Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святейшего Фотия, патриарха Константинопольского
После воскресения из мертвых Спаситель денми четыре десятьми являлся ученикам (Деян. 1:3). Но Он был доступен видению их только одиннадцать раз, и это – естественно: учеников было одиннадцать, и Он совершил одиннадцать явлений. Где же – доказательство того, что Он был видим только одиннадцать раз? Это можно видеть из следующего. Первый раз Господь явился Марии у гроба и остальным женам (Мк. 16:9; Ин. 20:11, 14–17; Мф. 28:5), как и предвозвестил Исаия, призывая жен и говоря: жены грядущия с позорища приидите (Ис. 27:11), возвестите нам (Мф. 28:10). Потом он явился Петру (1Кор. 15:5), после – Клеопе и другому ученику, когда они совершали путь в Еммаус, хотя они и не узнали Его, и в преломлении хлеба, когда Он открылся им (Лк. 24:13–35); затем – десяти, в отсутствие Фомы, сущу позде в день той (Ин. 20:19); после – одиннадцати, когда и Фома присутствовал и был в числе учеников ( – 20:26), затем явися боле пятисот братиям единою, как возвещает Павел, добавляя, что от нихже множайшии пребывают доселе (1Кор. 15:6); еще – явился Иакову, как и об этом учит Павел ( – 15:7), потом – семи при море Тивериадском, т. е. Петру и Фоме, и Нафанаилу, Иакову и Иоанну и двоим другим или учеников Его (Ин. 21:1–2), после – всем Апостолам, т. е. семидесяти (1Кор. 15:7), далее – на горе Галилейской, аможе повеле им Иисус (Мф. 28:19), и наконец на горе Елеонской, где было и вознесение.
Из евангелистов только один Лука подробно рассказывал о вознесении (Лк. 24:36–52), и он же опять с этого события начал излагать Деяния святых Апостолов (1:2–12). Ибо Евангелие Матфея имеет следующее окончание: Единии надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше его, поклонишася ему: ови же усумнешася. И приступль Иисус, рече им: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века (Мф. 28:16–20). Таким образом, евангелист Матфей ничего не прибавляет о вознесении. Марк хотя и упоминает о нем, но как бы мимоходом, говоря: Господь убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога (Мк. 16:19). и не сообщает ни о месте, ни о способе, ни о другом каком-либо существенном признаке столь важного события. Евангелие Иоанна в конце своем не излагает истории вознесения, а только знаменательно прибавляет: суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана бывают, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг (Ин. 21: 25). Итак, только один евангелист Лука, как сказано, более подробно изложил в конце своего Евангелия историю вознесения и это же событие поставил в начале Деяний святых Апостолов.
Христос повеле Апостолам от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча, еже слышасте от Мене (Деян. 1:4). Что Спаситель говорил Апостолам о сем, – это ясно, ибо Он сказал: восхожду ко Отцу Моему (Ин. 20:17), и Аз умолю Отца, и послет вам Утешителя (Ин. 14:16, 26). А где Отец обетовал? В Евангелии обетование Отца не находится. Конечно, ясно, что оно имеется у пророков, как свидетельствует ап. Павел, говоря: Павел раб Иисус Христов, зван Апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща пророки своими в писаниих святых, о Сыне Своем (Рим. 1:1–3). Итак, обещав прежде благовестие, Отец обетовал дать и Духа Святого. И чрез Пророка Бог сказал: в последния дни, глаголет Господь Вседержитель (Деян. 2:17), излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши, видения увидят, ибо на рабы Моя, и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего (Иоил. 2:28–29). Вот – обетование, а сошествие произошло тогда, когда Дух Святой, в виде огненных языков, почил по одному на каждом из учеников, и они начали прославлять величие Божие (Деян. 2:2–12). Что Отец говорит это, а не Сын, ясно вытекает из следующих слов: и дам, – говорится, – чудеса на небеси – вверху и на земли – внизу, кровь и огнь (Иоил. 2:30), – кровь, которая истекла из ребра Господа после смерти (Ин. 19:34), – и огонь, который, как сказано, был разделен Апостолам (Деян. 2:3). И солнце, – говорится далее, – обратится во тьму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому, и просвещенному (Иоил. 2:31), т. е. дню Сына. А что это сказано Отцом, а не пророком, о сем свидетельствует начало изречения, которое говорит: в последния дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прочее: ясно, что здесь разумеется не пророк, который подобен нам, но Господь Бог и Отец, посылавший Его.
Мы знаем, что Апостолы получили крещение прежде страдания Христа, именно крещение Иоанна. А Спаситель до страдания Своего не давал другого крещения, чтобы не уничтожить проповеди Иоанна и не дать повода иудеям возражать, что Он, вследствие высокомерия пред Крестителем, ввел Свое крещение. Христос восполняет недостающее, но не крещением водою, а крещением Духом, как и Сам говорит: вы имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех (Деян. 1:5), т. е. через десять дней. Эти десять дней, очевидно, были назначены для укрепления веры Апостолов, ибо в то время, как благодать почивала, и не исполнилось ни одно из обетований, вера их упражнялась, и надежда получала возможность принести несомненный плод. Итак, креститься Духом Святым равносильно получению Духа Святого. Апостолы до страдания Господа были крещены не Духом, а водою, и это очищение было во оставление грехов (Лк. 3:3), но не для общения с Духом Святым. А что Иоанн крестил и Апостолов, это делает ясным Господь в речи к Петру, не соглашавшемуся на умовение ног, сказавши: измовенный не требует, токмо нозе умыти, есть бо весь чист (Ин. 13:10). Этими словами Господь показал, что не только Петр, но и остальные Апостолы, нуждающиеся только в умовении ног, омыты крещением Иоанна. Итак, Спаситель не отверг крещение покаяния и во оставление грехов, совершавшееся Иоанном (Лк. 3:2–3), но усовершил, присоединив получение дара Духа Святого (Деян. 2:38).
Можно думать и говорить, что крещение Предетчи соделывало отпущение грехов, однако не всех, как не давали его и законные обряды и жертвы. Ибо ни закон, ни крещение Иоанново не давали очищения ни от намеренного убийства (Чис. 35:20), ни в том случае, если кто-нибудь расстраивал чужой брак, ни от того, что участникам преступления вызывало, как наказание, страшный оный и небесный огонь (Быт. 19:24–25), ни от многих других позорных и подобных дел, но за все эти преступления закон назначил судиею меч; крещение же Иоанна приводило к общению и спасению, которое было гораздо выше свойственной крещению силы (Лк. 3:16). Посему и Спаситель наш, порицая жестокосердие и упорство фарисеев, возвещая, что они имели мысли более дурные и неправильные, чем мытари и блудницы, и вместе поучая, кто может отвратиться от греха и от каких именно прегрешений может избавится, говорит: прииде к вам Иоанн Креститель путем праведным, и не веровасте ему, мытари же и любодейцы вероваша ему: вы же видевше, не раскаястеся последи веровати ему (Мф. 21:32). Таким образом, Иоанн посредством крещения мог для искренно покаявшихся соделывать очищение от неправильного взимания сборов, от блуда и подобных грехов, но не избавлял от скверны преступлений ни разбойников, ни других тайных грешников, которые и не имели смелости явиться и исповедать грехи свои (Мф. 3:6), потому что сознание шло им на встречу, угрожало наказанием законов и не позволяло открываться пред другими.
Если бы Дух не был Бог, и если бы Он не был источником Божественной благодати, то каким образом облекшиеся в Божественное одеяние, во Христа, облекаются и в частное, одеяние Духа? И подлинно, если Апостол пишет: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27), а Спаситель говорит: вы же седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше (Лк. 24:49), нашедшу Святому Духу на вы (Деян. 1:8), – то как, во время Божественного одеяния, мы облекаемся и в рабское? Итак, ясно, что то и другое одеяние равночестно и дарует одну и ту же силу благодеяния и благодати. Дух Святой называется облечением верных не как платье, но в том смысле, как огонь обнимает железо и бывает весь во всем. Так и мы облекаемся во Христа, равно как и в Духа Святого, не как в одежду, совне на нас находящуюся, а в том смысле, что сердце и помыслы наши исполнены света и лицо – благодати.
И Апостолы взирающе бяху на небо, идущу Ему (Деян. 1:10). Не сказано – когда Господь «возносился», но когда «восходил», ибо плотию Он вознесеся (– 1:22), а могуществом восходил. Ангелы называют учеников Галилеянами (Деян. 1:10–11), восхваляя их, ибо «Галилеяне» означает «откровенные». Христос в Кане Галилейской совершил первое чудо (Ин. 2:11) и там явил и открыл славу Свою. Посему и пророк Исаия предвозвестил: восплакася земля, посрамлен Ливан, блато бысть и Саронь: явлена будет Галилеа и Хермель (Ис. 33:9). И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а яко на небо (4Цар. 2:11) . Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся.
Илия был взят посредством огненных коней (4Цар. 2:11), т. е. ангельской силы, облекшейся в этот образ; такое понимание события показывает, что Пророк совершит свое воздушное восхождение не выше неба, но, достигнув его, остановится в своем необыкновенном вознесении, ибо огонь не может проникнуть выше неба, и тяжесть коней не даст возможности всаднику проехать весь небесный свод. Христос же, общий Владыка и Бог наш, дориносимый ангелами, совершает небесное, превышающее всякий ум и разумение, восхождение; а явление ангелов показывает, что между вознесением Господа и раба должно как мыслить, так и видеть большое и многое различие.
Итак, нам достаточно только раздавшегося голоса бесплотных, которые, в то время как сонм Апостолов смотрел на общего Владыку и Господа нашего, возносящегося на небо вместе с воспринятою им человеческою плотию, изумлялся и удивлялся, – вдруг явились пред ними и ясно сказали: что стоите зряще на небо: Сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте его идуща на небо (Деян. 1:11). Господь восходил, очевидно, для того, чтобы воссесть на Отчее лоно, вместе с воспринятою Им человеческою плотию, как и прежде на земле Он был видим, нося одеянием плоть (2Кор. 5:16) и приняв образ человека (Флп. 2:7). Итак, и опять Христос явится в том же самом виде и с той же природою, чтобы достигли познания о всеобщем Владыке, как утверждает священное предсказание. И тогда кому (явится)? – не людям обыкновенным, и не тем, кои в малой степени превосходят других людей в Божественном одушевлении и в высоте созерцания, а равно и остальными добродетелями, но только тем, которые из всего человеческого рода Самим Создателем были предназначены служить исперва самовидцы и слуги Словесе (Лк. 1:2). Аминь228.
* * *
См. Тоῠ ε̆ν άγίοις, πατρός ήμών Φοτίου πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως λόγοι χαί δμιλίαι όγδοήκοντα τρεῐς, ἔκόίδοντος Σ. Αριστάρχου. Τόμος πρῶτος, σελ. 203–212. Κωνσταντίνούπόλις. 1901.; сравн. «Церковн. Ведом.» 1901 г., № 18. По мнению издателя, г. Аристархиса, настоящая беседа была произнесена знаменитым витиею 12–го мая 858 года.