Источник

Слово на Святую Пасху. Святого Григория, епископа Нисского6

Если какое благословение, данное (древним) патриархам Духом Божиим, подтверждено, – если какому прообразованию истины в исторических гаданиях верили праведники, – если какой пророческий голос благовествовал о сверхъестественном: то все это относится к настоящей благодати. От каждого из Богодухновенных указаний можно заимствовать что-либо приличествующее настоящему празднеству.

Вот тебе – благословенная суббота первого Мироздания (Быт. 2:3): в той субботе познай сию субботу, сей день успокоения, который Бог благословил преимущественно пред прочими днями. В этот день Единородный Бог, воистину, успокоился от всех дел Своих, почив во плоти спасительной смертью и чрез воскресение паки возвратившись туда, где был, – соделавшись жизнью, воскресением, востоком и днем для сидящих во тьме и сене смертней (Ис. 9:2). (Священная) история полна примерами подобного благословения. Отец Исаака, не пощадивший сего возлюбленного сына своего, и единородный сын, соделавшийся приношением и жертвой, и агнец вместо его закланный (Быт. 22:1–13) – в этом повествовании можно видеть всю тайну благочестия (1Тим. 3:16). Агнец висел на древе, держимый рогами, – и единородный нес на себе дрова для всесожжения: видишь ли здесь, как Носяй всяческая глаголом силы Своея (Евр.1:3) Сам и несет бремя наших дров (т. е., грехов) и на древо возносится, – нося, как Бог, и возносясь, как Агнец? Так Дух Святой прообразовательно распределил великую тайну между обоими, между возлюбленным сыном и указанным вместе с ним агнцем, чтобы в агнце показать таинство смерти, а в единородном жизнь, неразрушаемую смертью. Если же возьмешь в пример Моисея, который распростертием рук изображает крест и сим самым изображением обращает в бегство Амалика (Исх. 17:11–13), то ныне можешь видеть осуществление сего прообразования – видеть Амалика, поражаемого крестом... Наиболее же очевидное и ясное указание (благодати настоящего дня) мы получаем от Пророка, чрез которого ясно прообразована великая тайна: именно, от Ионы, который безвредно был поглощен китом и безболезненно изшел из него, и который пребыванием во чреве китовом, в продолжение трех дней и стольких же ночей, преднаписал пребывание Господа во аде (Ион. 2:1–11) В настоящем торжестве весь закон и пророцы висят (т. е., утверждаются), как выражается негде Евангелие (Мф. 22:40), – и всякое Боговдохновенное слово и закон, по слову (апост.) Павла, возглавляются (заключаются вкратце) в сей благодати (2Тим. 3:16): ибо здесь – конец зол и начало благ. Как со времени Адама воцарилась смерть, и злая держава ее продолжалась до Моисея (Рим. 5:14), пoелику и закон не мог ни опровергнуть губительного могущества ее: так (ныне) пришло царство жизни и разрушена держава смерти, настало другое рождение – не от крове, ни от похоти плотския, но от Бога (Ин. 1:13). Великий Захария провидел это начало изменения к лучшему и недоумевал, как назвать оное: ибо, перечисляя другие чудеса, относящиеся к страданию, он говорит и о сем времени, что оно – и не день и не нощь (Зах. 14:7). Это время (которое, по изречению Пророка, есть ни день подобный другим дням, ни ночь подобная другим ночам) есть день, его же сотвори Господь (Пс. 117:24), – день иной, отличный от дней, созданных в начале (Быт. 1:5): ибо в сей день Господь творит небо ново и землю нову (Ис. 65:17). В сем творении созидается истинный человек, по образу и подобию Божию. Днесь разрешены болезни смертные, и повит Первородный из мертвых, разрушены железные врата смерти, сокрушены медные запоры ада; ныне отверзается темница смерти, ныне проповедуется пленником отпущение, ныне даруется слепым прозрение (Ис. 61:1), ныне посещает седящих во тьме и сени смертней Восток свыше (Лук. 1:78, 79).

Желаете ли узнать что-либо и относительно тридневного срока (воскресения Христова)? Для Всемогущей Премудрости, бывшей в сердце земли, – для Господа было довольно и столь малого промежутка времени, чтобы великий ум, обитающий в земле, объюродел: ибо так именует его Пророк – умом великим и князем Ассирийским (Ис. 10:12). Пoелику сердце есть некое жилище ума, то и Господь входит в сердце земли, которое есть некое обиталище оного ума, чтобы объюродить совет его, (Ис. 19:11), уловить премудраго в премудрости его и разорить коварныя ухищрения его (Иов. 5: 13). Князю тьмы невозможно было прикоснуться к чистому свету, не увидев в нем какой– либо части плоти. Но, увидев богоносную плоть и производимые ею свойственные Божеству чудеса, он возымел надежду, что если победит смертью плоть, то победит и всю находящуюся в ней силу. Итак, он схватил приманку плоти, но зацепился за уду Божества и, таким образом, сей змий был извлечен удицею (Иов. 40:20). Для того истинная Премудрость и посещает велеречивое сердце земли, чтобы уничтожить в ней великий во зле ум и просветить тьму, – чтобы смертное было поглощено жизнью, а зло обратилось в ничтожество, по истреблении последнего врага, который есть смерть (1Кор. 15:26). Вот что совершено для тебя в тридневный срок. Желаешь ли знать могущество силы, совершившей (столь многое) в столь краткое время? Исчисли все мимошедшие поколения людей, начиная от первого появления зла в мире: сколько тысяч людей в каждом поколении и во всех в совокупности? Не возможно числом определить множества тех, коих зло распространялось преемственно, и притом так, что злое богатство развращения, доставаясь на долю каждого (человека), каждым было увеличиваемо и, размножаемое таким образом, переходило к постоянно нарождающимся поколениям, развиваясь по множеству людей до бесконечности, пока, дошедши до самого крайнего предела, овладело всем человеческим естеством (как прямо сказал Пророк о всех вообще: вcи уклонишася, вкупе неключими быша. Пс. 13:3), и в сущем не осталось ничего, что́ не было бы орудием зла. Итак, малое ли доказательство превосходной силы Своей представил тебе Тот, Кто в три дня уничтожил такое скопление зла, собиравшееся от устроения мира до совершения нашего спасения чрез смерть Господа? Не сильнее ли это всех, упоминаемых в истории, чудодействий? Как чудо Сампсона особенно велико тем, что он не только одолел льва, но и без труда умертвил его невооруженными руками: так и то, что Господь без всякого труда уничтожил столь великое зло, есть наисильнейшее доказательство превосходного могущества Его. Не потоки неизмеримых вод, хлынувшие на землю из небесных хлябей, – не бездны, выступившие из своих пределов и покрывшие морями землю, – не огненные дожди, пламенем очищающие (по подобию Содома) развращенное, – и не другое что подобное сему, но одно простое некое непостижимое явление жизни и присутствие Света между седящими во тьме и сени смертней произвело совершенное истребление и уничтожение тьмы и смерти. Зло родилось в земле (Ин. 8:44), потом хитростью змия прельщена жена (2Кор. 11:3), а после сего побежден и муж от жены; и пoелику зло наполнило троих – диавольское естество, природу жен и весь род мужей, то, как бы в соответствие сему, и зло истребляется в продолжение трех дней. (Не удивляйся, что создание блага распределяется на известные расстояния времени: ибо и при первом сотворении мира, хотя сила Божия могла мгновенно совершить все сущее, однако же, для создания существующего были назначены временные расстояния, и все творение Бог совершил в определенные дни).

Если же хочешь в точности узнать определенный срок дней страдания (так как в числе не малого не достанет, если ты станешь считать время с девятого часа пятницы, в который Господь предал дух в руки Отца): то вникни в изречение Господа: никтоже возьмет душу Мою от Мене, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (Ин. 10:17–18). Управляющий всем со Владычным самодержавием не ожидает необходимости (умереть) от предательства, от нападения иудеев и от беззаконного суда Пилатова, так чтобы злоба их была началом и причиной всеобщего спасения людей; но по Своему распоряжению, неизреченным и невидимым для людей образом, жертвоприношения предупреждает нападение и приносит Себя в жертву за нас, как иерей, и вместе как Агнец Божий вземляй гргехи мира (Ин. 1:29). Когда же это? Когда, предложив ядомое тело Свое в пищу, Он ясно показал, что жертвоприношение Агнца уже совершилось: ибо жертвенное тело не было бы пригодно к ядению, если бы было еще одушевлено. Итак, когда Господь преподал ученикам тело для вкушения и кровь для питья, то в то время Его тело, по воле и власти Домостроителя таинства, уже было неизреченно и невидимо принесено в жертву, а душа находилась там, где быть ей определила власть Тайно совершителя, т. е. занимала место в сердце земли, пребывая вместе в соединении с Божественною силою. Стало быть, кто станет считать время трех дней от того часа, когда принесена была жертва Богу великим Архиереем, неизреченно и невидимо заклавшим Себя, как Агнца, за общий грех, – тот не погрешит против истины. Когда снедаемо было сие священное и святое тело, был вечер, за сим вечером последовала ночь пред пятницей. Далее, день пятницы, рассеченный наведенною ночью, разделяется на одну ночь и на два дня [ибо если Бог тьму нарече нощь (Быт. 1:5): а в продолжение трех часов была тьма по всей вселенной (Мк. 15:33): то эта тьма, происшедшая среди дня, была ночью, разделившей день на две части, одну от утра до шестого часа, а другую от девятого часа до вечера], так что, до сего времени было две ночи и два дня; затем – ночь перед субботой и, после нее, – день субботы. Вот тебе – три дня и три ночи! Наконец, найди час воскресения, и ты увидишь истину сказанного. Вечер субботный (Мф. 28:1) – вот час воскресения по гласу ангела; вот – предел пребывания Господа в сердце земли. В самом деле, когда уже настал глубокий вечер, начинавший собой ту ночь, за которой последовала едина от суббот, тогда произошло землетрясение, и ангел в блистающих одеждах отвалил камень от гроба, а жены, вставшие незадолго до утра, когда показывалось и некоторое сияние восходящего солнца, возвещают о бывшем уже воскресении. О чуде (воскресения Мироносицы) узнали, час же им не был открыт: пoелику ангел сказал им, что Господь восстал, а когда – в слове (своем) не прибавил; но великий Матфей, один из всех евангелистов, точно обозначил время, говоря, что вечер субботний был часом воскресения. Итак, мы определили время трех дней и трех ночей, если считать время с вечера на пяток до вечера субботы, так чтобы неполная ночь, как сказано, разделяла пяток на два дня и одну ночь [ибо Имеющий власть и положить душу Свою о Себе и паки прияти ю имел власть, как Творец веков (Евр. 1:2), и не порабощаться времени чрез дела, но устроять время сообразно с делами].

Более любознательным естественно спросить: «каким образом Господь в одно и то же время мог быть в сердце земли, в раю с разбойником и в руках Отца»? И подлинно, фарисеям Он (Господь) говорит: якоже бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердце земли – в продолжении трех дней (Мф. 12:40), – разбойнику: днесь со Мною будеши в раю (Лк. 23:43), – а Отцу: в руце Твои предаю дух Мой (Лк. 23:46). Но ведь ни в преисподней нет рая, ни в раю – преисподней, так, чтобы поэтому, в одно и то же время, можно было быть в обоих или назвать их руками Отца. Каким же образом в одно и тоже время Господь был и во аде и в раю? – Один ответ на этот вопрос есть тот, что нет ничего недоступного для Бога, в Нем же всяческая состоятся (Кол. 1:17), а другой – тот, что Бог и во время спасительного страдания не разлучался ни с одной из частей (ни с телом, ни с душой), с которыми однажды соединился: нераскаянна бо дарования Божия (Рим. 11: 29). Хотя Божество добровольно разлучило душу от тела, однако являло присутствие Свое в обоих: ибо телом, которое не приняло тления смерти, оно упразднило имущего державу смерти (Евр. 2:14), душой же открыло разбойнику вход в рай, и оба сии дела совершены в одно и то же время. Итак, пoелику человеческий состав двойствен, а Божественное естество просто и единовидно: то и во время разлучения тела с душою нераздельное не разделялось вместе с сложенным, а, напротив, пребывает одним и тем же (ибо единством Божеского естества, равно присущего как телу, так и душе, разрозненное опять соединилось вместе, и, таким образом, от разделения соединенного произошла смерть, а от соединения разделенного – воскресение). Если же ты спросишь: «каким образом, будучи в раю, Господь предает Себя в руки Отца», то искомое объяснит тебе высокий Исаия (пророк). О горнем Иерусалиме, который (как мы веруем) есть не иное что, как рай, Исаия говорит от лица Божия так: на руках Моих написах стены твоя (Ис. 49:16). Если же Иерусалим, который есть рай, написан на руках Отца, то очевидно, что, кто находится в раю, тот непременно находится и в руках Отца, на которых и Божественный город оный написан.

Вкратце скажем и о том, что мы слышим от иудеев, сильно нападающих на наше учение. Они говорят, что в постановлении о Пасхе иудеям заповедано Моисеем не только наблюдать четырнадцатый день первого месяца, но еще и есть семь дней опресноки и приправлять сии опресноки горькими травами (Исх. 12:8–18). «Итак, – говорят иудеи, – пoелику законодатель – один и тот же, то, конечно, нельзя одно почитать справедливым и душеполезным, а другое неполезным и ненужным, и необходимо – или исполнять нам все заповеданное о Пасхе, или не держаться ничего». Что же мы скажем на это? Вспомним, что Господь учил нас не бояться поношения от людей и не смущаться их злословием (Мф. 5:11). Нам известна душеполезность соблюдения опресноков, польза горьких трав и четырнадцатого дня, – а в каком смысле, рассмотрим. Закон, сын имый грядущих благ (Евр. 10:1), имеет в виду преимущественно одну цель, как бы посредством различных постановлений очистить человека от примешивающегося к нему зла. Такова цель обрезания, цель субботы, цель соблюдения пищи, – различных жертвоприношений, – соблюдения всего повеленного в законе. Посему, как через обрезание (совершаемое духовно) природа наша отлагает страстность, будучи усекаема в жизни плотяной, – как чрез субботствование она научается неделанию зла, – как чрез заклание в жертву животных научается закалать страсти (а узаконенное относительно снедей отделение нечистого побуждает тебя чуждаться скверной и нечистой жизни): так и сей самый праздник указывает тебе на тот праздник, к которому душа приготовляется чрез опресноки в течение семи дней воздержания от ядения квасного. Гадательный смысл сих дней таков: седмеричное число дней указывает тебе на это преходящее, возвращающееся понедельно, время, в которое ты должен тщательно заботиться о том, чтобы к наступающему дню не было ничего оставляемо от вчерашнего зла, дабы остаток вчерашнего зла не произвел какого-либо кваса или кислоты в сегодняшнем смешении. Солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4:26), – говорит Апостол, повелевающий праздновать не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины. (1Кор. 5:8); а что́ мы узнали об одном виде зла, то, как нам известно, относится и до остальных видов его (зла). Что же касается употребления горьких трав, то горечью изгоняется разленение и расслабление в жизни, а вводится жизнь воздержная, строгая и для чувств неприятная: пoелику всякое наказание в настоящее время не мнится, радость быти, но печаль (Евр. 12:11). Итак, кто во всю седмицу сей жизни всегда проводит настоящий день без примеси и кваса ветхой злобы, делая приправою жизни воздержание, тот отстраняет от себя всякую примесь тьмы. На это-то указывает четырнадцатый день лунного течения: что бывает с чувственным светом, когда не допускается примеси тьмы во всю ночь и во весь день, то духовный закон желает сделать символом для духовно празднующих, – чтобы они всю жизненную седмицу – все время своей жизни соделывали одною пасхой, светлою и непричастною тьме. Таково и есть у христиан значение постановления касательно Пасхи. Мы смотрим на четырнадцатый день так, что под сим чувственным и вещественным светом разумеем свет невещественный и мысленный, и, тогда как мы, по-видимому, обращаем внимание на полную луну, озаряющую нас непрерывным светом во всю ночь, на самом деле мы видим здесь для себя закон: чтобы все время, измеряемое ночью и днем, у нас было непрерывно светло и непричастно делам тьмы.

А кто может достаточно изъяснить тайну креста, послужившего орудием страданий Спасителя? В самом деле, сколько было других способов, посредством которых Он мог исполнить совет Свой относительно страдания за нас! И однако же, из всех (способов) Он восхотел и избрал сей один, как Сам предрек, говоря о Себе: подобает Сыну Человеческому... Заметь, как Он говорит здесь: не просто только и в общих чертах предсказывает Свои страдания, как сделал бы другой кто, но, по таинственной некоей необходимости, обозначает и как бы узаконяет для Себя один род смерти: подобает Сыну Человеческому много пострадати,... и пропяту быти, и в третий день воскреснути (Лк. 9:22; 24:7).

Вникни в значение этого подобает, – и ты увидишь, что в нем заключается, именно, нечто такое, что́ не допускает другого рода смерти, кроме креста. Какая же причина сего? Один (апостол) Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее, – может истолковать эту тайну креста, как отчасти он и сделал cие в послании к Ефесеям, говоря: да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота и глубина и высота: разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие (Еф. 3:18,19). Не произвольно, конечно, Божественный взор Апостола созерцает и начертывает здесь образ креста. Чудесно очищенный от тьмы неведения, взор сей ясно прозрел в самую истину вещи: пoелику в очертании, состоящем из четырех выступов, соединенных по середине, он (Апостол) усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Кто благоволит явиться в нем миру. Потому-то Апостол каждой из частей сего очертания усвояет особое наименование, и именно ту, которая из середины нисходит вниз, называет глубиною, а идущую вверх – высотою, обе же протянутые поперек – широтою и долготою; сим он ясно хочет выразить, что все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподних ли, или на земле от одного края ее до другого, – все это живет и пребывает манием Божественным, под осенением крестным. Доказательством сказанного пусть будет то, что происходит в душе твоей, при мысли о Боге: ибо воззри на небо и умом обними «преисподняя», а равно простри мысленный взор твой от одного края земли до другого, помысли при этом и о том могучем средоточии, которым все это связывается и содержится, – и тогда в душе твоей само собою вообразится очертание креста, простирающего концы свои от верха к низу и от одного края земли до другого. Сей-то образ (креста) воспел и великий Давид в следующей беседе с самим собой: камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо (это – высота), Ты тамо еси: аще сниду во ад (это – глубина), тамо еси: аще возьму криле мои рано, т. е. на заре, с востока солнца (это – широта), и вселюся в последних моря, – а морем у иудеев назывался запад (это – долгота), и тамо бо рука Твоя наставит мя (Пс. 138:7–10). Видишь ли, как Давид изображает здесь начертание креста? «Ты еси, – говорит он к Богу, –Тот, Который повсюду существуешь, все собою связуешь и все в себе содержишь; Ты – вверху и Ты – внизу, рука Твоя – одесную и рука Твоя – ошуюю». По той же причине и Божественный Апостол говорит, что в то время, когда все будет преисполнено веры и ведения, Сущий паче всякого имени будет призываем и поклоняем о имени Иисуса Христа от небесных, земных и преисподних (Еф. 1:21; Флп. 2:10). По сим–-то причинам Господь не просто сказал: подобает Сыну Человеческому умереть, но: пропяту быти, – то есть, для того, чтобы созерцательнейшим из богословов показать, что во образе креста сокрыта всемогущая сила Того, Который почил на нем и благоизволил, да крест является всячески во всем.

Не умолчим, братие, и о благообразном советнике, Иосифе Аримафейском, который, получив дар – пречистое и святое Тело Господа, обвил оное чистою плащаницею и положил в новом гробе. Поступок сего благообразного советника да будет для нас законом, чтобы и мы подобным образом, когда приемлем дар Тела (Христова), не принимали его в оскверненную плащаницу совести и не полагали его в смрадном, от мертвых костей и всякой нечистоты, гробе сердца. Но, как заповедует Апостол, пусть каждый испытывает себя, чтобы благодать не была во осуждение недостойно приемлющему ее (1Кор. 11:28–29). Не останемся мы и позади жен (Мироносиц). Да будут и в наших руках ароматы: вера и (благая) совесть (1Тим. 1:19), потому что они суть благоухание Христово. Не будем уже искать Живого с мертвыми: ибо того, кто ищет таким образом, Господь отревает, говоря: не прикасайся Мне (Ин. 20:17), но, когда взойду ко Отцу, тогда можно тебе прикасаться. Внемлем тому, что говорит и жена, верою предупредившая мужа (и хорошо сие сделавшая, чтобы предварением в добре, оправдаться в причинении зла). Какое же благовестие жены? Воистину, ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом (Гал. 1:1): ибо она (Мироносица) говорит: «послушайте, что Господь заповедал нам сказать вам, которых Он называет братиями Своими: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). О, приятная и благая весть! Тот, Кто для нас уподобился нам (чтобы, соделавшись однородным с нами, соделать нас Своими братиями), приводит Свое человечество к истинному Отцу, дабы не были отвергнуты и лишены отеческого наследия те, которые чрез усыновление последовали за Сыном. Кто соделал Себя чрез воплощение первородным во многих братиях (Рим. 8:29), Тот привлек всю тварь, которой приобщился в принятой на Себя плоти....– Но тогда как опресночный пред Пасхой хлеб имел приправою горечь, мы видим, что после воскресения хлеб приправляется некоторою сладкою снедью. Видишь ли, при ловлении Петром рыбы, хлеб и соты медовые в руках Господа (Лук. 24:42)? Помышляй же, во что переменится для тебя и горечь жизни... Итак, и мы, восставши от словесной ловитвы, приступим теперь к хлебу, услаждаемому сотами благой надежды во Христе Иисусе Господе, Которому слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь 7.

* * *

6

Сконч. в 395 г.

7

В сокращении Curs. Compl. Patrolog. edit. Migne, tom. XLVI, col. 599–628: сравн. Творения св. Григория Нисского в русск. перев., изд. 1871 г., ч. VIII, стр. 26–55; Христианск. Чтен. 1841 г., ч. II, стр. 3–39.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle