Источник

Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Афанасия, архиепископа Александрийского72

Светлым днем Воскресения роду человеческому дарован залог победы над смертью, а настоящее празднество, возводя земнородного на небо, изменяет самое земное обиталище человека и открывает ему свободный отсюда доступ в горнее: ибо и не прилично естеству человеческому, после победы над смертью, оставаться еще в обиталищах смерти. Явно, что отныне я – выше мучительной власти диавола, когда Начаток моего рода (Христос) превознесен и возвеличен царским сидением на небе. Теперь пала сила диавола: врагу оскудеша оружия (Пс. 9:7). Диавол! здесь уже нет рая, нет и дерева, которое красотой своей увлекало бы в заблуждение, чтобы ты вторично прельстил меня и, упразднив во мне страх преступления закона, опять восстановил владычество смерти. Отныне я уже не слышу древнего приговора: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19), а, напротив, слышу следующее: «хотя ты и – земля, но взойдешь на небо по благости Того, Кто возводит тебя на оное»! Итак, оставляю тебе место греха, уступаю землю, на которой рожден и воспитан, и, свободный от коварных прельщений твоих, воспаряю в отчизну мою – небо! Достаточно было некогда для тебя древа познания добра и зла, чтобы, прельстив им прародителя, низринуть его из рая, а теперь, хотя бы ты истощил и весь колчан твой, стрелы твои обратятся на тебя же. Где ныне – твои древние ковы, дух злобы? Где, лукавый змий, прельщение твое: в оньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, видяще доброе и лукавое (Быт. 3:5)? Ты против воли и чаяния своего соделался предсказателем моего блаженства, потому что те обещания, которые ты употреблял для обмана, на самом деле исполнились для меня: вымышленное благовестие обратилось для меня в очевидную истину. О, какие дивные и сверхъестественные чудеса! Для кого был загражден вход в рай, для тех отверзается ныне небо. Тот, Кто недавно предстоял на судилище Пилата, занимает теперь престол Судии на небе. Тот, Кому посмеивались иудеи, воспеваемый от сонма ангелов, восседит ныне на херувимах одесную Отца. Тот, глава Коего была увенчана от иудеев тернием, обложен зрится венцем Божества. О, как непреложны слова пророческого псалма Давидова: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс. 109:1)! Ныне это предречение Давидово соделалось действительным событием, и, что прежде Давид желал увидеть в песнях, то теперь видит на самом деле. Ныне небо вземлет Того, о Ком предвозвестил Псалмопевец: Христос возносится на небо. Хотя небо и при самом еще рождении (Христа) склоняло, посредством звезды, главу свою к Рождаемому, как бы спеша преждевременно принять Скрывавшегося в пещере; но времена Божественного домостроительства надлежало сберегать до известных пределов.

Дивно, каким образом бесчестие рода нашего переменилось в славу, и гнев Божий на нас – в величайшее благоволение! Бог создал нас Своими руками, даровал нам изобилие наслаждений, подчинил землю, поработил воздух, предоставил богатства морские, заставил всех бессловесных повиноваться нам. Между тем приходит некоторый враг, оклеветывает Бога в зависти и заставляет верить своему обману: обманутый им переходит на его сторону, явно входит в заговор против Бога, подъемлет руку на заповеди Божии. Является Бог и обличает богопротивные чаяния: нечестиво помыслившие о Божестве прародители наши, убоявшись шума, убегают от взора Божия, сокрываются под деревом. Посему Бог, лишив человека достоинства, изгоняет его из рая, говоря ему примерно так: «Я не для того сотворил тебя руками Своими, преобразив персть в естество твое... А ты руку, которую получил от Меня, поднял на заповедь Мою, и соделался сообщником диавола, соумысливши с ним против Творца своего. Лишись же своего достоинства, оставь славное местопребывание: земля еси, и в землю отъидеши. Пусть соделается естество твое опять тем, чем оно прежде было; низводимый смертью в землю познай, что она есть твоя матерь»... Таковы-то – плоды диавольского искушения! Такое-то несчастие случилось с естеством нашим! Впрочем, Творец не потерпел, чтобы Его произведение совершенно сокрушилось: Он оказал милосердие умоляющему Его и скорбящему естеству и помиловал Свой образ, который в твари согрешил. Что же Он (Творец) делает? – Чтобы из естества же восставить и заступника естеству, Он образует другого Адама, берет из Девы персть и, составив из нее зародыш, напечатлевает на нем истиннейший образ Свой; соткавши же покров в утробе, как бы в царском чертоге, облекает Его в Свой образ, для прикрытия наготы образа... Ибо Он (Творец) явил Его победителем искушения, высшим греха, бессмертным и после смерти, освобождающим из гробов (в то время, как Сам Он находился во гробе), – и, увенчавши Его бессмертием, вознес ныне на небеса, соделав начаток нашей природы общим для всей твари украшением.

«Итак, Творец, может быть, скажет кто–либо, когда преступление еще только совершилось, объятый гневом, гнушается Своего образа, и, ненавидя злое намерение, осуждает природу, а теперь, когда прошло довольно времени, когда гнев Его утих, Он престает негодовать и милосердует о грешнике»? – Нет, ибо не гнев был причиной прежних действий Божиих, и не от перемены расположения происходят настоящие; Господь высшим взором распоряжает ходом событий. Видя, что человеческая природа падает, изнемогая под бременем осуждения на смерть, – что готов гроб – преемник страданий человеческих, и что смерть ежедневно усиливается, – видя это, Бог ослабляет силу угрозы Своей, тотчас подает роду человеческому надежду на бессмертие, и, восхитив Еноха из среды людей, показал тем, что смертная природа достигает пределов бессмертия, и ход смерти иногда останавливается. Таким образом, преложение праведника (Быт. 5:24) было остановкой смерти. Это событие, случившееся среди плача, научило природу успокоиться надеждой лучшего. Но, чтобы по прошествии долгого времени не истребилась память об этом чуде, не изгладились следы надежды, не увеличилось малодушие, и смерть не показалась ужаснее для людей, – Бог повторяет чудо, удвояет дар, и является Илия, названный победителем смерти. Возвысив глас свой до облаков, он запретил небесам дождить (3Цар. 17:1) и, связавши словом тварь, соделался правителем стихий. Тогда представилось великое чудо: небо благоговеет пред человеком: так как, чтобы немощь сего мужа не ослабила чувства победы над смертью, Бог знакомит его прежде со всей тварью, – а потом уже он, восшедши на огненную колесницу, в удивительном полете и шествии своем оставляет долу смерть. Таким образом, сила благодати изменила закон природы: взят бысть Илия яко на небо (4Цар. 2:11); а Писание возвестило об этом чуде, передавая его гласом своим во все веки. Теперь, возлюбленный, обрати внимание на точность этого священного выражения (чтобы, опустив без внимания это выражение, ты не почел раба равночестным Владыке). Илия не на небо восходит и не в небесных странах вселяется, прошедши твердь, но послушай, что говорит Тот, Кто возносит его: внегда взяти Господу Илию яко на небо (4Цар. 2:1). Для Пророка довольно было чести соделаться прообразом: небо не приемлет раба прежде Владыки, поскольку никтоже взыде на небо токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси (Ин. 3:13). Творец человеков сохранил небо для Начатка человеков.

Итак, Бог утешил людей, подав им благоприятную надежду примером Еноха и Илии, для коих (тогда как они были людьми) Он распростер удобопроходный путь по воздуху. Впрочем, Бог не на этом только основал веру людей в сверхъестественное; но еще приготовляет их к познанию этого чуда посредством каждодневного созерцания его. Бог повелевает бытописателю Моисею чрез построение скинии подражать Творцу. Видимая наружность скинии есть подражание земному, а внутренность ее, сокрытая завесой, приспособлена к невидимому: поскольку некоторое устройство неба оставлено для людей невидимым. Повелевши же сделать в прообразованиях подражание небу и земле, а с другой стороны, захотевши оставить святая святых неприступным для людей, Бог одному только первосвященнику отверзает вход в тайное, соделывая этот вход его прообразованием восхода на небо, – чтобы иудеи, видя в прообразовании, что небо отверсто, и один только архиерей дерзает входить в неприступное, – привыкли к этому зрелищу и не противились чудесам. Учитель вселенной, апостол Павел, напоминая об этом иудеям, взывает к ним в своем послании: В первую скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе: во вторую же единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе и о людских невежествиих... Христос же пришед архиерей грядущих благ, большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь не сея твари, ни кровию козлею ниже тельчею. но Своею кровию, вниде единою во святая; и еще несколько после: не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас (Евр. 9:6, 7, 11, 12, 24). Так Бог умел и устыдить неверных прообразованиями, и утвердить чудеса чудесами! Так Христос восшел на небо и самым событием исполнил прообразования.

За воскресением Спасителя надлежало последовать Его вознесению, и Победителю ада подобало быть восприяту небом. Но дабы скорость событий не лишила их впечатления, то Христос восхотел, чтобы чудеса в продолжение известного времени, посредством созерцания, укоренились в уме апостолов, и чтобы чрез всегдашнее зрение оных очами внедрилась в душу их вера. По сей-то причине Он благоизволил в течение некоторого времени по воскресении являться апостолам, разделял с ними трапезу, дозволял осязать Свое тело, допуская во изъявление истины и чувство зрения и чувство осязания, и все это с той целью, чтобы будущие провозвестники этих чудес приобрели несомненную и непоколебимую уверенность в том, что должны были проповедовать. Когда же после долговременного обращения с ними, удалена была чрез это самое и всякая тень сомнения относительно того, якобы они видели один призрак, и когда, с другой стороны, преподано было им все, что нужно по причине предстоявшей разлуки, тогда перед глазами их Господь вознесся на небо, и они были свидетелями этого, и видели, как облако, на подобие некоей колесницы, взяло Его из вида их, и как ангелы приветствовали Господа победными песнями, а к ним вещали: что стоите зряще на небо? Что стоите? Идите, возвещайте миру настоящее отшествие Его, как залог будущего пришествия. Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1:11). Услышав эти слова, блаженный Павел возвышает, как некую трубу, глас свой, и говорит: наше житие на небесех есть, отонудужде и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3:20), и в другом месте: восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1Сол. 4:17). Посему, взирая теперь на Владычнее вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, как на залог подобного же нашего вознесения, мы воззовем к Нему со умилением и благодарностью: яко возвеличишася дела Твоя Господи: вся премудростию сотворил еси (Пс. 103:24)! Тебе слава и держава с Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь73.

* * *

72

Сконч. в 373 г.

73

См. Opera Athanas. Magn. Parisiis. 1698 ann. (здесь слово св. Афанасия причисляется к spuria). Рукоп. Моск. Синод. Библ. 1445 г. (5–V), л.л. 262–264; ср. Bibliot. Patr. Concionator., tom. IV, p.p. 388–390; Христ. Чтен. 1831 г., XLII ч., стр. 127–138; Воскресн. Чтен. XVIII (1854–55) г., стр. 51–52.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle