Источник

Слово на день Успения Пресвятой Богородицы. Св. Дмитрия, митрополита Ростовского

Соберет пшеницу Свою в житницу Свою (Мф. 3:12; Лк. 3:17).

В месяце августе, в самое время жатвы Господь Небесный также, собрав преизбранную духовную пшеницу, провожает ее ныне с веселием в житницы горние. Нива это – Его Преблагословенная и Пречистая Дева, о Которой Церковь вещает: «клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве». Та нива родила класы преизобильные, достойные небесных жилищ. Господь Бог определил тогда жатве настоящий сей день – 15–е августа и изводит делателей на жатву Свою: ангельские лики (ибо ангелы жители суть) собирают преизбраннейшую от всех родов земных пшеницу, преизбраннейшую от всех родов Богородицу, и добродетели Той собирают с земли и провождают в житницы пренебесные; а собирают и провождают со славою: ибо успение Ея славят власти и престолы, начала и господствия, силы и херувимы, и страшные серафимы. На то собрание пойдем и мы. Убогая Вифлеемская вдовица Руфь, услышав, что добрый человек Вооз собирает жатву, сказала к Ноеммини, свекрови своей: да иду убо на ниву, и соберу класы вследствующи (Руф. 2:2). В день Успения Пречистой, Преблагословенной Девы Марии собирают мысленную пшеницу небо и земля – торжествующая и воинствующая Церковь. А мы что? Уподобимся убогой Руфи, пойдем на ниву и соберем класы последствующие. Нива есть шестидесятилетнее житие Пречистой Богородицы, она имеет бразды, части свои, на коих класы Ее суть богоприятнейшие Ее дела. Пойдем же на ту ниву умом нашим, и хотя последствующие и оставшиееся класы высоких Ее титулов, добродетельно совершенные чрез богоугодные дела в пользу нашу соберем и в один сноп – я краткой беседой, а вы любовным слушанием свяжем и в тот же стог церковных похвал положим. Не до всей нивы пресвятого жития Богородичного, Которая неудобозрима и для ангельских очей, не до всей жатвы высоких и неизреченных доброт Ее будет касаться тупой серп ума моего и недоуметельная183 рука глаголания, но только до пяти борозд очень изобильных (как в акафисте читаем: «радуйся, браздо, растящее гобзование»), а на них до пяти класов, по числу пяти букв, в преблагословенном имени Мариином обретающихся.

Вначале приступим к первой бразде или части пресвятого жития Богородичного, начинающейся от дома святых праведных родителей – Иоакима и Анны и идущей чрез церковь Соломонову; а срок ей – обручение. Та бразда израстила изрядный колос: ибо чрез 12 лет на месте необыкновенном за внутренней завесой растила младую Отроковицу, Пречистую Деву Марию, от века предъизбранную в Матерь Божию. Такой колос той бразды почтим пречестным именем, начинающимся с первой буквы в преблагословенном имени Марии – М: "мудрая Дева» (так св. Андрей в своем похвальном слове чествует Ее: «мудрая Дева»). Мы не погрешим, когда поставим Ее и на высочайшей степени мудрости, нарекши Ее мудрейшей и премудрейшей, как таковую. Коей Церковь придает высшую над всеми мудрость, в таких словах: «радуйся, Премудрости Божия приятелище»! И «Радуйся, премудрых превосходящая разум»! Та мудрая, исполненная премудрости Божией, Дева, будучи класом хлеба животного и лозою грозди зрелой («Богородице, Ты еси лоза истинная, возрастившая нам плод живота»), а в это жатвенное Ее время, справляя жатву Своей кончины, уготовляет тогда собственный стол ради безумных (Притч. 9:2–6), как бы говоря: «снедайте хлеб из колоса, пейте вино из лозы и избудете безумия, а приимете разум премудрости». Тот дивный пир необычен, даже противен обычаям человеческим: в людях, если кто объестся до сытости, до пресыщения, притом же упьется вина, то теряет и последний разум, глупеет, и мудрый объюродеет. Хлеб и вино мудрой этой Девы не таковы: кого Она накормит, напоит, не безумие, не глупость дает, а разуму, мудрости научит. То вкушение и питие сильно родит кровь чистую, девственную, как предрек Захария пророк, говорящий: «что доброе ея и что красное ея, разве пшеница избрана, и вино, родящее девы» (Зах. 9:17). Вино рождает нечистоту, а здесь от вина – самая чистота, девство: «вино родящее девы», и девы, воистину, не буия184, а мудрые; какова мать, таковы и дщери. Итак, кто безумен, да уклонится к Ней, да ест хлеб Ее и пьет вино, отчего и буй некогда умудрится. Вперим мысленные очи и источим пользу из этого класа, научимся мудрости. Ветхозаветный Иосиф, истолковав Фараону сон о виденных класах, здраво рассудил о собрании многой пшеницы и наполнении житниц; и тотчас царь поставил его строителем над всем Египтом, начальником над князьями. Мысленная пшеница, питательница наша, мудрая Дева! Когда мы видим житницы церковные, духовно наполняющиеся Твоими высокими достоинствами, как избранными класами житницы небесной, и благодеяниями Твоими, как бы самою пшеницею, то хотим быть Твоими учениками, да умудришь нас, как Иосиф – Египетских князей и старцев. Мудрая Дева учит не словом, а делом. Добрый клас девического Ее жития выращен в церкви, на том святом месте, которое наречено Святое святых, куда входили только богоугодные люди. Поучайся же всякий и познавай, что доброму делу и успеху в добродетелях много помогает святое место и содружество со свято пожившими людьми. Было два вождя людей – Моисей и Иисус Навин: один извел из Египта, а другой провел в землю обетованную. Счастлив тот, кто из тяжкой работы Египетской и сам вышел и других вывел; но благополучнее тот, кто и сам дошел до земли обетованной и других с собою ввел. Великий угодник Божий Моисей не получил от Господа Бога того благополучия, которого заслужил Иисус Навин: св. Моисей не вошел в землю обетованную, пoелику юность свою он провел на службе мирской (Исх. 2:10); а сын Навинов вошел, пoелику отрочество свое проводил на службе Божией, не исходил из храма Господня (Исх. 32:11). А откуда видно, что содружество с богобоязненными людьми доводит человека до добродетели? Пример – Лот: нужно удивляться его добродетелям, как, живя среди беззаконнейших людей в Содоме, он не погубил своей добродетели, своей святости. Праведного Лота возвело на верх такой добродетели его содружество с Авраамом, и все нечистоты беззаконного того города не повредили добродетелей Лотовых, поскольку он научился им из младости от св. Авраама. Таково дружество с богоугодными! Пречистая и Преблагословенная Дева Мария проходила юношески век свой на святом месте, не выходила из храма Господня, между людьми, свято пожившими. Посмотрим же, в какую силу Она возрасла чрез то. Немокрыми ногами Она перешла потоп греха первородного и извела род человеческий из самой пучины дна на сушу. Она удержала солнце сильнее, нежели Иисус Навин: тот – вещественное, чувственное; а Эта – мысленное Солнце правды, Бога; тот – на несколько часов, пока люди Израилевы отомстили врагам своим; а Она – на девять месяцев; и что я говорю: на девять месяцев? На тридцать три года, пока враг диавол был до конца побежден. Лот остался святым в одном злонравном городе, а Пречистая Дева не повредила жития Своего непорочного во всем мире, во зле, лежащем, среди рода строптивого и развращенного; и ныне уже входит в обетованную страну небесную с радостию, и нас, как мудрая Дева, примером Своим учит всегда прилежать к святым местам, к храмам Господним и содружествовать со святыми. Кто проводит время жития своего на таковых браздах, тот тотчас произрастит избранный клас и, как пшеница Христова, соберется в горнюю житницу. Своим примером мудрая Дева учит и чистоте внешней и внутренней, телесной и душевной. О Ней Дух Святой говорит в Песни Песней: чрево Твое яко стог пшеницы огражден в кринах (Песн. 7:2). Стог пшеницы знаменует рожденного от Нее Христа, сказавшего: Аз есмь хлеб (Ин. 6:35); Он есть как бы величайший стог пшеницы, ибо всех насыщает довольно: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости (Пс. 103:28). Пресвятая Дева была Дева не только телом, но и духом: среди девства Пречистой Матери Своей Христос – как стог пшеницы между кринами. Где – один только крин185, где соблюдается чистым одно тело: там не найдешь не только стога, а даже одного зерна благодати Его.

Научившись такому разуму у мудрой Девы, примем клас Ее от первой части жития Ее и будем держать его в незабвенной памяти нашей. С первой же части жития Богородичного пойдем к другим; а оная начинается в доме Иосифовом от Соломоновой церкви, и оканчивается в Вифлееме, в вертепе. Та часть родила славный клас высокой добродетели Марииной, начинающейся от другой буквы в преблагословенном имени Ее – А: Агница Христова. Так именуют Ее святые Герман и Георгий Никомидийский в своих словах, особенно же св. Иоанн Дамаскин, в первом слове на Рождество Ее, говорящий так: «Агница, из Которой пастырь облекся в овцу». И в акафисте мы читаем: «радуйся, Агнице, рождшая Бога Агнца». Но, о, Пречистая, Ты прияла наименования не бессловесных, а словесных и умных тварей. Тебя все церковные учителя наименовали единым ангелом, высшим прочих ангелов, царицей всех, честнейшей херувимов и славнейшей серафимов; и воистину, Ты достойна. Но когда именуют Ее агницею, тем показывают особенное достоинство Ее пред ангелами: «Агнице, рождшая Агнца». Здесь приходит на мысль крепость и сила, слава и царство оного Агнца, о Коем Святой Богослов повествует: «всяко создание еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: седящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков (Откр. 5:13). Говорится обычно, что лев – царь над всеми зверями. Но Агнец, сидящий на престоле, царствует не только над зверями, а и над всем сотворенным, и ангелы и люди кланяются Ему, и всякая тварь повинуется Ему. Откуда же у сего Агнца – такая сила? Откуда – всемощная власть? Св. Ириней так беседует: «никто другой не мог отверзть книгу Отчую и даже видеть ее, как только Агнец закланный: пoелику Он, незлобивый, греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1Пет. 2:22; ср. Ис. 53:9); итак, самое незлобие Агнца делает Его царем, и всякое создание с нижайшим поклонением покоряется под ноги Его: пoелику Он незлобив. Когда Пречистую и Преблагословенную Деву святые вышеупомянутые отцы именуют агницею, всякая тварь уготовляет Ей всеподданство: небо – царский венец из звезд, ясную порфиру из солнца, прекрасное подножие из месяца; все ангелы воздают Ей, как Царице Своей, должный поклон и всякое создание поклоняется Ей, говоря: «благословение, честь и слава Пречистой, Преблагословенной Деве Марии, пoелику Она есть агница, пoелику Она незлобива, пoелику Она греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Ея». Самое агничество Ее поставляет Ее всесильною Владычицей, самое незлобие венчает Ее царством; и назвать Ее Агницей – тоже, что и назвать Ее Царицей ангелов: Та непорочная Агница, быв провождена до дома праведного мужа, святого Иосифа, Своим незлобием обратила на Себя очи Бога Отца, говорящего: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2). Она уподобилась Богу Сыну, говорящему: сердце наше, привлекло еси, сестро моя, невесто, сердце наше привлекло еси единым от очию твоею (Песн. 4:9); то око – чистая совесть, на которую взирает Бог, ибо человек смотрит на лицо, а Бог смотрит на сердце. Та незлобивая Агнца приблизилась к Богу Духу Святому, говорящему: незлобивии и правии прилепляхуся Мне (Пс. 24:21), прилепляяйся же Господеви един есть дух с Господем (1Кор. 6:17). Так, приблизившись к Богу Троичному Своим незлобием агническим, как бы золотым руном, Она созывает к Себе небесных жителей: спускается архангел Гавриил и предстал бесплотный; вслед за ним Бог Слово со Святым Духом, а Бог Отец благоволит, любезно смотря на то с высоты славы Своей. Веселится небо, дивится земля; небесное веселилось с любовию, и земное ужасалось со трепетом, когда нашел на Тебя, Богородице, пресвятой глас.

От Вифлеема начинается третья часть пречистого жития Богородичного и идет чрез Египет, из Египта возвращается в Назарет и достигает уже горы Елеонской. Та часть произрастила нам не малый клас, начинающийся от третьей буквы в преблагословенном имени Ее – Р: Раба Господня; каковым Она Сама прежде, во время благовещения, наименовала Себя, когда обращалась к ангелу: се раба Господня, буди Мни по глаголу Твоему (Лк. 1:38), или когда еще от детства Своего (от трех лет рождения Своего), бывши введена во храм, уже работала Богу. Особенными услугами Она начала работать Богу, когда, нетленно родивши Его, повивала пеленами, руководствовала честным воспитанием Его, трудами рук Своих, по смерти св. Иосифа, приобретала пищу Себе и Ему. Раба Господня. Работа Господу во Святом Писании часто изображается чрез херувимов. Пророк Иезекииль видел, что дом Божий был окружен херувимами: и херувими стояху одесную дому... Изыде слава Господня от непокровения дому, и взыде на херувимы. И воздвигоша херувими крила (Иез. 10:3, 18–19). И когда Бог повелел Моисею соделать Себе храм свидения, весь храм тот повелел украсить херувимами, и в храме Соломоновом всюду (по стенам, по дверям, по столпам, по завесам) можно было видеть множество изображений херувимов; а это – в знамение всегда присутствующего Бога, с раболепно предстоящими Ему херувимами. Множеством подобий херувимских был украшен храм: пoелику, кто хочет Ему добре служить, работать, тот имеет работать по подобию херувимов. Так, о трех отроках, работавших Богу в пещи Вавилонской, Церковь воспевает: «отроцы в пещи херувимы подражаху». А как работать Богу по–херувимски? Херувим, с еврейского языка, значит «множество разума»; и херувимски служит тот, кто служит Господу по множеству разума, мудро, не ради какой-либо своей прибыли, не ради тщетной земной похвалы, не ради небесного награждения, но ради только единого Бога, ради любви Его Божественной: то служение особенно приятное Богу, пoелику оно, по множеству разума, по–херувимски. Таковое служение соделывает раба в чин сына, дает ему достойнство сыновнее, как и ангелы, работавшие Господу по множеству разума, именуются сынами Божьими, по писанному: приидоша сынове Божиии предстати пред Господем (Иов. 1:6). Так и человек, служащий Богу по–херувимски, мудро, ради любви Божественной, а не ради себя, соделывается сыном Божьим, пoелику он любит Бога, как истинного Отца своего... Но обратимся к истинной Рабе Господней, ко Пречистой Деве Марии, говорящей в Себе: се раба Господня. Как Она служила Господу? У престола Божия первое место – Пресвятой Деве, Которая не только по–херувимски, а и высшей херувимской службой Своей угодила Ему по множеству разума, любя Его всей душей, всем сердцем, всем помышлением; любила всей душей разумно, всем сердцем сладко, всем помышлением непрестанно, ради любви Его Божественной, а не ради своего какого сластолюбия и прибыли. Близки к престолу Божию со своим раболепным предстоянием херувимы, но ближе их Пресвятая Дева, о Которой св. Дамаскин говорит: «вся чертог Бога, вся близь Бога». Бога и херувимов разделяет Божественная слава; а какое разделение могло быть между Богом воплощенным и Пречистою Девою или во утробе Ее девической? Весь Бог – в Ней, и Она – вся в Боге, вся чертог Бога, вся близь Бога: сильнейшим союзом любви привязалась Она духом к Богу естеством матерним; ни Бог от Нее, ни Она от Бога не может когда-либо разлучаться, всегда неотступна от Него. Херувимы ли – престол Богу? Носят ли они на себе Бога? Престол херувимский – Дева: Бог на лоне Ее, на пречистых руках Ее в Вифлееме, в Иерусалиме, во Египте носится как на крылах херувимских. Престол херувимский есть Дева и все служение Ее – обоженному из Нее Христу Богу, даже до возраста Его мужского. Она была херувимски, по множеству разума, мудра, пoелику служение Ее было исполнено любви неизреченной, притом матерней; и потому Она из рабы Господней произросла в дочь Бога Отца. Так, о Ней говорится: «Дщерь Божия Перворожденного, Дщерь превозлюбленного Отца превечного». Так высоко вырос клас служения рабы Господней, что Она соделалась дщерию Божиею. О, если бы и мы научились херувимски, разумно служить Богу! Воистину, мы были бы почтены у Бога за возлюбленных чад!

Четвертая часть пресвятого жития Богородичного – на Голгофе под крестом; а та часть израстила клас высокого титла, начинающегося от четвертой буквы в преблагословенном имени Мариином – И: Источник жизни. Так в Минее (января 27, песнь 9) поется: «радуйся, златоструйный безсмертия источниче, истинную сладость проливающий». Источник жизни на кресте – Христос: источник жизни под крестом – Мария: Тот ископанный гвоздьми, копьем; Эта – оружием, предвозвещенным от Богоприимца: Тебе же Самой пройдет оружие (Лк. 2:35); из источника Христова текут потоки крови, из источника Марии – потоки слез. Оба те пресвятые источника омывало блато186 грехов наших: один – кровию, другой – слезами. Источник Христос в излиянии Своей крови приносил Богу Отцу о нас жертву: за ны пожреся Христос (1Кор. 5:7): источник Мария в излиянии слез Своих так же стояла с жертвою духа: жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50:19); а Бог Отец, свыше призирая на жертву Сына Своего, так же смотрел и на жертву Дочери Своей. Приидет яко источник жатва твоя (Притч. 6:11). Ныне на Голгофе совершенно исполнились те слова: была там одна жатва грехов наших. Вземляй грехи мира (Ин. 1:29) пожал терненное поле беззаконий наших и, связавши в снопы, восприяв на рамена, на теле вознесе на древо (1Пет. 2:24). Была тогда жатва и всех трудов Христовых на земле, подъятых ради нашего спасения, которые при скончании на кресте Христовом совокупились, дабы вместе с Его страданиями представиться Богу Отцу. При тех жатвах болезненных Пречистой Девы, Которая присутствием Своим в тягчайшей болезни подавала некоторое охлаждение уязвленному Делателю нашего спасения, и была Она, как источник жатвы. Святой Григорий Неокесарийский нарек Пресвятую Деву источником света. Подобало, чтобы, когда Солнце правды, Христос, познал смертный запад свой, тьма была по всей земле, – источник света Мария стала под крестом, дабы, когда заходило Солнце, светить миру на Его месте, дабы, когда умер Бог, светением Своим удерживать. О, свете наш, Богородице! Просвещай тьму нашу! Источниче жизни, оживляй душевную мертвость нашу!

Пятая, последняя часть жития Богородичного от горы Голгофской идет под гору Елеонскую в Гефсиманию: ибо от того часа поят ю учеников во свояси (Ин. 19:27). Та бразда – часть возрастила клас, пречестной клас, особой светлости между святыми, бывшими тогда во тьме в церкви первенствующей. А тому класу дадим титло из нынешнего Успенского акафиста, начинающееся с пятой последней в благословенном имени Мариином буквы А: Апостолов венец (ибо в первом икосе так читается: «радуйся, апостолом пречестный венче»)... После вольной страсти и смерти Господа Своего апостолам святым оставалось печалиться с плачущим Пророком: «разсыпася радость сердец наших, обратися в плач лик наш, спаде венец с главы нашея» (Плч. 5:15–16). Однако они имели отраду, пoелику в живых оставалась с ними Матерь их, Богородица, Пречистая Дева: Она есть скорбящих радость. По вознесении Господнем апостолы не мало скорбели; исполнились слова Христовы: в мире скорбь имети будете..., восплачетеся вы и возрыдаете, а мир возрадуется, вы же скорбни будете (Ин. 16:33, 20). Во всех тех скорбях и печалях у святых апостолов была одна утеха, отрада пребывающая в теле, Пречистая, Преблагословенная Дева, на Которую, по свидетельству многих, кто бы из скорбящих ни воззрел, исполнялся веселия духовного: особая некая благодать исходила от Нее, утешающая плачущих, увеселяющая скорбящих, радующая сетующих; и была тогда в первенствующей церкви Пресвятая Дева, как венец радости. Собрались в горницу Сионскую святые апостолы, а среди них – Пресвятая Дева на высшем месте, как венец; совершают соборные моления, Пресвятая Дева посреди них как венец; метают жребий на проповедь, поставляют диаконов, устрояют общее житие, Пресвятая Дева среди них как венец радости, утешающий в скорбях. Взяли убийцы святого первомученика Стефана и ввели в юдоль Иосафатову, в поток Кедрский, возложили убийственные руки, а Пречистая Дева, стоя издали на одном холме со святым Иоанном Богословом и, взирая на смерть его, воссылала о нем прилежные молитвы Сыну Своему и Богу, и сделала то, что Христос, стоя в отверзтом небе, явился побиваемому и умирающему святому Стефану. Ирод царь убил мечом Иакова, брата Иоаннова; а Пресвятая Дева Сама совершает погребение его мученического тела, провожает на небо святую душу его Своими молитвами и поставляет пред престол Божий. Святой Петр ввержен в темницу, приставлена сильная стража воинов, а Пречистая Дева, собравши первенствующую церковь в дому тезоименитой Ее Марии, матери Иоанновой, воссылает за него молитву: «молитва же бе прилежно бываемая от церкве к Богу о нем» (Деян. 12:5), – и умолила то, что ангел Господень был послан извести Петра из темницы. О, как счастлива была первенствующая апостольская Церковь, что имела в теле у себя такую отраду в скорбях, помощь в трудах, утеху в печалях, – как единый трудам и болезням своим венец почести! Радуйся, апостолам прочестный венче!

Мы видели пять великих класов высоких титулов Пречистой Девы Богородицы и кратким сказанием нашим собрали как бы в один сноп. Но не красно сложены они: уступим искусснейшим жателям – святым ангелам: ангелы жатели.

В пятнадцатый год по вознесения Господа на небо в Тройческом совете на небе было рассуждение препроводить Богоматерь в премирные обители; а Пречистая Дева в тот час совершает обычные свои молитвы на горе Елеонской. Посылается от престола Божия с райскою ветвию тот же архангел Гавриил, который прежде благовестил снисхождение Божие с неба на землю, благовестит Пречистой Богоматери восхождение Ее со славою от земли на небо. И не один, но, как тогда, так и ныне было с ангелом множество вой небесных (Лк. 2:13), из коих одни восхищали апостолов по воздуху и, сносят как снопы из дальних нив, из дальних земель в дом Богородичный, как в гумно и стог; другие в животные книги Богородичного жития собирают великие Ее добродетели, высокие достоинства, хорошо уже престолу Божию известные и на небе уже давно записанные, воедино совокупляют, как бы клас с бразд пожинают, в снопы связывают. И с первой бразды (где клас – мудрая Дева) ангелы собирают клас Ее новозачатых на свете обетов девства. Она начала первое девство и обещала то Богу на веки. Из другой бразды жития Ее, где клас – Агница Христова, собирают класы: власти – незлобие агнчее, силы собирают агнчую кротость Ее, господствия – агнчее смирение. Из третьей борозды (где клас – «раба Господня») херувимы собирают класы Ее серафимской любви к Богу, с которой Она стояла под крестом. Из четвертой бразды жития Ее, где клас – Источник жизни, все человечество собирает класы, источающие потоки слезные, с коими Она стояла под крестом и просвещала тьму непросветную, как светоприемная свеча, источая всем жизненный источник. Из пятой борозды, где клас – апостолов венец, престолы собирают класы Ее, достойные почести и похвалы, и, все то, совокупивши воедино, сноп скорый учинили, и приготовились провожать с радостию в житницу небесную. Грядет Сам Владыка всего света с высочайшего престола Своего, Христос Господь, желая видеть то пожатие; подвигнулось с Ним и все небо. Господь говорит Ей: «прииди, ближняя Моя», а Она падши поклонилась Господу Богу Своему. Со многим благодарением подъемлет любезно Сын Пречистую Матерь Свою, увеселяет любезными словами. О, как радостно в то время Пресвятая Дева повторила древнюю песнь Свою: «величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1:46)... И затем пречистую и пресвятую Свою душу в руки Сына и Бога Своего со многою сладостию предает. И это уже – конец жатве. Так провождается пшеница Божия, Пречистая Дева, в житницы горние во гласе радования и исповедания шума празднующих и преставляется Тройческому престолу, где Бог Отец говорит слова подобные Исааку: се воня дщери Моея, яко воня нив полних, множество пшенично (Быт. 27:27–28). Богородичный сноп добрых дел ста прост (Быт. 37:7–8): поставлен тот сноп на честном мсте, одесную престола Божия (предста Царица одесную Тебе), на месте высоком («воистинну высши всех еси, Дево чистая»), и царствует, владычествует над всеми: небо и земля повинуются Ей, почитают Ее. Кланяются тому снопу снопы земные, царской короной одеянные, припадают Марии духовный и мирской чин, богатые и убогие: лицу Твоему помолятся богаты людстии (Пс. 44:13). И мы все воздаем должный поклон Тебе, о, пренебесная пшеница хлеба животного, и, как снопы, на путях пометаем у пречистых и пресвятых ног Твоих простертым телом. Наши снопы склоняются Твоему снопу, а кланяясь мы приносим грешные мольбы, алча приять от полноты Твоей пшеницы крупиц благодати Твоей. Мудрая Дево! Уцеломудри нас. Агница Христова! Научи нас незлобию, кротости, смирению и соделай нас овцами десницы Христовой. Раба Господня! Возбуди и возохоти нас к работе неленостной для Бога. Источник жизни! Оживи нас животными водами благодати Твоей. Апостольский венче! Увенчай нас милостьию и щедротами нас радостно празднующих. О, пренебесная пшеница! Питай нас хлебом и душевным во все дни живота нашего; когда же придет жатва смертная временному житию нашему, в коем весьма много плевел, а мало пшеницы, Ты, Преблагословенная, умолившая Сына претворить воду в вино, теми же молитвами плевелы наши претвори в пшеницу и Сама пожни оную, Сама собери, Сама принеси нас в небесные житницы, дабы там не как ныне – издалеча, но уже вблизи, лицом к лицу мы воздавали поклонение, честь, славу и благодарение Сыну Твоему и Богу нашему, животному Хлебу, а по Бозе Тебе Пречистой Богородице, духовной пшенице, со всеми святыми во веки. Аминь187.

* * *

183

Вызывающий или выражающий недоумение; недоуменный. Словарь русского языка XVIII в. Прим. электронной редакции.

184

Глупый, несмысленный, дерзкий, безумный. Краткий церковнославянский словарь. Прим. электронной редакции

185

Лилия, растение. Толковый словарь Д.Н. Ушакова. Прим. электронной редакции

186

Болото. Словарь русского языка XVIII века. Прим. электронной редакции.

187

Из древнего сборника творений св. Дмитрия, митрополита Ростовского, хранящегося в библиот. С.–Петрбургск. Духовн. Академии, под № 1283. Слово это, по всей вероятности, произнесено в Киево–Печерск. монаст. в 1685–м году. «Странник» 1891 г., II, стр. 436–460.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle