Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Блаженного Диадоха, епископа Фотики Эпирской (V в.)
Ныне – ко мне иудейских священников: ибо – время победных слов; сюда – и ты, вестник Христов, говори и и живопиши мощно твоею правдивостию, как они уплатили воинам серебро своего злонамерения, думая ложью покрывать необозримую истину; но как ныне мы встречаем Господа, в третий день воскресшего из мертвых и восшедшего на небеса, непрестанно хвалясь Тем Спасителем, Которого приняли небеса явившимся пред нами боголепным чудом, а земля, как держимая волею Его, не в силах была держать. Тем Спасителем, Которого явно подъяло светлое облако, исполнив образ пророчества, ангелы же гимнами проводили до отеческих престолов, непрестанно вопия: Господь сил, Той есть царь славы (Пс. 23:10), – возвращение Которого с земли на небо Псалмопевец, предзревая во Святом Духе, воспевал: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс. 46:6): ибо Божественный предвидел и пение святых Евангелий.
Но гордящиеся наиверующим отцом – Авраамом не хотят, чтобы Спаситель всех нас воскрес из мертвых, думая, жалкие, неосновательною молвою ежедневно пятнать красоту столь великой истины (ибо промчеся, – сказано, – слово сие во иудеех даже до сего дне. Мф. 28:15), которую даже демоны признали, а утверждавшие, что приняли заповеди Божии, не решаются даже словом почтить (ее), хотя сам Пророк говорит: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли: яко взятся великолепие Твое превыше небес: вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя (Пс. 8:2; 56:6). Но злобные софисты не в состоянии извратить сего, хотя бы в любомудрии они дошли даже до лжи отца своего (Ин. 8:44): ибо подъятый и вознесшийся превыше небес есть, подлинно, Господь, потому что, сначала нисшедши на землю, Он взошел на небеса. Потому-то Пророк предвозгласил в другом месте, говоря: Господи, преклони небеса, и сниди, коснися горам, и воздымятся: блесни молнию и разженеши я (Пс. 143:5, 6). сие же он говорил, предблаговествуя еще сидящим под сению смерти сокрушение сил ада; а что оно осуществляется со времени погребения и воскресения Господа, – в этом мы многим удостоверены. Почему в другом месте Псалмопевец говорит: возшед на высоту пленил еси плен, и даде даяния человеком (Еф. 4:8; Пс. 67:19). Ибо Единородный Сын Божий, воскресением Своим исхитив человечество из плена смерти и восшедши превыше небес, уготовал для желающих правды оружие (пoелику Он есть Царь славы), разумными бронями ежедневно укрепляя набираемых Им печатию смиренномудрия (ибо, подлинно, печать благочестия есть смирение).
Мы же, братие, и паки будем любомудрствовать о речениях Псалмопевца, дабы нам и паки увидеть очами разума Господа, восшедшего на облаке на небеса. Настоящее слово побуждает меня умалчивать пока о свидетельстве апостолов, чтобы не показался я у неразумных защищающим самого себя, тогда как всякое апостольское слово свидетельствуется пророческою истиною: пoелику слова их познаются порождением пророческих речений. Ведь, на что пророки намекали по предведению о вочеловечении Господа, то самое апостолы, вдохновленные тем же Самым Святым Духом, сделали ясным по познанию. Внегда, – написано, – приближитися летом познаешися: внегда приити времени, явишися (Авв. 3:2). Поэтому скажем опять: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли: яко взятся великолепие Твое превыше небес (Пс. 8:2), дабы мы ясно познали, что вочеловечение Господа и возвращение Его с земли на небеса, память которого мы празднуем сегодня, наполнило мир ведением о Боге. Ибо, пока Он был на земле, многие мало думали о величии славы Его; но после того, как Он явно восшел на небеса, исполнив, как подобало, всю волю Отца, вся тварь наполнилась знанием и удивлением, созерцая Господа всех восходящим, т. е. возносимым. Взятся, т. е., вознесен был превыше всех небес, по пророчеству, как человек; взыде же, как Бог: пoелику, говорится, взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (Пс. 46:6). Пророк не употребил бы сии речения, если бы очами предведения он безошибочно не предзрел нисшествие Его. Как он мог сказать последовательно: вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава твоя? Или еще: взыде Бог в воскликновении, если бы предведением Духа богослов не созерцал и нисхождение Его, и восхождение? Посему в одном месте он называет Христа вознесенным, а в другом – восшедшим, дабы мы уверовали, что Господь есть Бог и человек в единой Ипостаси: по Божеству Он взыде, говорится; а по телу Он взятся, т. е., был вознесен. Поэтому из всего должно разуметь, что сшедый той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (Еф. 4: 10), благостью Своею и нисшествием Святого Духа сначала освободив апостолов от греховных страстей, наконец вознесет (их). Ибо что Он сказал? – Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя, яко да избавятся возлюблении Твои (Пс. 107:7), подлинно приобщившиеся во всем страданию Его и соделавшиеся самовидцами и вестниками Его величия преимущественно суть возлюбленные Его.
Следовательно, пророки возвещали одного и того же Господа, но образа воплощения Его они не сливали в одно естество. Они избирали боголепно речения, относящиеся к Божеству, относящияся же к телу – человеколепно, дабы научить ясно, что восшедший, т. е. вознесенный на небеса, Господь по сущности имеет бытие от Отца, а что произошло от Девы, – пребывает человеком, будучи единым по виду и единым по Ипостаси: ибо бестелесный, принятием плоти дав Себе вид, явно посему восшел туда, откуда невидимо нисшедши воплотился. Потому Господь вознесся во славе, уверовали же в Него в силе (1Тим. 3:16), а ожидается в страхе, пoелику в возвращении Своем Он опять будет иметь пророческое облако служителем (ибо пророки предсказали, что и тогда облако будет находиться в услужении Его, дабы некая теловидная и легкая сущность явилась опять держащею Господа). Христос держит все волею Своею, как Бог, и облаком Он будет держим, как и человек, дабы Он, душелюбивый, не отрекся и тогда от законов естества, которое Он воспринял.
Посему Божественный Павел научил нас еще, что и святые будут восхищены на облаках (1Сол. 4:17), когда ожидаемый прийти Господь приидет: пoелику, что приличествует воплотившемуся Богу по телу, то – и имеющим соделаться богами по богатству благодати Его (так как Бог благоволит соделать людей богами). Поэтому пусть никто не думает, братие, что плотность человеческого естества, коего существенно приобщилось Слово Божие, сияниями Его Божественного существа изменилось: ибо Славный воплотился не для того, чтобы показать призрак Свой, но чтобы общением Своим окончательно уничтожить всеянный змием в человеческое естество навык. Следовательно, навык, а не естество изменило воплощение славы, дабы мы совлекли с себя памятование о зле, но облеклись любовию к Богу, не изменяясь в то, чем мы не были, но изменением обновляясь со славою в то, чем мы были. Итак, слава и держава Ему, нисшедшему с небес невидимо, восшедшему же на небеса видимо, сущему прежде веков, и ныне и присно и во веки веков. Аминь227.
* * *
См. Исследование К. Д. Попова: «Блаженный Диадох (V–ro века), епископ Фотики Древнего Эпира и его творения». Том первый. Киев. 1903 г., стр. 557–569.