Источник

Павел (апостол)

Послушаем, что говорит Павел сам о себе.

Не буду говорить о его трудах, бдениях, страхах, страданиях от голода, жажды, холода и наготы, о злоумышлениях против него неверных, о противодействиях ему верных. Умалчиваю о гонениях, сонмищах178, темницах, узах, обвинителях, судилищах, ежедневных и ежечасных смертях, о кошнице179, о метаниях камней, о биениях палками, о странствовании, об опасностях и на суше, и на море, и во глубине морской, о кораблекрушениях, об опасностях на реках, об опасностях от разбойников, от сродников, об опасностях между лжебратьями, о пропитании трудами рук своих, о бескорыстном благовествовании, о том, как Павел был позорищем для Ангелов и человеков, когда, стоя между Богом и человеками, за человеков подвизался и к Богу приводил и присоединял народ избранный. Кроме этих внешних подвигов, кто достодолжным образом опишет ежедневную его попечительность, сердоболие о каждом, заботливость о всех Церквах, ко всем сострадательность и братолюбие? Претыкался ли кто – и Павел чувствовал немощь. Другой соблазнялся, а Павел приходил в воспламенение. А его неутомимость в учении, разнообразие способов врачевания – то человеколюбие, то опять строгость, то смешение и растворение человеколюбия и строгости, так что ни кротостью не расслабляет, ни суровостью не ожесточает! Он излагает законы рабам и господам, начальникам и подчиненным, мужам и женам, родителям и детям, супружеству и безбрачию, воздержанию и роскоши, мудрости и невежеству, обрезанию и необрезанию, Христу180 и миру, плоти и духу. За одних благодарит, других укоряет, одних именует своею радостью и венцом, других обличает в безумии. Кто ходит право, тем сопутствует и соусердствует; а кто ходит лукаво, тех останавливает. Он то отлучает, то утверждает любовь (см. 2Кор. 2, 8); то плачет, то веселится; то питает молоком (см. 1Кор. 3, 2; Евр. 5, 12–14), то касается тайн; то снисходит, то ведет с собою на высоту; то угрожает жезлом, то объемлет духом кротости (см. 1Кор. 4, 21); то возносится с высокими, то смиряется со смиренными. Иногда он – меньший из апостолов, а иногда обещает представить доказательство, что в нем говорит Христос. Иногда желает отойти и становится жертвою (2Тим. 4, 6) иногда признает более нужным для верующих пребывать ему во плоти. Ибо ищет не собственной пользы, но пользы чад, которых родил во Христе благовествованием; такова цель и всякого духовного начальства – во всем презирать свое для пользы других! Павел хвалится немощами и скорбями; как бы некоторым убранством, украшается мертвостью Иисусовой; он высок и по плоти, но радуется о духовных дарах; он не невежда в познании, хотя говорит о себе, что видит сквозь тусклое стекло, гадательно (1Кор. 13, 12). Бодр духом и изнуряет тело, истощая его, как противника, а тем временем не научает ли и не вразумляет ли этим и нас не превозноситься земным, не надмеваться ведением, не восставлять плоти против духа? Он за всех ратоборствует, за всех молится, о всех ревнует, за всех воспламеняется – и за тех, которые вне закона, и за тех, которые под законом; он проповедник язычников, предстатель иудеев. Он дерзал и на нечто большее за братий своих по плоти (о если, бы и мне, говорящему это, дерзнуть на нечто подобное!). Павел молит по любви своей к братьям, чтобы они вместо него приведены были ко Христу. Какое величие души, какая горячность духа! Он подражает Христу, бывшему за нас клятвою, воспринявшему на себя наши немощи, понесшему наши болезни, или, скажу скромнее, он первый после Христа не отрекается страдать за Иудеев, и притом как нечестивый, только бы они спаслись. Но к чему перечисляю подробности? Живя не для себя, но для Христа и для проповеди, распяв себе мир и распявшись миру и всему видимому, Павел все почитает маловажным и низким для своего желания, хотя от Иерусалима и окрестности до Иллирика распространяет благовествование (Рим. 15, 19), хотя восхищен будет до третьего неба, сделается зрителям рая и слушателем неизреченных для нас слов (см. 2Кор. 12, 1–4). (1).

* * *

Сам выслушай Павла, с какой боролся он злобой, сколько понес трудов и мучительных беспокойств от друзей и от врагов, на море и на суше, как восходил до третьего неба и весь мир заключил в вожделенные мрежи181. Он скорбями своими восхищался более, нежели другой благоденствием (2).

* * *

178

Здесь: сонмище – толпа. – Прим. ред.

179

Kошница – корзина. Имеется в виду происшествие в Дамаске, когда ученики спустили его по стене в корзине, спасая от хотевших убить его иудеев (см. Деян. 9, 23–25). – Прим. ред.

180

Живущим во Христе.

181

Мрежа – рыболовная сеть. – Прим. ред.


Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Комментарии для сайта Cackle