Источник

Слово на Успение Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (Небесная слава Матери Божией). Святого Леонтия Карповича

Прославляющия Мя прославлю, – говорит Сам Господь (1Цар. 2:30). Какою же славою? – Славою воистину великою, славою неизреченною. «Что будет тому мужу, которого хочет прославить царь?» – спросил Артаксеркс Амана (Эсф. 6:6). Тем справедливее мы можем сказать теми же словами: «что будет тому человеку, которого хочет прославить Царь царей и Господь господей?» Конечно, кого всемогущий, щедрый и всесодержащий Господь хочет почтить, тот получит в дар не кое–что, не что-нибудь. Он – велий Господь, и величию Его несть числа, Он есть бездна милосердия и Отец щедрот: посему какова же та слава, которою прославляет Он тех, кого хочет прославить на земле и на небеси? – А именно такая, о коей Он Сам говорит к Богу Отцу Своему: Аз славу, юже дал еси Мне, дах им (Ин. 17:22). А если Он дает, то кто может отнять ее у них? Бог прославляет: кто же смеет уничижать их? Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже (Пс. 138:17). Ибо знаю, что, прославляя их, я славлю пречестное и великолепное имя Твое, от которого они получили все то, чем утешаются, и для которого они с веселием переносили тягчайшие беды и скорби и претерпели самые страшные и жестокие муки. Похваляя их преславные деяния, ужели я не отдаю хвалы Тому, о Ком Пророк говорит: дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев (Пс. 67:36)? И, воистинну, дивен Он и предивен и славен во святых Своих; дивны и славны и все свв. угодники Божии в Том, Кто благоволил удивить и прославить их в Себе, а Себя в них!

А если так велика слава, которою Господь прославляет Своих слуг и угодников, то какова же должна быть та слава, которою Он прославил пречистую и преблагословенную Свою Матерь? Поистине, как солнце превосходит все звезды своею светлостию, так и Она превышает всех угодников Божиих славою, величием и Своими заслугами. Посему Св. Писание именует Ее не только звездою утреннею и зарею, не только луною, но и самым солнцем (Песн. 6:9; Пс. 18:5); и не только солнцем, но и небом, и на самом небе высочайшим престолом (Пс. 113:24; 46:9), и троном превышнего Царя. И наконец, Она именуется тем преславным царственным градом, к которому главным образом относятся оные пророческие слова: преславная глаголашася о Тебе, Граде Божий (Пс. 86:3). И действительно, преславные, великие и предивные глаголы изречены были о сем преславном одушевленном Граде присноцарствующего Царя, – были изречены и в законе, и у пророков, и никогда не перестанут быть повторяемы: ибо не престанет язык христианский прославлять Матерь Божию, не престанет разум не только человеческий, но и Ангельский удивляться Ея славе, не престанет боголюбивое сердце любить Ее и утешаться Ею... Сам превышний Творец благоволил устроить сей Град одушевленный для Себя Самого: Премудрость созда Себе дом (Притч. 9:1). Премудрость оная превышняя, Премудрость оная превечная – Христос Спаситель наш создал для Своего пребывания сию одушевленную Палату: сколь же должна быть она чудна и прекрасна!

Премудрый Творец неба и земли благоволил предначертать сей Рай, сей Град Свой одушевленный, в разных прообразах и изречениях ветхозаветных. Во–первых, в раю, в той чистой земле, из которой Он создал чистого и невинного человека, предъизобразил ту мысленную Землю, от Которой, по слову Пророка, Истина – Христос возсиял (Пс. 84:12). Во–вторых – в ковчеге Ноевом, в котором сохранены от всемирного потопа всякие творения, Бог предъизобразил тот мысленный ковчег, в котором природа человеческая спасена от вечного потопа огненного. И во многих различных образах Ветхого Завета Она прообразована. Моисеева купина, огнем горящая и несгораемая, прообразовала сию Купину, в которую, вселившись, Огнь Божества не опалил Ее, а только просветил. Море Чермное, как до перехода, так и по переходе чрез него Израильтян непроходимое, прообразовало бессеменное рождество Бога Слова и пренепорочную прежде рождества и по рождестве чистоту девства Богоматери. Чудесно процветший жезл Ааронов прообразовал сей мысленный Жезл из корене Иессеева, из которого процвел чудным и непостижимым рождеством Цвет Христос Спаситель наш. Скиния Моисеева прообразовала ту мысленную Скинию, в которую вселилось и пребывало во плоти превечное Слово Божие. Ковчег завета из не гниющего дерева прообразовал сей мысленный Кивот, пречистая плоть Которого не увидела тления. Трапеза с хлебами предложения прообразовала ту мысленную Трапезу, Которая носила Хлеб животный, сшедший с небесе. Стамна златая с манною прообразовала мысленную Стамну, содержащую Манну, от Которой аще кто снесть не умрет во веки (Ин. 6:50). Кадильница златая прообразовала ту мысленную Кадильницу, Которая, будучи уготована из чистого злата – чистой и нелицемерной любви, наполнила весь мир благоуханием духовных аромат. Скрижали Завета прообразовали ту мысленную Скрижаль, на Которой перстом Отчим написалось превечное и соприсносущное Ему Слово. Храм Соломонов и Святое Святых прообразовали ту мысленную Святыню, в Которую вошел один только небесный вечный Архиерей – Христос. Заключенные врата Иезекиилевы прообразовали ту мысленную Дверь, в Которую никто другой не входил, кроме того всемогущего Князя, иже упасе люди Своя – Израиля. Лествица Иакова прообразовала ту мысленную Лествицу, которая возвысила униженную грехом природу нашу от земли на небо. Руно Гедеоново прообразовало то одушевленное Руно, на Которое тихим и недоведомым образом сошла с неба Роса – Христос, в то время, когда вся земля была бесплодна и подвержена проклятию. Гора, от которой, по видению пророка Даниила, отторгся камень без помощи рук и сокрушил истукана, прообразовала ту мысленную Гору, от Которой без мужа происшедший Камень краеугольный, Камень живой, Христос Спаситель наш разрушил царство князя тьмы и основал Свое вечное царство. Но кто исчислил бы все прообразы, в которых сей Град одушевленный – Матерь Божия издалече была показуема праотцам, жаждавшим увидеть Ее?...

Все те, которые с плачем много раз взывали: Господи, приклони небеса и сниди. Седяй на херувимах, явися! Все они хорошо знали, что они не могли дождаться пришествия в сей мир Христа, пока не устроена для Него одушевленная скиния: ужели же они не жаждали видеть хотя прообраз той счастливой Правнуки своей, той славной Сродницы своей, ради Которой и сами они возвеличены? Ужели они не возлюбили Ее от всего сердца, ужели не приветствовали Ее: «Ты похвала Иерусалиму, Ты веселие Израилю, Ты слава народа нашего» (Иуд. 15:9)? Преимуществом Оного Преславного Града можно назвать и то, что Всевышней Архитектон положил самое основание стен его на превысоких горах, как свидетельствует о том Пророк говоря: Основания его на горах святых (Пс. 86:1). Куда едва только достигали самые вершины прочих зданий, высоко возведенных, или, лучше сказать, даже и достигнуть не могли, – там положен первый камень в основание оного града: чего все святые угодники Божии, совершенством жизни и благочестия, едва достигли, или лучше сказать, еще не могли достигнуть, с того Пречистая и Преблагословенная Дева в юности Своей начала проводить первые начатки жизни. С самого младенчества увеселяла Ее преизобильная благодать Пресвятого и Животворящего Духа. Другим святым дана была благодать и духовные дары отчасти; а на Пресвятую Богородицу излилась вся полнота благодати. Посему-то Посланник и Воевода небесных чинов называет Ее Обрадованною, то есть исполненною благодати (Лк. 1:28). Посему-то сей обитатель небесного жилища, непрестанно предстоящий престолу Божию, должен был удивляться выше ангельской Ея чистоте, как воспевает Церковь: Красоте девства Твоего и пресветлой чистоте Твоей Гавриил удивляяся, вопияше Ти, Богородице: каковую Ти похвалу принесу достойну? что же нареку Тя? Недовем и чуждуся.... А если Она полна благодати, то в Ней нет ни малейшего места и доступа чему-нибудь неблагодатному. И если у Архангела не достает слов к прославлению величия Богоматери, то, как достанет их у нас? Она, воистину, превыше всяких похвал не только человеческих, но и ангельских. О, Мати Божия! Для сего довольно одного славного имени: «Богородица»! Что сказал Апостол о Сыне Твоем: толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя (Евр. 1:4–5), – в том же роде можно сказать и о Тебе. Ты удостоилась наименования честнейшего и славнейшего пред всеми ими: ибо они называются слугами, а Ты – Материю; они князьями Царя Небесного; а Ты – Царица и Владычица Небесного Чертога; они стоят пред престолом Всемогущего Царя славы раболепно, как слуги, – а Ты, поставленная одесную Его, имеешь дерзновение, как Матерь. Итак, справедливо, и весьма справедливо Церковь Божия именует Тебя, одушевленную церковь, «Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим». Того, Кому они предстоят со страхом и трепетом (3Ездр. 8:21), – Ты восприяла в Пречистую Свою утробу; Того, на Кого они зрети не смеют, закрывая лица крылами (Ис. 6:2), – Ты носила на Пречистых Твоих раменах. Ты повивала пеленами Одевающегося светом яко ризою, Ты питала млеком Исполняющего всякое животное благоволением. О. поистине, – еще раз повторяю, преславная глаголашася о Тебе, Граде Божий, если Ты стяжал столь преславное имя! И подлинно, если, при внесении кивота сени законной в храм Соломонов, он весь столь наполнился славою, что священники, по слабости своей природы, не могли стоять там (2Пар. 5:13, 14; 3Цар. 8:10, 11): то какова же слава наполнила Тебя, каково же благолепие святости украсило Тебя, когда не кивот завета, но Сам Творец закона и Пророков вошел в Тебя и пребывал в Тебе, как в прекраснейшем Чертоге? Не без причины некоторые из славных церковных учителей называют Ее величайшим и первейшим чудом в мире. Нет в Ней ничего такого, что не было бы дивно и славно, как о том Церковь говорит Сей Одушевленной Церкви: «вся паче смысла вся преславная Твоя, Богородице, таинства.» Дивно было Ее зачатие, дивно рождество, дивно воспитание; дивна и превыше человеческого естества святость всей Ее жизни; дивно и паче ума и слова в Ее девственной чистоте матернее плодоношение. Дивно также и превыше обычного закона природы преславное и всечестное Ее успение, и столь дивно, что не только люди, но и воинства бесплотных должны удивляться ему, как о сем воспевает Церковь Божия, говоря: «Ангели успение Пречистыя видевше удивишася».

Знамение велие явися на небеси (Откр. 12:1). Знамение и чудо весьма великое и радостное, и веселие явилось не меньшее, не только на земли, но и на небеси. Дивится и веселится земля, слыша и видя дивные и необычные события: ибо видит посланника Царя Небесного, видит великого Архистратига славы Господней, приносящего из далекой страны Сему Преславному Граду не только весть, но и дар, никогда дотоле на свете невиданный; видит его, держащего в руках пальмовую ветвь из сада и вертограда райского, и отдающего ее в руки сему Одушевленному Раю, в знамение девственного торжества и победы над смертию. Слышит также от него сию новую весть, что для Матери уготовано Сыном достойнейшее наследие или имение. Ибо, хотя дети, по слову Апостола, и не обязаны снискивать и готовить имения родителям (2Кор. 12:14), однако здесь сии реки идут вспять: не Матерь Сыну, но Всесильный и Пребогатый Сын уготовал достойнейшее наследие Пречистой и Преблагословенной Матери Своей.

О, Пречистая и Преблагословенная Владычице наша Богородице! Воистину желанную и всерадостную новую весть услышала Ты! Ибо что более желанного, более утешительного могло быть возвещено Тебе, как переселение к Тому, Которого Ты возлюбила более Себя Самой, и неразлучное вечное пребывание с Ним? Прежде Тебя пошел Единородный Сын и Бог Твой к Безначальному и Соприсносущему Отцу Своему, дабы там, в Его и Своем чертоге, уготовать место Тебе, Одушевленному Кивоту. Пошло Мысленное Солнце на оный мысленный небосклон, чтобы там освещать тот Горний Иерусалим, о котором св. Иоанн говорит, что светильник его есть Агнец (Откр. 21:23); а Тебя, Светило великое, – Тебя, добрую и совершенную Луну (Песн. 6:9; Пс. 88:37, 38), вместо Себя оставил на земле, дабы мысленные звезды, то есть, Апостолы и их преемники, от Тебя восприимали свет Евангельского учения, который прежде всех и по преимуществу воссиял на Тебе, как на высочайшей горе (Авв. 3:3), – чтобы, наконец, во всех бедах и напастях своих они почерпали в Тебе, как Источнике жизни, сладкую воду духовной радости и утешения. Итак, немало времени оставалась под кущами земного странствования Ты, Одушевленная Скиния Завета Божия; но Ты видела неотложную в том потребность, – и терпеливо и охотно сносила тяготу странствования Своего.

Однако, в сие время, как свидетельствуют достоверные историки, Она не только никогда не опускала из сердца уязвленного любовию к Нему (Песн. 2:5), воспоминания о Пресвятом и Превожделенном Лице Его, но не хотела выпустить из очей и видимых знаков Его благодеяний, имея обычай почти ежедневно обходить все те места, с которыми было соединено воспоминание Его человеколюбного Промысла и таин спасения нашего: рождества, распятия, погребения, воскресения и вознесения на небеса; и оные любезно целовала и обливала слезами. На том месте, где Возлюбленный Сын и Бог Твой совершил с учениками тайную вечерю, где и по воскресении являлся дверем затворенным (Ин. 20:26), где щедро и обильно излиял на них Пресвятого и Животворящего Духа в день Пятьдесятницы, – в оной горнице, именуемой Cионом, Ты, Мысленный Сион, непрестанно пребывала в дому Иоанна Богослова, который, как чистый девственник, Тебе, Пречистой Деве, был предан от Сына и Бога Твоего, по завещанию Его, как слуга и сын благодати (Ин. 19:26).

Даруй, Милосердая Матерь милосердия, да будет уделена и нам, бедным и немощным рабам Твоим, хотя некая частица сего святого и благоговейного чувства! Даруй, да упадет в наши хладные сердца хотя некая искра сей пламенной любви, дабы мы со страхом любви и благочестивою радостию прославили ту великую и неизреченную радость Твою, которою преисполнилось пресвятое сердце Твое, полное всяких небесных даров, – в тот день, в который осуществилось столь долгое и горячее чаяние Твое!..

О, если бы мы узрели бывшее прежде оного (успения) чудесное от всех четырех стран мира и ветров собрание в то место вселенских проповедников Евангелия и Апостолов и снесение их на облаках небесных, дабы воздать конечное служение Тебе, Одушевленному Божию Кивоту, и от Тебя, как от Матери Господа Своего, принять благословение!

Дивилась земля, видя на себе совершающиеся таковые чудеса, – дивилась, слушая оное пресладкое и дотоле неслыханное пение не только всего Богоизбранного Апостольского Собора, но и незримых Ангелов, при провождении Ковчега Божия до Гефсимании и потом в течение трех дней. Дивилась, видя величайшие чудеса и благодеяния Божии, которые Господь являл, щедро и милостиво отверзши в то время пребогатую сокровищницу благ Своих: Он раздавал не монету денежную, но здравие – недужным, хождение – хромым, прозрение – слепым (не только чувственных, но и духовных очей), покрытым ранами – исцеление не только тела, но и души, отверзал уста немых творил ясными язык гугнивых и, воздвигая чад Аврааму, даже из самого камени (Мф. 3:9), повелевал оным поведать величии Свои. Дивилась всему тому земля, но еще более удивилась, когда узрела сошествие на себя Самого Господа и Творца Своего с бесчисленным множеством бесплотных слуг Его и Сил Небесных, когда Он, как Творец закона, исполняя закон, повелевающий почитать родителей (Исх. 20:12), оказывал почтение, приличествующее Матери, как о том свидетельствует Церковь Божия в песнопении своем: «Превышния небесныя силы с своим Владыкою пришедше, Богоприятное и пресветлое тело предсылающе, ужасом одержими, прекрасно предъидяху». Дивилась, наконец, земля, видя, что Источник жизни, – как воспевает Церковь Божия в тот же всесветлый праздник, – во гробе положился, и гроб стал лествицею к небу. Дивилась она и веселилась купно с оным преславным градом Гефсиманею, в котором находился всечестный, многоразличными чудесами от Бога почтенный и пресладостным благоуханием наполненный, Гроб Ее, – когда земля, провождая Источник Жизни от себя к небесным чертогам, украсилась благолепием благословения.

И не только земля, но и множество бесплотных Сил ликовали. И подлинно, если в земном Иерусалиме была радость, когда славный и сильный Царь Соломон, со священниками, воеводами и всем множеством сынов Израилевых, провожал Кивот Завета Господня от града Давидова, что в Сионе, ко Святилищу храма – Святая Святых (2Пар. 5:12,13): ужели же недалеко большая радость и веселие были в горнем Иерусалиме, когда Мысленный Соломон, Оный Царь вечного мира со всеми небесными вельможами Своими, с Началами и Архистратигами славы и с бесчисленным множеством воинств небесных, сопровождал Сей Кивот Одушевленный из вышеупомянутой горницы, называвшейся Сионом, в оное небесное Святая Святых? Ликовали полки бесплотных сил, видя, что Царь и Творец их сопровождает новую Царицу в Свой Чертог. Ликовали, и каждый из них, оказывая, как слуга, Матери Господа Своего достойное почитание, желал лучшим образом засвидетельствовать пред Нею свое усердие и готовность к служению. Они служили Ей со страхом и радовались с трепетом (Пс. 2:11), и к превышним чиноначальникам, как в том же песнопении поведает Церковь Божия, – взывали сими словами: «Се всех Царица, Богоотроковица прииде, возмите врата, и Сию премирно подымите Присносущего Матерь Света, Тоя бо ради всесильное человеком спасение бысть; на Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати не мощно; Тоя бо преизящное преходит всяку мысль». Они же, слыша сии слова и удивляясь странному оному восхождению, вещали словами Соломона: Кто сия восходящая убелена, и утверждаема о Брате своем (Песн. 8:5)? Дивятся они тому, что Дщерь Адама тленного входит в нерукотворенное оное Святая Святых, и, превознесенная пред всеми древнейшими обителями небесного Чертога, становится вблизи Самого Престола Божия. Но что удивляться тому, что столь высокое место дано столь достойному Лицу? Сия Дщерь Адама тленного, соделавшись Материю Бога бессмертного, ужели не достойна столь высокого места, столь великой чести? И какого же величия славы, какой высоты похвал и почестей не вместит Та, Которая во утробе своей вместила Невместимого Бога? Какое место дано будет Восходящей на небо, – Той, Которая уготовала место Богу, Сходящему на землю, – Которая Его, не имеющего на земле (по недостоинству земли) где главы подклонити, приняла в дом Свой, или лучше в благолепный чертог, то есть, в Свою Пречистую утробу, которая, как выше сказано, прилично может быть наименована и небом и солнцем, а по славе, величию и красоте даже несравненно превосходит и то и другое?! Ужели Пречистые руки Того, Которого Она носила на Пречистых раменах Своих, не внесли туда, в оный небесный покой Пресвятой Души Ее? Но что говорю – Души, когда и Самое Пречистое Тело Ее, не увидев истления, перенесено в тот же небесный чертог. Тот, Кто благоволил вселиться в сие Пречистое Тело, воскресил его прежде всеобщего воскресения и взял в Свои небесные чертоги. Пророк давно вещал о сем: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея (Пс. 13:8)? Ветхозаветный Кивот был прообразом и тению сего Кивота Одушевленного: оный был устроен из не гниющего дерева, а сего Пречистая Плоть не подчинилась тлению, даже и подчиняться Ей не надлежало. Не надлежало, – воистину, не надлежало обратиться в персть Тому Пресвятому Телу, Которое породило спасение мира. Если оный сеновный деревянный Кивот не мог быть поставлен нигде в ином месте, кроме оного преславного Соломонова храма, построенного в земном Иерусалиме с большими издержками и тщанием, – то что удивительного, если и Мысленный Кивот упокоен в оном Мысленном храме Мысленного Соломона, построенном рукою и художеством не какого-нибудь творения, а Самого Творца (Евр. 11:10) в оном горнем Иерусалиме? Итак, на небесах, или лучше сказать – превыше всех небес, а не где-нибудь в другом месте, надлежало быть уготовану месту для Того Одушевленного Неба, в которое вселилось Солнце Правды! Надлежало Той, Которая по особой благодати Божией получила то, что, превзошедши чин естества и победивши всеобщий закон человеческого рождения, осталась Девою, как прежде рождества, так и в рождестве и по рождестве, – надлежало, потому самому быть изъятою, по той же благодати Божией, из всеобщего закона природы человеческой, – дабы Она, не ожидая общего всех воскресения, воскресла в оный небесный покой, и не душою только, но и телом пребывала близ Того, Который благоволил воплотиться от Нее. О сем прекрасно воспевает Церковь Божия в одном песнопении, составленном святым канонописцем Космою по внушению Духа Святого, – в следующих словах: «Побеждаются естества уставы в Тебе, дево чистая, девствует бо рождество и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасавши присно, Богородицу Тя величающих». Как рождество Твое непостижимо и превыше всякого слова и разума (ибо, пребывая и до рождества Девою, Ты зачала от Святого Духа, и по рождестве Сына Еммануила осталась Девою): так и преставление Твое дивно и превыше естества, ибо только Ты Едина, по любви и особенной благодати Сына и Бога Твоего, воскресла прежде оного всеобщего в день второго Его пришествия воскресения, и уже живешь жизнию Божественною в Теле Своем прославленном и возвеличенном, предстоя одесную Сына Своего «в ризах позлащенных одеянная и преукрашенная» (Пс. 44:10). Ты не умираешь смертию, как первая Ева; не преходишь из сего мира в болезни, как она, – не слышишь сих слов: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19), но слышишь из пресладких уст Сына и Бога Твоего оное весьма сладостное и утешительное слово: востани, прииди, Ближняя Моя, Добрая Моя, Голубице Моя, яко се зима прейде, дождь отъиде, отъиде себе: цвети явишася на земли, время обрезания приспе (Песн. 2:10–12).

Итак, за те дни, в которые Ты испытала безмерную горесть и скорбь в земном Иерусалиме, вкушаешь теперь неизреченные блага в Иерусалиме небесном, – за те дни, в которые Ты была уничижена и исполнена сердечною болезнею паче всех жен в мире, – теперь Ты награждена и возвеличена паче всех сынов и дщерей первой Евы, и не только паче их, но и превыше Ангелов и Архангелов, Сил и Властей, Престолов, Херувимов и Серафимов превознесена и преукрашена Божией славою, так что не напрасно Церковь воспевает Тебе, Одушевленной Церкви, сию песнь: «Твое славят успение Власти и Престоли, Начала и Господства, Силы, Херувимы и страшнии Серафимы. Веселятся земнороднии, о Божественной Славе Твоей красящеся; припадают Царие со Архангелы поюще: обрадованная, радуйся! Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость».

Сию-то песнь, по приглашению Церкви, и мы недостойные, Гавриила имуще чиноначальника, с радостию воспеваем, а наипаче в сей день радости и прославления Твоего благоговейно приветствуем Тебя, как Царицу Небесную, и Тебе, Которая столь высоко вознесла весь род наш, воздаем земное поклонение!

Но, о Пребогатая Царице, призри ныне Милостивым оком Своим; на убогих ближних и соестественных Своих, и, не забывая, как Матерь наша по благодати, сродного присвоения, умилосердись над блудными и безумно расточительными сынами! Простри Пречистые Свои длани, которыми Ты носила Владыку всех, яко младенца, и утоли Его гнев, праведно на нас движимый! Если у Него много может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5:16), то тем более Твое матернее моление и ходатайство не возвратится тще. Предстани убо нам, теплая Предстательнице наша, в жизни настоящей; не отступи от нас, Благоприятная Помощнице, и в час исхода окаянной души нашей из многогрешного тела, отжени темные образы лукавых бесов! Сотвори нас наследниками неизреченной славы Сына и Бога Твоего. Ибо, если некогда земный Соломон освободил Aвиaфapa от заслуженной им смертной казни за то только, что он носил кивот сенного Завета пред отцем его Давидом (3Цар. 2:26): то ужели Истинный Царь истинного мира не умилосердится над теми, которые в благоговейном сердце и непрестанном памятовании носят Тебя, Мысленный Ковчег Нового Завета? Ужели Он тех, которые ради Его любят Тебя и в Тебе прославляют Его, удалить благ, уготованных любящим Его (1Кор. 2, 9)? ужели удалить славы, которою Он обещал прославить прославляющих Его? Не удалит, воистинну не удалит всех тех, кои сами не удаляются любовию от Него и от Тебя. Со слезами просим о спасении – Тебя, любовию превосшедшую и самих Серафимов, огнепламенных в любви: испроси, дабы и в наших хладных сердцах огнь сей любви, воспламенившись, никогда не угасал, – испроси сие у Сына и Бога Твоего, Ему же честь славу и благодарение воссылаем, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь245.

* * *

245

В сокращении. См. «Леонтий Карпович, церковный вития православной юго– западной руси в 17–м столетии и два его слова». Издан. Императ. Общ. Истор. и Древн. Рос. при Московск. Университ. Москва. 1878 г., стр. 63–118.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle