. Господь во гласе трубне взыде (Пс. 46:2, 6) туда, где Он был, – вознесся туда, откуда и не отлучался. Сшедый, Той есть и восшедый превыше небес (Еф. 4:10): не иной явился пророкам и обращался с апостолами, не иной находился в лоне Отца и был судим Пилатом, не иной был пригвожден ко кресту гвоздями и шествовал на Херувимах, не иной был обвит Иосифовой плащаницей и объемлет дланью тварь, не иной был положен в гроб и восхваляем Серафимами; но, именно, Тот Самый, Который сидит с Отцом и бессеменно зачат в девственной утробе. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс. 46:6). Творец веков, – Тот, Который привел все из небытия в бытие, Создатель Адама, – Тот, Который произвел человеческое естество, Который переселил угодившего Ему Еноха в страну жизни, сохранил Ноя среди вселенной, призвал патриарха Авраама из Халдейской земли, через Исаака предизобразил таинство креста, даровал Иакову рождение двенадцати сыновей, подверг испытанию терпение Иова, поставил Моисея вождем народа, преисполнил Самуила пророческим даром еще во чреве его матери, избрал пастыря овец – Давида царем, даровал Соломону мудрость, в вихре вознес Илию на огненной колеснице, вдохнул в пророков силу предвидения будущего, апостолам сообщил дар исцелений, – Тот, Который сказал им же: дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16:38), – Он есть Господь славы, вознесшийся на небеса в воскликновении (Пс. 46:6) и севший одесную Отца. По покорении Ему ангелов, властей и сил (ср. 1Кор. 15:28), да приимет наши напряженные молитвы и да соделает нас победителями искушений мира! Да подчинит нам все войско нечистых духов, говоря нам: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию (Лк. 10:19)! Да сохранит нас невредимыми и беспорочными, здравыми и целыми душей, телом и духом исполненными правды и доброделания – Бог всяческих, соблаговоливший собрать нас воедино для совершения спасительного празднества! Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь81.

* * *

81

См. Bibliot. Patr. Concionator. Fr. Combefis, tom. IV, p. p. 410–411; Полн. Собр. Творен, св. Златоуста, т. III, изд. 1897 г., стр. 854–856. В Curs. Compl. Patrolog. Migne это слово причисляется к разряду Spuria.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle