Беседа о Святом Духе. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского
Христолюбивые! Вчера нами прославлялось пришествие Святого Духа. Необходимо подольше остановится на повествовании о достопоклоняемом Духе и яснее сказать что-либо о святом и славном могуществе Его. Будем говорит о Святом Духе не на основании того, что мы сами мыслим, но на основании того, чему о Нем учат нас Божественные слова, лучше же сказать: на основании того, что Сам Он возвещает о Себе, говорит устами пророков, чрез апостолов.
По естеству Своему Дух Святой неразделим, так как исходит от нераздельной и неделимой природы. Имя же Его: Дух Святый, Дух истины, Дух Божий, Дух Господень, Дух Отца, Дух Сына, Дух Христов. Так называет Его Писание, лучше же сказать: Сам Себя – и Духом Божиим, и Духом, Который – от Бога.
Дух называется Святым. Это – главнейшее и первое Его наименование, заключающее в себе наиболее выразительный смысл и показывающее природу Святого Духа. Святой Дух, Дух Божий. Кто называет Его Духом Божиим? – Послушай Спасителя: аще ли же Аз о Дусе Божии изгоню бесы (Мф. 12:28). Чтобы кто–либо, услышав о Духе Божием, не подумал, что здесь обозначается некоторое содружество, а не общность естества, ап. Павел говорит: мы же не духа мира сего прияхом, но Духа иже от Бога (1Кор. 2:12). В свою очередь, Дух называется Духом Отца, как об этом говорит Спаситель святым апостолам: не пецытеся, како или что возглаголите: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10:19, 20). Что приписал Господь Себе Самому: Аз от Отца изыдох (Ин. 16:28,27), это же приписывает и Святому Духу, говоря: иже от Отца исходит (Ин. 15:26). Итак, Дух есть Дух Божий и Дух от Бога Отца, и Он исходит от Отца. Какой же смысл слова: «исходит»? Чтобы избежать имени: «рождение» и чтобы не назвать Духа Сыном, Писание говорит о Святом Духе: иже от Отца исходит; оно называет Духа исходящим подобно тому, как вода бьет ключем из земли. Как сказано о рае: река же исходит из Едема (Быт. 2:10), так исходит и истекает Дух. Отец называется источником воды живы, как об этом говорит пророк Иеремия: ужасеся небо о сем, и вострепета попремногу земля. Два бо зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы (Иер. 2:12,13). Божественное слово, определяя Отца – как источник воды живы, говорит об исходящей из источника жизни живой воде: иже от Отца исходит. Что исходит? – Дух Святой. Каким образом? – Как вода из источника. Но почему Святой Дух называется водою? Спаситель говорит: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Предлагая объяснение касательно этой воды, Евангелист присоединяет: сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его (Ин. 7:38–39). Итак, если евангелист Иоанн, давая объяснение относительно Духа Святого, назвал Его живою водою, а Отец говорит; Мене оставиша источника воды живы, то, следовательно, Отец – источник Духа; поэтому Дух от Отца и исходит. Следовательно, повторяю, Дух Святой называется Духом Божиим и Духом, Который – от Бога, Духом Отца и Духом, Который – от Отца. Исаия от лица Христова свидетельствует о Духе Господнем: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя (Ис. 61:1); ап. Павел: Господь же Дух есть: а идеже Дух Господень, ту свобода (2Кор. 3:17). Если где присутствует Дух, и если поэтому там – свобода, то ужели Он – раб? Каким образом Он дарует то, чего не имеет? Каким образом, Сам, будучи рабом, освобождает других?
Да не обманут вас своими уловками еретики. Апостол говорит: и понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче (Гал. 4:6). В другом месте ап. Павел называет Его Духом Христовым: вы же несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Христов живет в вас (Рим. 8:9). Обрати внимание на это святое сплетение. Ап. Павел выводит на сцену как бы некоторую святую и живую вервь из сплетенного втрое могущества, соединяя неразделимое естество и различными именами указывая на единую силу. Вы же, – говорит Апостол, – несте во плоти. но в дусе. Вот – Дух. Понеже Дух Божий, живет в вас. Вот – Дух Божий. Аще же кто Духа Христова не имать (Рим. 8:9)... И, конечно, надлежало бы сказать: Аще же кто Духа Божия не имать, но сказано: Духа Христова. Апостол сказал это для того, чтобы показать, что если – Дух, то и Христос, что одно и тоже есть: Христос присутствует и Дух присутствует, и что одно и то же сказать: Дух Божий и Дух Христов. Дух Святой называется Духом истины, Который есть Дух Сына, как говорит Павел: посла Бог Духа Сына Своего (Гал. 4:6). Итак, Он есть и Дух Сына, и Дух Того, Кто воскресил Иисуса Христа; послушай самого Павла: аще ли же дух воскресившего Христа живет в вас (Рим. 8:11). Это – имена святой и непорочной Силы, Святого и достопокланяемого Духа. Есть и другие имена, соотвтствующие не естеству Его, но деятельности. Дух называется Духом жизни, потому что Спаситель говорит: Аз есм истина и живот (Ин. 14,:6); Дух называется Духом жизни, подобно тому, как и Павел говорит: закон бо Духа жизни (Рим. 8:2). Эти имена указывают на одно и то же достоинство, на одно и то же естество. Есть и другие имена, которые приписываются не Святому Духу, а силе и действию Его, когда, напр., речь идет об Его дарах. Когда кто-либо имеет благодатный дар любви, то говорят, что он имеет дух любви. Когда кто-либо получит благодатный дар мученичества, то говорят, что он имеет дух силы, т е, благодатный дар. Дар называется тем же самым именем, каким Тот, Кто дает его. Поэтому Павел говорит: не приясте бо духа работы паки в боязнь, но приясте духа сыноположения (Рим. 8:15); не бо даде нам духа страха, но духа силы и любве и целомудрия (2Тим. 1:7). Духом же здесь называется благодатный дар, как и в том случае, когда говорится: вы же знаменастеся духом обетования святым (Еф. 1:13). Ап. Павел говорит: имуще же тойже дух веры (2Кор. 4:13) и обетования, то есть благодатный дар Духа. Итак, вот – дух веры, дух обетования. Если кто – кроток и смирен сердцем, тот получил дар кротости. Об этом говорится: аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости (Гал. 6:1), то есть, благодатным даром кротости. Блюдый, – говорит Писание, – себе, да не и ты искушен будеши (Гал. 6:1). Вот – дух кротости. Иному дается освящение души и тела, и оно называется духом святости, подобно тому как говорит Апостол: Павел раб Иисус Христов, зван апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща пророки Своими, по Духу святыни (Рим. 1:1, 2, 4). В данном месте говорится, что Павел был поставлен в апостола по Духу святыни. Когда был поставлен? – По воскресении Иисуса Христа. Так как прочие апостолы были избраны до страданий Христовых, а он – после Христова воскресения, то поэтому и говорится: по Духу святыни. Скажем также и другое. Когда, во время святых таинств, все мы начинаем говорить: Отче наш, иже еси на небесех (Мф. 6:9), то, значит, мы получили дар: духа сыноположения, то есть, благодатный дар Святого Духа. Дух называется духом ревности, как говорит Павел: понеже и вы ревнители есте духовом (1Кор. 14:12), то есть, имеете ревность к духовным дарованиям.
Опять выступает Исаия: ведь один и тот же Дух говорит устами всех. Поэтому, как Павел сказал о духе жизни, духе любви, духе обетования, духе веры, духе кротости, духе сыноположения, так и блаженный Исаия: изыдет, – говорит он, – жезл из корене Иecceoвa, и цвет от него взыдет: и почиет на нем Дух Божий (Ис. 11:1, 2). Здесь – имя естества Самого Духа. Затем следуют Его благодатные дарования: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух видения и благочестия, дух страха Божия (Ис. 11:2, 3). В том случае, где надлежит постигнуть глубины, – благодатный дар называется духом откровения; где должно иметь любовь, – называется духом любви; где потребно, чтобы учитель говорил ясно, – называется духом мудрости; где надлежит, чтобы слушатель ясно понял, что говорится ему, – называется духом разумения. Дух совета дается советнику, дух силы – тому, кто принимает совет: советник получает благодатный дар сказать что-либо полезное, принимающей же совет получает благодать исполнить то, что полезно. Каждое из этих благодатных дарований давалось для определенной надобности. В другом случае Бог обещает сообщить благодать человеколюбия и говорит: излию на дом Давидов дух благодати и щедрот (Зах. 1:10), то есть, дар человеколюбия. В свою очередь, сообщается благодатный дар смиренномудрия. Откуда это ясно? – Три отрока в пещи, будучи праведными, попрали пламень, но, как смиренномудрые, они называли себя грешными; и пoелику будучи праведными, они уничижали себя, то и получили духа смирения, благодатный дар смиренномудрия. Когда кто-либо получит благодатный дар совершать суд, тот принимает духа суда как говорит Исаия: и очистит их Господь духом суда, и духом зноя ( Ис. 4:4), силу наказующую и очищающую называя духом суда и духом зноя. Давид же просит духа праваго, который приводил бы на правый путь. Так как сердце Давида развратилось, и так как он несправедливо произнес решение, погубившее мужа, то и просит Бога, говоря: дух прав обнови во утробе моей, и духом владычним утверди мя (Пс. 50:12,13,14), то есть, благодатным даром, управляющим страстями и властвующим над удовольствиями. Это сказано нами о Божественном достоинстве Святого Духа и о различии Его действий.
Еретики же, не зная, что Писание, говоря о духе святыни или обетования, имеет в виду дары Духа, – относят это к естеству Его. Они исказили истину, все смешали, спутались, сбились с пути истины: омрачися неразумное их сердце: глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим. 1:21–22). Поэтому рассуждают: «Дух не от Себе глаголати имать, но от Иисуса Христа приимет ( – 16:13, 14)? Не выяснило ли, говорят, Писание, что Он подчинен власти Сына, что Сын ссужает Его, и что затем уже Дух доставляет Свои дары другим»? Обрати особенное внимание на дело. Когда что-либо из сказанного покажется тебе возбуждающим недоумения, ты не тотчас же нападай на данное выражение, но подожди до конца мысли. Едино естество Сына и Духа, едина сила, едина истина, едина жизнь, едина премудрость. С тех пор, как Спаситель соблагоизволил принять наше естество, Он исполняется Святого Духа, не потому, что Он был ниже Святого Духа, а потому, что плоть должна была в человеческом образе восприять сошествие Духа. Ужели Отец принимает Сына потому, что Он, Отец, бессилен? Ужели Сын принимает Духа по такого же рода причине? Но потому, что едино естество, которое действует вся во всем, одно совершает Отец, и воспринимается во всей природе; другое же – Сын, и переходит во всю природу; а третье – Дух, и воспринимается во всем естестве. Итак, Дух нисходит не потому, что не достаточно было Божества Сына, но для того, чтобы таким путем обнаружилось совершенное познание Троицы. Плоть Господня удостоилась Святого Духа, и затем Спаситель восхотел отдать в собственность Святому Духу то тело, какое Он, Господь, воспринял, – отдать для того, чтобы все, что совершит Христос по плоти, приписывалось Святому Духу, жившему в Нем, как в святом человеческом храме. Христос ради нас – человек, а Сам по Себе – Бог; Он Сам по Себе – Бог, а человек – в силу Своего человеколюбия. Он изгонял демонов и восхотел приписать изгнание их Святому Духу, говоря: аще ли же Аз о Дусе Святом изгоню бесы (Мф. 12:28); Он не сказал: «Богом – Словом» (изгоняю), но приписывает это Святому Духу, как бы святой муж, удостоенный Святого Духа. Известно, что когда Христос вошел в храм, то взял книгу пророка Исаии и прочитал написанное о Нем же Самом: и разгнув, – передает Писание, – книгу, изрек: Дух Господень на Мне (Лк. 4:17, 18). Разве это приличествует Богу – Слову? Ужели Бог говорит: Дух Господень на Мне? Не беспрекословно ли, что лицо человека говорит: «Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя (Ис. 61:1)? Духом Святым Я помазан». Поэтому ап. Петр говорит: Иисуса иже от Назарета, Его же помаза Бог Духом Святым и силою (Деян. 10:38).
Здесь остановим свое внимание. Все вышесказанное служит к выяснению слов: от Моего приимет (Ин. 16:14). Иисус Христос был удостоен Духа Святого, крестился в Иордане; и говорит Иоанн: видех разводящася небеса и Духа Божия сходяща, яко голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1:32; Мк. 1:10). Никто не нечестив в такой степени, чтобы думать, что Божество приняло Духа. Дух Святой сошел, чтобы исполнилось пророчество Исаии: Дух Господень на Мне (61:1). Плоть крестилась, Крестившийся вышел из воды и возведен бысть Духом в пустыню (Мф. 4:1); был возведен, и плоть имела Святого Духа, как бы воспитателя. Для чего Он был возведен? – Чтобы дать нам образ: «как Моя плоть руководствуется не вожделениями, но Духом, так должны поступать и вы». Поэтому и ап. Павел говорит: аще ли духом водими есте, несте во плоти; и: елицы Духом Божиим водятся, те не находятся под законом (Гал. 5:18; Рим. 8:14). Руководствуется Духом плоть Христова; Им же будем руководиться и мы: ведь по этой причине Господь и принимает на Себя все, чтобы оставить нам образ. Христос возведен бысть Духом, искуситися, – и победили диавола; не Божество победило, потому что было бы бесчестием для Божества сказать о Себе, что Оно победило. Если бы Бог побеждал, то вообще было бы возможно, что и Сам Он был побеждаем. Чтобы образ Адамов, впадший в заблуждениe вначале, впоследствии победил, для этого приходит новый Человек, сопровождаемый силою Духа. Поэтому, Он возведен бысть Духом в пустыню, искуситися; а когда Он возвратился в качестве победителя, Писание говорит о Нем: и возвратися Иисус в силе духовней из пустыни (Лк. 4:14). Итак, плоть имела Святого Духа, не часть духовных дарований, как имеем мы, когда одному сообщается мудрость, а другому – ведение; но имела все дарования. В отношении к нам дарования разделяются; в плоти же Христовой все проявления благодати, все дарования были на лицо, соответственно сущности плоти. И обрати внимание: сначала Господь преисполнил Свой храм всякого рода благодатных сил. Он имел дар исцелять болезни, изгонять демонов, воскрешать мертвых, предсказывать будущее, совершать дела истины; Он мог делать все и владел полнотой духовных дарований, с тех пор, как Господня плоть тела преисполнилась всяких благодатных даров. Нужно было, чтобы затем и мы вообще получили несколько от Господня тела, как бы из хранилища; дается от него и апостолам, и пророкам. Свидетельствовали – Иоанн, что в Нем (т. е., Господе) была вся полнота Божества; и Павел: в том живет всяко исполнение Божества телесне, (Кол. 2:9). Не сказал просто: в том жило Божество, но: исполнение Божества, то есть, всякий дар Божества телесне: в плоти Его – вся полнота премудрости, разума, силы, чудес, всякой деятельности. Затем от полноты Его мы все заимствуем себе: от исполнения Его мы вси прияхом (Ин. 1:16). Он получил полноту, а мы – от нее. Каким образом? С того времени, как Дух наполнил Собою Господню плоть, от нее Господь черпал, как из источника, и ссужал людей дарами.
Обрати внимание на точный смысл слов. Господь не сказал: «от Меня» приимет, но: от Моего (Ин.16:14). От Моего, от кого? От Моего даст вам; однако Сам приимет. Получает же не как ссужаемое в долг, но так как Он наполнил источник, как бы основание благодатных дарований, то почерпает из вместилища и предлагает всем из Своего собственного достояния. Бог преисполнил Моисея Духом, и говорит Моисей: не возмогу аз един переносить бремя людей сих; избери Себе другого. Бог говорит ему: собери седмьдесять старцев, и уиму от духа, иже в тебе, и возложу на ня (Чис. 2:14, 16, 17); не сказал: «возьму твой дух», но: от духа, иже в тебе; возьму от Моего. Бог говорит: в те дни излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут (Иоил. 2:28). Если Бог, бравший у Моисея, ссужался им, то и Дух, бравший от Сына, также ссужался Им. Моисей был образом Христа, потому что, как духом, бывшим в Моисее, наполнены старейшины, точно так от Христа вселенная получила Святого Духа. От Моего приимет. Из того, что даровано одному только Мне – Господнему человеку, берет Себе Сам давший, Который сошел на Меня и остался во Мне, – Который помазал Меня, освятил, привел в пустыню и возвратил Меня победителем. От Моего приимет, и возвестит вам. А чтобы показать, что Он вспомнил не о Святом Духе, а о дарах Его, – тотчас после слов: от Моего приимет присоединяет: вся, елика имать Отец, Моя суть (Ин. 16:15). Я получил то от Святого Духа; поэтому и сказал: от Моего приимет. Так как Бог освятил плоть Духом Святым, и Отец ниспослал в плоть Христову дар Духа, причем благодать, придя, вложила в Христа все дары, – то Он и говорит: от Моего приимет, и возвестит вам. Что же значит выражение: не от Себе глаголати имать, но елика аще услышит возвестит вам (Ин. 16:13, 14)? Раньше было сказано, что иное – Дух Святый и иное – благодатное дарование; иное – царь и иное – дар царя. Ты говоришь о Духе: не от Себе глаголати имать. Спаситель говорит о Себе: Аз от Себе не глаголю, но говорю то, что услышал от Моего Отца. Вот, и Сын от Себе не говорит. Два равновесных выражения: «ни Дух от Себе», "ни Сын от Себе» не говорят ничего. Но Сын имеет нужду в Отце; в Отце же нуждается и Дух. Доселе – равная честь принадлежит обоим. Почему Спаситель сказал: от Себе не глаголю; и о Духе: не от себе глаголати имать? Прошу вашу любовь, остановим здесь свое внимание.
Между тем как Христос – один, явилось много лжехристов, как об этом сказал Спаситель: «прикрываясь Моим именем, придут многие лжехристи и лжепророцы» (Мф. 24:24). Хотя Христос – один, и Его пришествие было возвещено пророками, но и до явления Его возникали некоторые обольстители, говорившие: «мы – Христы». Февда говорит: «это – я». Иуда Галилеянин: «это – я». И вводили многих в заблуждение. Так как эти, раньше других бывшие обольстителями, принявшими имя Христово, старались убедить народ в том, что они – Христы, являясь не одновременно, но каждый отдельно (один – теперь, а другой – в иное время), то Христос и говорит: вси, елико их прииде прежде Meне, татие были и разбойницы. Но не послушаша их овцы. Пришли те лжехристы – и не научились ни от закона, ни у пророков, но говорили сами от себя и руководствуясь своим собственным мнением. Спаситель, придя, не отступил и от пророков, а говорил, например, так: добре пророчествова Исаия, глаголя (Мф. 15:7); и в другой раз: не писано ли в законе вашем (Ин. 8:17)? А когда приступил к Нему диавол, Господь говорит ему: писано есть: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши (Мф. 4:10). Итак, Христос, придя во плоти, не говорил от Себя, но – от пророков. Так как те, которые пришли прежде Христа, не говорили во имя Христово, ни от закона, ни устами пророков, но, руководствуясь своим личным мнением, высказывали ошибочные взгляды и мысли, то Спаситель и говорит: Аз от Себе не глаголю, как те (Ин. 14:10). Говорит от Себя – значит говорит помимо закона.
И откуда это видно, что говорящий от себя – лжепророк, или что речь на основании своего личного мнения характеризует лжепророка? Пророк Иезекииль говорит: Аз, глаголет Господь к пророкам, вводившим в заблуждение Его народ, Аз не послах их. Они говорили от себя, и проповедуют от сердца своего (Иер. 14:14). Так как лжепророки проповедывали от себя, то Спаситель, очищая Себя от такого подозрения, говорит: Аз от Себе не глаголю. Ведь известно, что Спасителя подозревали, как обольстителя, что относительно Его было разногласие: овии глаголаху, яко благ есть: инии же глаголаху: ни, но льстит народы (Ин. 7:12); в другой раз после святой смерти Спасителя архиереи говорят Пилату: господи, помянухом, яко льстец Он рече еще сый жив: по триех днех востану (Мф. 27:63). Так как Христа считали обольстителем, то Он и говорит: Аз от Себе не глаголю, но – от закона, от пророков, то, что услышал от Отца (Ин. 8:38; 15:15). Не по Своему Божеству Я слышал от Отца, – в законе, у пророков. Он говорит это от лица Своей плоти, чтобы рассеять заблуждение. Аз от Себе не глаголю, но – от пророков, от закона. Итак, как Спаситель, устраняя подозрение и удаляя дурные предположения касательно Его, говорит: Аз от Себе не глаголю, подобно обольстителям, – точно так же должно говорит и о Духе.
Прошу, обратим здесь внимание на следующее. По слову Спасителя, является много лжехристов и лжепророков; один говорил: «это – я», и другой: «это – я», как и написано: мнози приидут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христос (Лк. 21:8). Подобно тому как имя Христово было усвояемо обольстителями, точно также многие имели принять вид людей, обладающих Святым Духом, Которого они не имели, и говорит об этом. Итак, чтобы люди не были вводимы в обман именем, так как благодатный дар имел сойти невидимо, Господь говорит: «егда приидет Утешитель, Дух истины, Который исходит от Отца; Он приведет вам на память Мои слова и наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать (Ин. 16:13, 7). Если вы заметите, что кто-либо повторяет слова Евангелия, то он, действительно, имеет Святого Духа. Дух придет, чтобы привести вам на память то, чему Я научил вас. Поэтому, если кто-либо из говорящих о себе, что он имеет Духа, будет возвещать что-либо от себя, а не на основании Евангелий, то не верьте ему; следуйте Моему учению». Не от Себе глаголати имать. Но зато явление Его показывает, кто получил Духа Святого, и кто нет. Если кто повторяет слова Христовы, тот имеет Святого Духа: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор. 12:3). И обрати внимание на достойное удивления: что – в законе, то дополняет Христос; а что – в учении Христа, то дополняет Дух, не потому, что несовершен Отец, но как явился Христос, подтверждающий то, что – от Отца, так явился и Святой Дух, подтверждающий то, что – Сына. Откуда это ясно? Спаситель говорит ученикам: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Дух Святой, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать (Ин. 16:12, 13); Он дополняет Мое. Сын восполняет то, что – Отца, и от Себя не говорит; Дух восполняет то, что – Сына, и от Себя не говорит. Но если ты услышишь, что кто-либо говорит; «пошлю вам Святого Духа», то не понимай слов в отношении к Божеству, потому что Бог не посылается. И чтобы вы поняли, что посылается дар, а что Дух не посылается, Спаситель говорит апостолам: седите во граде Иерусалимсте, дóндеже облечетеся силою свыше (Лк. 24:49) и получите силу сошедшего на вас Святого Духа. Иное – сила, которая дается, и иное – Дух, Который дает. Вся же действует един и тойжде Дух, разделяя коемуждо особо, якоже хощет (1Кор. 12:11).
Итак, ты не в состоянии доказать, что Дух Святой посылается чистым Божеством. Если же я докажу тебе, что Творец неба и земли посылается Святым Духом, то что ты сделаешь? Или отвергни Христа и уничтожь Писания, или, будучи рабом Писаний, повинуйся им. Слушай, что говорит Бог устами пророка Исаии, вестника благочестия: «послушай, – говорит, – Мене, Иакове и Израилю, его же Аз призываю: Аз есмь Бог первый (Ис. 48:12). Я – после этого, и, кроме Меня, нет Бога». Обрати свое внимание: смотри, как под образом единоначалия он сокровенно проповедует Троицу. Аз Бог первый и Аз по сих, и разве Мене несть Бога. Кто говорит это? Творец, – потому что присоединяет: и рука Моя основа землю (Ис. 48:13). Смотри, как говорит Творец: и Дух Мой утвердил небо; Я дал Свои повеления всем звездам; Я возбудил царя согласно с правдою, и все Мои пути – правы. Назвав Себя Творцом и Создателем неба и земли, Он затем говорит следующее: егда бываху, тамо бех, и ныне, Господь посла Мя, и Дух Его (Ис. 48:16). Тебя, сотворившего небо и землю, сказавшего звездам: Господь посла Мя, и Дух Его, Бог Отец родил по Божеству и послал плотски. Творец неба говорит: Господь посла Мя, и Дух Его. Отец послал, не удаляясь от Него и не удаляя Его от Себя и Сам не разделяясь с Ним. Поэтому Писание говорит: Бог излил Духа Своего (ср. Иоил. 2:28), то есть, дар Святого Духа. Божество не изливается, но – дар. Поэтому, чтобы было доказано, что изливающееся – не Дух Святой, а благодать Божественного Духа, Давид говорит Христу: излияся благодать во устнах Твоих (Пс. 44:3). Изливается благодать, а не дарующий благодать. Почти же Святого Духа, Которого ты принял. Христос взял от тебя твой образ, а Сам дал тебе Своего Духа. Аминь236.
* * *
В сокращении. См. Полное Собр. творен. Св. Златоуста в русском переводе, т. III, стр. 876–896. В издании Migne эта беседа относится к разряду Spuria.