Слово на Святое Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Maрии. Св. Германа, патриаpxa Константинопольского
Да возрадуются и возвеселятся о Тебе, Богородице, вси ищущии Тебе! и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии величать имя Твое, так как уста христиан поучаются правде Твоей и девству Твоему, весь день хвале святости рождества Твоего (Пс. 39:17; 34:28). Узрели нищие чрез Тебя богатство благости Божией (Рим. 2:4), узрели и рекли: милости Господни исполнь земля (Пс. 32:5). Чрез Тебя грешники взыскали Бога и спаслись (Пс. 21:6); они сказали: аще не Господь помогл бы, воплотившись от Девы, вмале вселились бы во всепожирающий ад умирающие души наши (Пс. 93:17).
Итак, сильна во спасение помощь Твоя, Богородице, и не нуждается в чьем-либо другом предстательстве пред Богом. Ты – сущая Матерь истинной жизни; Ты – избавление поношения Евы. Она – матерь праха, Ты – света; ее ложесна – тление, Твое чрево – нетление; та – селение смерти, Ты – преставление к жизни; чада той – печаль, а Твой Сын – всеродная радость. Та, будучи землей, отошла в землю; Ты же родила нам Жизнь и взошла к Животу, можешь и по смерти подавать людям жизнь. Величию Твоему несть конца (Пс. 144:3). Нет насыщения помышлениями о Тебе и постоянными воспоминаниями о Твоем преставлении, так как и предстательство Твое –жизнь, и покровительство Твое – непрестанно. И если бы не предтекла Ты, то никто не сделался бы духовным, никто не поклонился бы в духе Отцу: ибо человек сделался духовным тогда, когда Ты, Богородица, стала жилищем Духа. Никто не исполнен Боговедения иначе, как чрез Тебя, Пресвятая; никто не избавлен от опасностей иначе, как чрез Тебя, Матерь–Дева; никто не искуплен иначе, как чрез Тебя, Богоматерь; никто не помилован туне, если не чрез Тебя, Боговместительная. И кто так защищает грешников? Кто так щадит неисправившихся? Никто из могущих помогать, боясь за нас посечения приточной смоковницы, не решился бы принести моление о нас к Богу, дабы, когда изречен приговор нашему бесплодию, ходатайство не оказалось неприемлемым; Ты же, имея матернее дерзновение пред Богом, испрашиваешь благодать прощения и величайшим грешникам. И подлинно, Ты не можешь быть не услышанной, так как слушает Тебя Иже над всеми и чрез всех и во всех Бог (Еф. 4:6), – слушает, как истинную и непорочную Матерь Свою. Посему с упованием прибегает к Тебе скорбящий, прилепляется к Тебе немощный, противопоставляет Тебя врагам терпящий нападения от них. Ты прелагаешь «гнев и ярость и послание злых духов» (Пс. 77:49); Ты отвращаешь праведный гнев и достойное осуждение от народа весьма любимого Тобою и нарицаемого именем Сына Твоего. Посему и христианский народ Твой дерзновенно вручает Тебе свои прошения к Богу: Он дерзает несомненно надеяться, Всесвятая (благодаря многим Твоим благодеяниям к нам, а также тому, что часто призывает Тебя в молитвах), – дерзает надеяться, что Бог услышит его. Кто за это не ублажит Тебя – превосходящее разум зрелище ангелов, предивное насыщение людей, восприятие рода христианского, постоянное прибежище грешников? Ибо, как только христианин устрашится или преткнет о камень ногу свою, тотчас призывает Твое имя на помощь.
Итак, кто, прославляя Тебя, не прославляется непрестанно, и снова не начинает ненасытно прославлять Тебя? Во истинну, невозможно прославить Тебя по достоинству. Кто желает постоянно величать Тебя неумолчным славословием, находит, что он воздает должное Тебе. И как должный много и не могущий ничего уплатить Тебе умножает благодарения, так Ты умножаешь покровительство: пoелику все благое дарование, не имеющее конца, как в начале, так и всегда вызывает благодарность к Творящей благое. Кто не будет дивиться Тебе, неизменной надежде, твердому прибежищу, неусыпному ходатайству, непрестанному спасению, твердой помощи, непоколебимому предстательству, неприступной стене, сокровищу наслаждений, непорочному раю, безопасной крепости, несокрушимому ограждению, пристани обуреваемых, тишине смущенных, споручнице грешных, приведению отчаянных, призванию изгнанных, благословению проклятых, росе душевной засухи, капле орошающей увядший злак (ибо, по написанному, чрез Тебя кости наши прозябнут яко трава (Ис. 66:14), Матери Агнца и Пастыря и известной Подательнице всех благ. Судьбы Твои дивны и истинны, оправданны вкупе, вожделенны и слаждша паче меда и сота: ибо и мы, рабы Твои, желаем его и в этом желании от Тебя – воздаяние много (Пс. 18:10–12). Милости Твои кто уразумеет (Пс. 106:43)? Но, о Предивная, для похвалы Тебе довольно того, что достойными хвалами мы не можем прославить дела Твои. Ты имеешь от Бога великую высоту для торжества, потому что от Своей плоти представила Ему народ христианский, и подобное Тебе соделала сообразным Его Божественному и точному образу. Посему благословено имя Твое во веки (Пс. 71:17). Свет Твой побеждает солнце, честь и достоинство Твое превосходит все твари. Больше ангельского превосходство Твое. Ты выше небес (Иов. 11:8) и пространнее неба небес. Благословенна Ты в роды родов, и благословились в Тебе все племена земные. Нет места, где не прославляли бы Тебя, – нет племени, из которого не произросли бы чрез Тебя плоды Богу, так что и незнавшие Тебя в мире сем народы во время благоприятное нарекут Тебя блаженной, Дево Богородице. Ибо, когда придет Сын Твой судить вселенней в правду (Пс. 9:9), то узрят и воплачутся (Зах. 12:10) не хотевшие веровать, что Ты – Богородица; и тогда узнают они, какого сокровища лишились они за злые мысли свои.
Нам же, христианам, почитающим Тебя христианской верою, даруй милость непреложного предстательства Твоего: ибо мы и успение Твое считаем жизнию, и веруем, что Ты духовно присутствуешь с нами. И когда скорбь – близь, то, ища Тебя, мы освобождаемся; когда опять – время радости, то Ты – Подательница ее; и пoелику во в этом мы составляем предмет попечения Твоего, то удостоверяемся в Твоем пребывании с нами. Как жаждущий спешит к источнику, так и всякая верная душа, томясь жаждой, прибегает к Тебе, дабы исполниться Твоей помощи; и еще: как вдыхание воздуха дает жизнь человеку, так и Тебя в устах непрестанно носит дыхание всякого христианина. Ибо не столько облегчения мы получаем от воздуха, сколько помощи почерпаем от Твоего имени, так что на Тебе и на Христе исполняется сказанное: «Ты – дыхание ноздрей наших; во чреве и сени Твоей будем жить» (Иов. 27:3). Какой род людей, кроме христиан, получил такую честь, такую славу? Ангелы хвалятся небесными жилищами, мы радуемся вхождению во святые храмы Божии. Если в древности Соломонов храм изображал на земле в сени небо, то насколько с большим правом мы превозносим Твои храмы, как земные небеса, после того как Ты сделалась живым храмом. Как звездные светильники горят на небесах, – подобно тому вещественные, начертанные красками, иконы Твои, Богоматерь, светло представляют нам щедрость даров Твоих. Всякий дом, город и страна отражают свет Твой от рожденного Тобою Света. Посему блажен человек, даже грешный, получивший по естеству родство с Тобою, потому что чрез Тебя он стал общником Божественного естества: воистинну, блажен, и благо ему, и будет еще лучше: ибо Ты не оставишь до конца сподобившихся Твоего заступления. Да удалится от Тебя, Богородице, смерть, потому что Ты принесла людям жизнь. Да удалится от Тебя гроб, так как Ты соделалась Божественным основанием неизреченной высоты. Да удалится от Тебя прах, пoелику Ты сделалась Владычицею истлевших в тине. Итак, мы непреложно исповедуем, что Ты пребываешь с нами. Если бы мы не утешались этим, то при любви к Тебе изнемог бы дух наш: ибо не столь велика скорбь души, когда она разлучается от тела, сколь прискорбно лишиться Тебя, Пренепорочная. Поэтому, как написано, «хотя тело Твое спит, сердце Твое бдит» (Песн. 5:2); и хотя Ты подверглась смерти неизбежной для рода человеческого, однако не воздремлет, ниже успнет хранящее нас око Твое.
Неложно успение Твое, и не несвидетельствовано Твое преставление. Небо повествует о славе совершившегося тогда на Тебе; облака свидетельствуют о чести, которую они оказали Тебе служением; ангелы возвещают о бывшем тогда дориношении, именно, о том, как собрались к Тебе апостолы в Иерусалиме (подобно пророку Аввакуму, который, будучи восхищен в одно мгновение облаком и ангельской десницей из Иудеи, предстал в персидском Вавилоне пред рвом Даниила). Но как ничто – капля в море и сума нищего в сокровищах богача, так никто достаточно не превознесет речью высоту похвал Твоих. Ты Сама От Себя имеешь песнь, именно, что Ты явилась Богородицею. Ибо Ты наследовала наименование «Богородицы» не потому, что оно было услышано ушами нашими из повествования Писания, – и не потому, что отцы наши возвестили нам его; но потому, что дело, совершенное Тобою в нас, истинно и неложно, и доказывает, что Ты – Богородица. Поэтому-то подобало, чтобы Твое Богоприемное тело не было одержимо тлением смерти, и гроб не принял его, как человеческое смешение, – чтобы, по проставлении Твоем от жизни этой к небу, гроб оказался не содержащим Твоего тела, а дух Твой, невидимою силою девственно рожденного от Тебя Христа Бога нашего, обрелся не отлучившимся от обращения с людьми. Аминь172.
* * *
Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom. XCVIII, col. 347–358.