Источник

Беседа в день Благовещения Пресвятой Богородицы. (О том, что Пресвятая Дева Мария есть Богородица, и что Родившийся от Нее есть Еммануил). Св. Прокла, патриарха Константинопольского

Нынешнее собрание наше в честь Пресвятой Девы вызывает меня, братия, сказать Ей слово похвалы, полезное и для пришедших на это церковное торжество. Оно составляет похвалу жен, славу их пола, каковую (славу) доставляет ему Та, Которая в одно время есть и Матерь и Дева. Вожделенное и чудное собрание! Торжествуй, природа, потому что воздается честь жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева. Идеже бo умножися грех, преизбыточествова благодать (Римл. 5:20). Нас собрала здесь Святая и Богородица Дева Мария, чистое сокровище девства, мысленный рай второго Адама, – место, где совершилось соединение естеств, где утвердился совет о спасительном примирении; чертог, в котором Слово уневестило Себе плоть; одушевленная купина, которой не опалил огонь Божественного рождения; легкое облако, носившее с телом Восседящего на хевувимах; орошенное небесным дождем чистейшее руно, из которого Пастырь сделал одежду для овцы; раба и матерь, дева и небо; мост, по которому Бог снизошел к человекам; изумительный ткальный стан Божественного Домостроительства, на котором неизъяснимо исткался хитон соединения, ткачом которого был Дух Святой, художницею – сила свыше осенившая, для которого волною было древнее кожаное препоясание Адама, основой была чистая плоть Девы, челноком – неизмеримая благодать носившего, художником – слово, вошедшее чрез слух. Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве беспредельный Бог, Которого не вмещают небеса, Которого не ограничивает чрево Девы!?

Родившийся от жены не есть только Бог и не есть только человек: этот Родившийся соделал жену, древнюю дверь греха, дверью спасения; где змий разлил свой яд, нашедши преслушание, там Слово воздвигло Себе одушевленный храм, вошедши туда послушанием; где возник первый грешник Каин, там родился бессеменно Искупитель человеческого рода Христос. Человеколюбец не возгнушался родиться от жены, потому что это дело Его даровало жизнь. Он не подвергся нечистоте, вселившись в утробу, которую Он Сам устроил изъятою от всякого повреждения. Если бы сия Матерь не пребыла девой, то рожденный Ею был бы простой человек, и рождение не было бы чудесно; а так как Она и после рождения пребыла девою, то кто же – рожденный, как не Бог? Неизъяснимо таинство, потому что родился неизъяснимым образом Он, беспрепятственно прошедший дверьми, когда оные были заключены. Исповедуя в Нем соединение двух естеств, Фома воскликнул: Господь мой, и Бог мой! (Ин. 20:28).

Не считай, человек, этого рождения унизительным, когда оно для нас сделалось источником спасения. Если бы Он не родился от жены, то не умер бы; если бы не умер, то не упразднил бы Своею смертью имущаго державу смерти, сиречь. диавола (Евр. 2:14). Нет ничего бесчестного для зодчего жить в доме, который он построил; глина не служит к унижению горшечника, когда он устрояет из нее новый какой-либо сосуд. Так и святого Божества не оскверняет рождение от девического чрева; его устроил Сам Бог, а потому, проходя им, Он не подверг Себя нечистоте или унижению. О, блаженное чрево, в тебе написана хартия всеобщего избавления. О, чудная утроба! в тебе ископано оружие против смерти. Благословенная нива! в тебе бессеменно возрос Насадитель твари. О, величественный храм! в тебе священником явился Бог, Который, не изменяя Своего естества, по милосердию к нам, облекся в человечество и стал иереем, по чину Мелхиседекову (Псал. 109:4). Слово плоть бысть (Ин. 1:14), хотя иудеи не верят Господу, Который сказал это. Бог принял образ человека, хотя еллины смеются над этим чудом. Потому апостол Павел говорит, что Христос иудеем убо соблазн, еллином же безумие (1Кор. 1:23); они не познали силы таинства, потому что оно не постижимо уму: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1Кор. 2:8). Если бы Слово не вселялось во чрево, то плоть не воссела бы с Ним на Божественном престоле; если бы для Бога было оскорбительно войти в утробу, которую Он создал, то и ангелы оскорблялись бы служением человеку.

Тот, Кто по Своему естеству не подлежит страданиям, по милосердию к нам подверг Себя многим страданиям. Мы веруем, что Христос не чрез постепенное восхождение к Божественному естеству соделался Богом, но, будучи Бог, по Своему милосердию соделался человеком. Мы не говорим: „человек сделался Богом»; но исповедуем, что Бог воплотился и вочеловечился. Рабу Свою избрал для Себя в матерь Тот, Кто по существу Своему не имеет матери, и Кто, являясь по Божественному смотрению на земле в образе человека, не имеет здесь отца. Как один и тот же есть и без отца и без матери, по слову Апостола (Евр. 7:3)? Если Он – только человек, то Он не мог быть без матери: и действительно, у Него есть мать. Если Он – только Бог, то Он не без отца: в самом деле, у Него есть Отец. Он не имеет матери как Творец Бог, не имеет отца как человек.

Убедись в этом самым именем архангела, благовестившего Марии: ему имя – Гавриил. Что значит это имя? – выслушай и узнай; оно значит: „Бог и человек». Так как Тот, о Ком он благовествовал, есть Бог и человек, то имя его предуказывало на это чудо, дабы верою принято было дело Божественного домостроительства. Узнай причину пришествия в мир воплотившегося Бога и прославь Его силу. Род человеческий грехами своими нажил себе большие долги, и не находил никаких способов уплатить их. Все люди в Адаме подали на себя рукописание, обличающее их в грехе, и чрез это сделались рабами диавола; диавол же, употребляя немощное наше тело как рукописание, постоянно напоминал нам, что мы сами себя продали ему, и, становясь пред нами, он, лукавый изобретатель страстей, указывал нам на этот наш долг и требовал от нас уплаты его. Вследствие этого надлежало быть одному из двух: или всем подвергнуться смерти, на которую мы были осуждены, потому что все согрешили; или для искупления нашего должна быть дана такая цена, которою все требование уплачивалось бы вполне. Какой-нибудь человек не мог уплатить сего долга за всех, потому что и сам, как грешник, был в этом долгу; не мог искупить человеческого рода и никакой ангел, потому что и он не мог найти столь великой платы. Для уничтожения зла оставалось лишь одно средство: нужно было, чтобы Сам Бог, непричастный греху, умер за согрешивших.

Что, в самом деле, совершилось? – Тот, Кто из небытия привел к бытию весь мир, – Тот, Который ничем не затрудняется в раздаянии щедрот, открыл вернейший способ доставить жизнь осужденным, и самым приличным для Себя образом разрушить смерть: Он делается человеком, рождаясь от Девы образом, известным только Ему Самому, потому что ум не может изъяснить для себя этого чуда. Он умирает тем, что в Нем есть рожденное, и совершает искупление силою того, что в Нем есть всегда пребывающее. Об этом говорит апостол Павел: о Немже имамы избавление кровию Его, и оставление прегрешений (Ефес. 1:7). Какое великое событие! Доставил другим бессмертие, потому что Сам был бессмертный. В домостроительстве Божиием для спасения людей не было, нет и не будет никого такого, кроме Его, родившегося от Девы, Бога и человека. Для искупления осужденных Он имеет в Себе цену не только соразмерную всему множеству их, но и превышающую всякое количество. В отношении к Отцу, как Сын, Он сохраняет неизменяемость по естеству; как Зиждитель, Он не имеет недостатка в всемогуществе; как милосердый, Он показал беспредельную любовь к людям; как первосвященник, Он для ходатайства за других имеет все, чем утверждается вера в Него. Всему этому ни равного, ни даже близкого не найдет никто, никогда, в ком-либо другом. Рассуди, сколь велико человеколюбие Его! Добровольно подвергши Себя осуждению, Он разрушил смерть, владычествовавшую над распявшими Его; и беззаконие убийц Своих обратил во спасение их самих, поступивших беззаконно.

Так, спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в спасителе: вcu бо, говорит св. Павел, согрешиша, и лишени суть славы Божия (Римл. 3:23). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным: не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое, они с небес призывали Врача; один говорил: Господи, преклони небеса, и сниди (Псал. 143:5); другой взывал: исцели мя, Господи, и исцелею (Иер. 17:14); воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас (Псал. 79:3). Иной: яко aщe истинно вселится Бог с человеки на земли (3 Царств. 8:27)? Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело (Псал. 78:8). Другие говорили: о люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть (Мих. 7:2). Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися (Псал. 69:1). Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет, и не умедлит (Аввак. 2:3). Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего уповающаго на Тя (Псал. 118:176). Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит (Пс. 46:3). Потому Тот, Кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола; благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властью диавола; присносущий пришел и дал в уплату Свою кровь; для искупления рода человеческого от смерти отдал Свое тело, которое принял от Девы, освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть Своею смертью. Христос ны искупил есть от клятвы законныя, восклицает св. Павел (Галат. 3:13).

Так знай, что Искупитель наш не есть простой человек, потому что весь род человеческий порабощен греху; но Он также и не Бог только, непричастный естества человеческого. Он имел тело, потому что если бы Он не облекся в меня, то и не спас бы меня. Но, вселившись во чрево Девы, Он облекся в меня осужденного, и в нем – в том чреве совершил чудную мену: дал Духа и принял тело, один и тот же (пребывая) с Девою и (рождаясь) от Девы. Один (Дух) осенял Ее; другой воплотился от Нее. Если бы Христос был кто-либо особый, и Бог Слово особый, то была бы достопокланяема уже не Троица, а Четверица. Не раздирай одежды домостроительства спасения, свыше истканной; не разделяй в нем соединения двух естеств, дабы тебе самому не быть отделенным от Бога. Скажи мне: кто явился нам, во тьме и сени смертней седящим (Лук. 1:79)? человек? Но как тот, кто сам жил во тьме, мог бы, как говорит св. Павел, избавить нас от власти темныя (Колосс. 1:13)? так как Писание говорит о нас: бысте бо иногда тьма (Ефес. 5:8). Итак, кто же – Он, явившийся нам? Пророк Давид указывает тебе в сих словах: благословен грядый во имя Господне (Псал. 117:26). Но яснее скажи нам, Пророк, кто – Он? Господь Бог воинств, говорит Пророк: Бог Господь, и явися нам (Псал. 117:27). Слово плоть бысть (Ин. 1:14); соединились два естества, и соединение пребыло неслитным.

Он пришел спасти, но должен был и пострадать. Как могло быть то и другое вместе? Простой человек не мог спасти: а Бог в одном только Своем естестве не мог страдать. Каким же образом совершилось то и другое? Так, что Он, Еммануил, пребывая Богом, соделался и человеком; и то, чем Он был, спасло, – а то, чем Он соделался, страдало. Потому, когда Церковь увидела, что иудейское сонмище увенчало Его тернием, оплакивая буйство сонмища, – говорила: дщери Сиони, изыдите и видите венец, имже венча Его мати Его (Песн. Песн. 3:11). Он носил терновый венец, и разрушил осуждение на страдание от терния. Он один и тот же был и в лоне Отца и во чреве Девы; один и тот же – на руках матери и на крыльях ветров (Псал. 103:3); Он, Которому поклонялись ангелы, в тоже время возлежал за столом с мытарями. На Него серафимы не смели взирать, и в тоже время Пилат делал Ему допрос. Он – один и тот же, Которого заушал раб и пред Которым трепетала вся тварь. Он пригвождался ко кресту и восседал на престоле славы, – полагался во гроб и простирал небо яко кожу (Пс. 103:2), – причислен был к мертвым и упразднил ад; здесь, на земле, клеветали на Него, как обманщика, – там, на небе, воздавали Ему славу, как Всесвятому. Какое непостижимое таинство! Вижу чудеса, и исповедую, что Он – Бог; вижу страдания, и не могу отрицать, что Он – человек. Еммануил отверз двери природы, как человек, и сохранил невредимыми ключи девства, как Бог; изшел из утробы так же, как вошел чрез слух; одинаково и родился и зачался; бесстрастно вошел, без нетления вышел, как об этом говорит пророк Иезекииль: обрати мя на путь врат святых внешних, зри- ших на востоки: и сия бяху затворенна. И рече Господь ко мне: сыне человеч, сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог израилев. Он един, внидет и изыдет, и будут заключенна (Иезек. 44:1, 2). Вот – ясное указание на Святую Деву и Богородицу Марию. Да прекратится всякое противоречие, и Священное Писание да просветит наше разумение, дабы нам получить и царство небесное во веки веков. Аминь137.

* * *

137

См. Curs. Compl. Patrolog. Міgnе, sеriеs grаеса, tom. LXV, cоl. 679–692; сравн. Деяния вселенск. собор., издан. в русск. перев. при Киевской Духовной Академии. Казань. Издание второе. 1887 г., том 1, стран. 127–132. Сравн. „Первое путешествие преосв. Порфирия в Афонские монастыри и скиты. Часть II. Приложения к второму отделению ceй части”. Москва. 1881 г., 377–378 стран.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle