Поучение на Благовещение Пресвятой Богородицы и Светлый понедельник Воскресения Христова70. Святого Димитрия, митрополита Ростовского
Христос воскресе из мертвых... И слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1:14).
Возлюбленные слушатели! У нас ныне совокупно – два пресветлых праздника: Воскресение Христово и Благовещение Пресвятой Богородицы, – два пресветлых праздника, разногласных и согласных, разногласных по имени, согласных по силе, разногласных временем, согласных совершением спасения, разногласных церковным пением, согласных радостотворением: ибо в обоих празднествах святая Церковь возбуждает чад своих к радости. В Благовещении она воспевает: Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу! В Воскресение же она говорит: сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он (Пс. 117:24)!
Итак, знаете ли, возлюбленные, как бы нынешнее празднество назвать одним словом? Пусть называет кто, как хочет; а я назову поясом, которым ныне опоясывается невеста Христова, святая Церковь. И подлинно, как пояс имеет два конца, далече один от другого отстоящие, а когда кто опояшется им, то оба конца сходятся в одно место и связуются в один союз: так в таинстве спасения нашего суть два конца – те два праздника. В Благовещении спасение наше началось, как читается в тропаре: Днесь спасения нашего главизна (начало) и еже от века таинства, (вечной тайны) явление; в Воскресении же спасение наше получило свой благополучный конец, когда Христос изрек на кресте: совершишася (Ин. 19:30). Долгий тот пояс (разумеется, тайна спасения нашего): ибо от начала его до совершения, т. е., от Благовещения до Воскресения, прошло тридцать четыре года, и когда тем поясом спасения невеста Христова, святая Церковь, кровью Его искупленная, опоясалась: оба те конца – оба праздника, и Благовещение и Воскресение, и начало спасения нашего и совершение его сошлись в одно место: пoелику Тот, Кто сперва воплотился в утробе Пречистой Девы, пострадав, из мертвых воскрес, – Тот воплотился, чтобы из мертвых воскреснуть. А мы, празднуя за едино то и другое, и воспеваем: Христос Воскресе, и прославляем воплощенье Его: Христос воскресе из мертвых... И Слово плоть бысть, и вселися в ны! Разногласие церковного пения обоих тех праздников приводит в согласие Марковы главы, в Уставе церковном положенные; мне же да позволит любовь ваша действия тех праздников в согласие привести и показать, что Благовещение Пресвятой Богородицы и Воскресение Христово имеют между собой в своих действиях великое сходство.
Не только в нынешнем году праздник Воскресения Христова совпал с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (в понедельник Светлый), но и каждогодное Воскресение Христово празднуется не без Благовещения: ибо ежегодно, когда мы празднуем Пасху Христову, в самый первый недельный день Пасхи, слышим, что о Благовещении проповедуется в Евангелии, в таких словах: и Слово плоть бысть. Что сказывают нам эти слова? не проповедуют ли о Благовещении, в которое гласом Архангельским осенением Духа Святого Бог Слово воплотился во утробе Пречистой Девы Марии, и Слово стало плотью? Видите: Воскресение всегда бывает не без Благовещения. В Благовещении Пресвятой Богородицы воплощение Бога Слова было благоволением Бога Отца, осенением и действием Святого и соизволением Самого Слова. Воскресения Христа из мертвых было благоволением Бога Отца, вместе со Святым Духом и соизволением Самого Христа: ибо св. Петр [говоря к первосвященникам и старейшинам иудейским: Иисуса Христа назорея, Его же Бог воскреси от мертвых... (Деян. 4:10)] явно показывает, что Христос воскрес благоволением Бога Отца, содействием и Святого Духа, по следующему изречению пророка Иезекииля: прииде на мя Дух и постави мя на ногу моею (Иез. 3:24), и соизволением Самого Христа, как имеющего на то власть ибо Он говорил: область (власть) имам положити душу Мою, и область имам паки прияти ю (Ин. 10:18). Как, умирая на кресте, Он предал дух Свой Отцу Своему, говоря: Отче, в руце Твои предаю дух Мой (Лк. 24:46), так и приял дух Свой от рук Отца, восстав из гроба, воскресши из мертвых.
В Благовещение Ангел Гавриил был служителем чуда: Ангел предстатель с небес послан был изречь Богородице: радуйся. И Воскресение Христово – не без Ангельской службы: ангел Господень сошед отвали камень, и два ангела были видимы во гробе. И о том, что Ангел пришел к Богородице и благовестил Ей Воскресение Христово, св. Церковь возвещает песню: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся. Твой Сын воскресе тридневен от гроба».
В Благовещении Пресвятая Дева изъявила Ангелу Свою целомудренную неповинность, непричастность мужу: како будет сие, идеже мужа не знаю (Лк. 1:34), неповинна плотскому супружеству? В страдании Господнем, прежде воскресения, Пилат свидетельствовал о неповиновности Иисусовой, говоря: никоеяже вины обретаю в человеце сем (Лк. 23:4), неповинен смерти!
В Благовещении было соизволение Пречистой Девы воле Господней, и Она ответила Ангелу: се раба Господня: буди Мне (ныне) по глаголу Твоему (Лк. 1:38). В приятии чаши страдания, имевшей окончиться воскресением, было соизволение Христово, ибо Он говорил ко Отцу: аще воля Твоя, да пию (Мф. 26:42).
В Благовещении Бог Слово, Слово Отчее Единородное облеклось в плоть человеческую, как проповедуется в Евангелие: И слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1:4). В Воскресение же плоть облеклась в Божество. Господь воцарися в лепоту облечеся, в лепоту Божества: ибо Он пострадал, как человек, – а воскрес как Бог, со славой; и возлюбленный ученик Его, евангелист Иоанн, свидетельствует: Видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:14).
В Благовещении в начале одной только Матерью был познан Христос Бог, в утробе Ее воплощенный, прежде чем познали Его пророчица Елизавета, носимый во чреве Иоанн, Иосиф и другие. И в Воскресении в начале Самой Пречистой Девой был познан восставший от гроба Христос: ибо Тот прежде всех явился Преблагословенной Матери Своей, что и Церковь возвещает (в субботу Великую, в каноне на повечерии).
За Благовещением Пресвятой Богородицы последовало поношение, бесславие: ибо Иосиф, имея «внутрь бурю помышлений сомнительных» и считая Ее бракоокрадованной, поносил Ее. Воскресению же Христову предшествовало поношение и бесславие, когда на кресте Господь был вменен с беззаконными, распят был посреди двух разбойников. Мучим был Христос на кресте, крест и мучение, воистину, было для Пречистой Девы Марии – неповинно терпеть поношение от Иосифа и от других мнение, как–будто бы Она была обракоокрадована. Но для Обоих то поношение обратилось в славу: ибо и Христос, пострадав, вошел в славу Свою, и Пречистая Богоматерь, после поношения, прославилась честнее Херувимов и славнее Серафимов.
В Благовещении Христос обручил Себе естество человеческое: в Воскресении прославил то, облекши тленное в нетление и смертное в бессмертие. – В Благовещении Пречистая Дева сокрушила главу змия, поправ яд греха первородного; в Воскресении же Сын Ее, Господь наш, сокрушил ад, попрал диавола, разорил царство его. – В Благовещении смерть греховная была умерщвлена; в Воскресении же и телесная смерть была попрана: Господь наш смертию смерть попрал и сущим во гробех живот даровал.
В Благовещении предуставлен был вертеп, в котором Христос имел родиться: того же Христа, имевшего воскреснуть из мертвых, прияли пещера и гроб; вертеп был в рождестве, вертеп и в воскресении. – Целым было соблюдено девство Пречистой Богоматери в Благовещении: целыми были сохранены печати гробные в Воскресении Христовом; (Христос) изшел из запечатанного гроба, как родился от Богородицы, чистотой запечатленной и девством хранимой.– В воплощении Христос был как Агнец непорочный, во чреве Марии упасшийся: в Воскресении же тот Агнец возрос во Льва [се победил есть Лев от колпна Иудова (Откр. 5:5)] и торжествуя говорит к Своим: дерзайте, яко Аз победих (Ин. 16:33).
По Благовещении Пречистая Дева иде в горняя; по Воскресении Христос иде в Галилею, в гору, куда и ученикам Своим идти повелел: рцыте учеником и Петрови, яко варяет вы в Галилеи (Мк. 16:7). – По Благовещении Пречистая Дева, исполнившись великой радости, воспела: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем (Лк. 1:46–47). В Воскресении же Сына Своего и Бога (о, кто может исповедать это!) какой радости исполнилась (Богоматерь), узрев живым Того, о Ком мертвом Она безутешно рыдала?! Радость Ее помянула сорадующаяся Ей святая Церковь, поя: «Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании рождества Твоего»!
Как видите, слушатели, Благовещение Пресвятой Девы Богородицы и Воскресение Христово имеют между собой в своих действиях великое сходство, – и прилично ныне праздник Благовещения прилучился в праздник Воскресения Христова. Да празднуем же, исполняясь сугубой радости духовной. Да величит душа наша Господа, и да возрадуется дух наш о Бозе Спасе нашем, тридневно от гроба воскресшем. И снова, да величит душа наша Госпожу Пречистую Деву Марию, и да возрадуется дух наш о Богородице, Которою мы получили спасение: ибо Христос Бог наш спас мир Богородицей.
А знает ли любовь ваша, чему эти два пресветлых праздника – вчера начавшееся Воскресение Христово и ныне празднуемое Благовещение Пресвятой Богородицы поучают нас? – Поучают воскреснуть от душевной смерти в добродетельную жизнь и соединиться с Богом в столь крепкий и неразлучный союз, как Бог Слово соединился с плотью естества человеческого в утробе Пречистой Девы.
Воскресение Христово поучает нас воскреснуть от душевной смерти в добродетельную жизнь. Душа, доколе не отъемлется от Бога грехами, бывает жива и действенна, а как отторгнется от Бога грехопадением, тотчас становится мертвой и недейственной. Такому мертвецу, душе умершей во грехах, не надлежит ли воскресение?.. Что такое воскресение души? – Святое покаяние. В самом деле, как грех для души – смерть, так святое покаяние для души – воскресение; и о блудном сыне, когда он с покаянием обратился к отцу, сказано: сей мертв бе, и оживе (пока был в удалении от отца на стране греховной, мертв бе, – а когда возвратился, покаявшись, тотчас воскрес душею: мертв бе, и оживе). Итак, настоящий праздник Воскресения Христова учит нас воскреснуть от душевной смерти, т. е., покаяться от грехов, и не просто воскреснуть, а по образу Христову, как говорит Апостол: Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает. Тако и мы во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6:4,9). Как Христос по воскресении Своем уже не умирает, так и мы по покаянии нашем не станем возвращаться к прежним смертным грехам. Ибо какая польза, изшедши из бездны, опять ввергать себя в бездну? какая польза, исцелившись от язв, опять уязвляться? какая польза, воскресши покаянием от душевной смерти, опять умерщвлять свою душу грехами? Истинное воскресение души состоит в том, чтобы, однажды воскресши со Христом, уже не возвращаться в смерть, уже к тому не умирать.
А другой праздник настоящий – Благовещение Пресвятой Богородицы (в коем Бог Слово крепко и неразлучно соединился с плотью) учит нас соединиться с Богом. Не достаточно воскреснуть от душевной смерти, но нужно крепко соединиться с Богом, пoелику если мы не соединимся с Ним, то опять впадем в смерть, опять умрем в грехах; а крепко соединившийся с Богом, пребудет бессмертен, к прежнему злу не станет возвращаться... Как же нам соединиться с Богом? – так, как Бог в воплощении Своем соединился с плотью человеческой. Бог соединился с плотью человеческой так, что никогда не оставит ее, но в бесконечные веки будет пребывать с нею и царствовать на небе. Так и человек, воскресший от грехов, должен соединиться с Богом, Творцом и Искупителем своим, чтобы никогда не оставлять Его не только делом, но и помыслом, чтобы никогда не удаляться от Него, ибо говорится в псалме: удаляющии себе от Тебе (Господи!) погибнут (Пс. 72:27).
Но не хочу более в настоящие радостные праздники обременять любовь вашу долгим слушанием слова. Итак, приветствую вас с сугубым празднеством – Воскресения с Благовещением и Благовещения с Воскресением, а в оба эти празднества, как душевной пользы, так и телесного здравия вам желаю и говорю: Аминь71.
* * *
Поучение сказано было в 1706 г., когда праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадал с понедельником Светлой седмицы.
Сочинения свят. Димитрия, митрополита Ростовского. Киев. 1895 г., ч. II, стр. 135–147.