Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Льва, папы Римского
Ныне, возлюбленные, исполнилось четыредесятное число святых дней, после блаженного и славного Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Господь продлил телесное Свое пребывание на земле, в течение сего времени, дабы вера в воскресение оградилась необходимыми доказательствами. Ибо смерть Христова слишком смутила сердца учеников и некое оцепенение неверия вторглось в умы, отягченные горестью о крестной казни, об испущении духа, о погребении бездыханного тела. Так, когда святые жены (Мироносицы) возвестили, как повествует Евангельская история, о камне, отваленном от гроба, – о гробе, в котором не обреталось тела, – об ангелах, свидетельствующих о воскресшем Господе: то слова их показались апостолам и другим ученикам похожими на безумие. Но Дух истины никак не допустил бы пребывать в сердцах своих проповедников такой колеблющейся медлительности, если бы эта боязливая заботливость и любопытствующая медлительность не положили основания нашей веры. Итак, в лице апостолов Он заботился о нашем смущении, о наших опасностях: в лице сих мужей Он вооружил нас против клевет нечестивых, против вооружений земной мудрости. Нас наставило их зрение, научил их слух, утвердило их осязание. Возблагодарим же Божественное домостроительство и необходимую медлительность святых отцев. Они усумнились, чтобы не сомневались мы.
Но, возлюбленные, сии дни, протекшие между Воскресением и Вознесением Господним, прошли не праздно: в течение их открыты великие тайны. В сии дни уничтожен страх смерти, возвещено бессмертие не только души, но и тела. В сии дни дуновением Господа на всех апостолов излиялся Дух Святой, и блаженному апостолу Петру вручается, после ключей царствия, попечение о стаде Господнем. В сии дни к двум ученикам присоединяется третий сопутник – Господь, и для отгнания всякого мрака нашего недоумения порицается медлительность боящихся и сомневающихся. Просвещенные сердца возжигаются пламенем веры и бывшие холодными распаляются, когда Господь открывает Писания.
Между сими и другими чудесами, когда ученики волновались помыслами сомнения, Господь явился среди них и сказал: мир вам! и, дабы не оставалось в мыслях того, что таилось в сердцах (ибо они думали, что видят дух, а не плоть), обличает помыслы, несогласные с истиной, представляет очам сомневающихся (пребывающие на Его руках и ногах) знаки креста и убеждает, чтобы они (апостолы) внимательнее исследовали: пoелику следы гвоздей и копья сохранены были для исцеления язв неверующих сердец, для того, т. е., чтобы не верой колеблющихся, но твердейшим знанием они убеждались в том, что Господь благоволил воссесть на престол Бога Отца той самой природой, которой пребывал во гробе.
Во все это время, возлюбленные, которое протекло между Воскресением и Вознесением Господа, о том пекся Промысел Божий, тому учил, то внушал очам и сердцам учеников Своих, чтобы они знали истинно воскресшим Господа, Который истинно родился, страдал и умер. Посему-то блаженные апостолы и все ученики, которые ужаснулись крестной смерти и колебались в вере в воскресение, так укрепились очевидностью истины, что, когда Господь восходил на высоту небес, не только не были поражены печалью, но исполнились еще большей радостью. И подлинно, великая и невысказанная была причина радости, когда, в очах святого собрания, естество рода человеческого вознеслось выше достоинства всех тварей небесных, было превознесено над чинами ангельскими, над величием архангелов, – не имея никакого средства для своего возвышения, если бы, восприятое по изволению вечного Отца, не приобщилось на престоле той славы, с какой, по природе, соединилось в Сыне.
Итак, пoелику вознесение Господне есть наше возвышение, и, куда вознеслась со славой Глава, туда стремится упованием и тело: то возвеселимся, возлюбленные, достойной радостий и возрадуемся благочестивым приношением благодарения. Ныне мы не только утверждены обладателями рая, но и проникли во Христе на высоту небес, приобретши, по невысказанной благости Христовой, более, чем сколько потеряли – по зависти диавола: ибо, кого ядовитый враг лишил блаженства первого жилища, тех Сын Божий, преискренне соединивши с Собой, посадил одесную Отца, с Которым живет и царствует в единении Духа Святого, во все веки веков. Аминь93.
* * *
Bibliot. Patr. Concionator. tom. IV, p.p. 422–423; ср. Воскресн. Чтен. XXIII (1859– 60) гг., 51–52 стр.