Источник

Похвальная беседа в честь Пресвятой Богородицы Марии. Св. Прокла, патриарха Константинопольского

Божественна и, воистину, всеблаженна одежда девства, поскольку и Царь всяческих благоволил облечься ею, как приличнейшей одеждой. Господь воцарися, в лепоту облечеся (Пс. 92:1), – облечеся не только в неприкосновенный хитон священнической непорочности, но и в почетную одежду царского благолепия: ибо Он был и Царь и Священник по чину Мелхиседекову. Действительно, чистый воск – прекрасные речи о девстве, имеющие сладость от истинной веры и приобретающие приятность от точного исполнения. Это – духовный рай Божий, в котором всякое древо прекрасно еже видети, т. е. для духовного созерцания, и добро в снедь, т. е. для духовного научения; это – земля истинного обетования, в которой течет духовное и непорочное млеко, и источается духовный и нетленный мед. Этой пищи приобщаясь, Иоанн сподобился коснуться всечестной главы Господа; этой пищей наслаждаясь, он соделался в ангельском чине. И те, которые сохранили светильник непорочности непогашенным, облеклись в неувядающий венец нетления; те, которые сохранили телесную храмину нетленной, пожали обильный духовный плод благословения: имже образом обретается ягода на грезне, и рекут, не погуби егo, яко благословение есть в нем (Ис. 65:8). Евангелист говорит, что блаженный Иоанн сохранился чистым по душе и телу на апостольском грезне до зрелости. т. е. до глубочайшей старости. Это – первый и превосходный дар Божий; это – елей освещающий разум; это – чистое кадило благоухания; это – драгоценнейшее для сердца миро; за этот дар умерый Авель еще глаголет (Евр. 11:4). У тех, у кого не угасает светильник девства, остается бессмертною слава непорочности. За этот дар Мелхиседек остается иереем во век; за этот дар Исаак делается образом Владычнего страдания; за этот дар Моисей полагается богом фараону (Исх. 7:1); за этот дар Иосиф принимает бразды вторые после царского достоинства; за этот дар Илия телесными ногами шествует по воздуху; за этот дар Иеремия поставляется расточать царствия; за этот дар в страшной пещи три отрока сохраняются невредимыми; за этот дар два сына Заведеева именуются сынами громовыми; за этот дар становится другом небесного чертога Ин... Кратко: за этот дар произшедшая из рода человеческого и составленная из земной персти соделывается Матерью Владыки всяческих. Обретеся имущи во чреве от Духа Свята (Матф. 1:18).

Впрочем, некоторые восстают против чистоты Девы. Дабы и нам, подобно страстным и земным людям, не пасть, послушаем Евангелиста: прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята..., и не знаяше Ея, дóндеже роди Сына Своего первенца (Матф. 1:18, 25). Отсюда пусть не заключают, что после Божественного рождения Дева утратила непорочность, и что Иосиф перестал удерживаться от брачного соития. Духовные должны духовно принимать духовное, и не увлекаться страстью плоти, не понимая глубины Писания. Иосиф не знал совершаемого в Деве таинства, – не знал, что пророчествуемый Христос рождался от Обрученной Ему Жены, – что, по Моисею, Пророк происходил от Неискусобрачной Девы. Он не предполагал, чтобы созданная из чистого праха могла соделаться храмом Бога; он не знал, что честными руками Владыки создается от девственного рая второй Адам, – не понимал, что Владыка земли создавался без семени. Иосиф узрел Ее имущею во чреве, и пришел в великое сомнение; но, слыша от ангела: не убойся прияти жены твоея (Матф. 1:20), он удаляет (размышляя) сомнение. „Если не увижу рождения, говорит он, не поверю зачатию; если не увижу перворожденного Сына, не освобожусь от неуместного помысла; если не увижу Солнце взошедшее, не удостоверюсь, что духовная луна остается в чине девства“. Послушаем, какие речи он вел, не веря Божественному слову. „Удались от иудейского родства Ты, приобщившаяся языческой нечистоты». „А Мария на тяжелое оскорбление давала скромный ответ: „Ты, видя Меня отяжелевшею, признаешь Меня порочной? но отыщи непреложное пророческое сказание, и из него ясно узнай о приличном зачатии Владыки»! Иосиф: „Тебя опечаливает истинное обвинение? Но покажи бесспорную непорочность». Святая сказала: „подожди узаконенное время чревоношения, и ты увидишь освященное рождение Господа; странными кажутся тебе слова до тех пор, пока ты не увидишь дела“. Иосиф: „я не желаю сочетаться с тобою по иудейскому родству, но и не могу преступить точности закона». Святая: „поверь, что корень Иессея Сам собою произрастил неувядаемый цвет жизни». Иосиф: „я брошу восстание неуместных речей тогда, когда увижу рождение Владыки всяческих; впрочем, буду ждать, не отделяясь от Тебя, дабы созерцать невыразимое вочеловечение Его». Святая: „о, Иосиф! мы будем ублажаемы всеми тогда, когда наречемся родителями Творца всяческих“... – Кто была Дева, Иосиф узнал тогда, когда научен был от ангела, (кто был Рожденный), изрекшего: востав поими Отроча и Матерь Его (Матф. 2:13); (не говорится: „жену твою“). Он отложил страх души тогда, когда увидел ангельское предстательство; он ублажил чрево тогда, когда увидел звезду; он отложил помыслы телесного брака тогда, когда принял сокровища восточных мудрецов; он оплакал себя тогда, когда Симеон держал Отроча и прославлял Его, как Бoгa. И ту, Которой Он отвращался, как невоздержной, после принял, как непорочную, – Которую упрекал, как порочную, прославлял, как чистую, – Которую отгонял, как бесстыдную, окружал заботой, как боголюбезную. Так и Иосиф до тех пор, пока Дева не родила Господа, не знал таинства домостроительства, – до тех пор, пока Она не произрастила плод спасения, сомневался в нетленном древе непорочности. Это незнание не служит обличением праведного; да и кто может считать неразумным того, о праведности которого засвидетельствовал Сам Бог?..

Таинство было настолько недоступно человеческому размышлению, что Сама Святая Дева держала Бога Слово и с сомнением относилась к речам Архангела к Ней, – Воплощаемому из Нее Она радовалась в душе, а рассуждающему с Ней Она возражала, – Сокровище жизни принимала, а в гласе целования сомневалась. Како будет сие Мне, говорила Она, идеже мужа не знаю (Лук. 1:34)? Я не понимаю ясно речи: как же узнаю богоприличное дело»? Архангел – к Ней: „Ты требуешь, чтобы ангельские чины объявляли Тебе несказанные глаголы? Ты видишь благовествующего Гавриила, и сомневаешься о предсказываемом Еммануиле»? Святая Дева – к ангелу: „Свойственно ли природе жены родить Владыку твари? Я приму слово твое о рождении все без исследования; но может ли вместиться во чреве не Могущий вместиться во Отце»? Архангел: „когда руками будешь держать Господа, тогда Ты узнаешь таинство, как Он может вместиться». Святая: „видел ли ты землю, которая производила бы колос, не приняв ранее семя? не держав никогда ярма мужа, как Я могу соделаться Матерью Младенца“? Архангел: „Ты ищешь брачного соития там, где совершается сошествие Владычней силы? я пришел возвестить Тебе указанное Владыкой всяческих, а не объяснять Тебе сокрытое ото всех». Святая: „вот ты – верный вестник Божий: ужели точно ты не знаешь возможное у Бога»? Архангел: „Ты желаешь знать то, что выше Тебя; поверь Хотящему соделаться в Тебе». Святая: „может быть, невозможно возвестить Мне образ написанного; укажи мне хотя бы след желаемого». Архангел: „сказанное понимай духовно, и Ты увидишь, как окажешься Ублажаемой в совершении таинственного“. Святая: „И верую, что Единородный Сын Божий соделался сродником Мне, Сопрестольный Отцу – сотелесным жене; но весьма удивляюсь, как Денница Отца соделается порождением Девы». Архангел: „Желающий обмануть врага, Сопрестольный Отчей Ипостаси соделывается подобным рабскому чину. Но, являясь в земном образе, Он не отвергнет царского величия, – принимая образ человеческий, не уменьшит Божества; Он не разлучится от Высочайшего Отца, хотя будет держим Тобою, Матерью Его, – не падет в величии, хотя будет ввержен в ясли, – не соделается небезначальным, хотя соделается временным. Если Он ходит со всеми, это не значит, что Он не промышляет обо всех; если Он проходить чрез чрево, это не значит, что Он не – Бог; если Он принимает пищу, это не значит, что Он не – вседоволен; если Он примет человеческий образ, это не значит, что Он не есть Господь всякого дыхания. Итак, отложив сомнение, приими охотно целование. Не знаешь ли, что для домостроительства дела я принял имя изначала? Гавриил значит: „Бог и человек“. Ибо Неизменный Бог имел явиться людям в человеческом образе и предсказал о Своем славном явлении затем, чтобы для неверных явиться смертным человеком, и для верующих – бессмертным Богом. Изреченному мною не только Ты не поверила, но и Захария. Зная, что Ты младенствуешь касательно таинственного, и еще более почитая Тебя, как Матерь Господа, я не дерзаю вразумлять недоверие; его же, как знающего закон, и не принявшего слова, я обличил и наказал немотою: мужу я связал орган речи, а Жене отверз орган неплодия. Тебе, конечно, совсем не приходило на мысль, чтобы в старости Елизавета почиталась матерью среди матерей. Знаешь ли Ты, что в Тебе изображается языческая церковь, а в ней – иудейская синагога, – что из Тебя, свободной, рождается возлюбленный Исаак, а из Нее, рабы, рождается сын во исполнение рабства закону и в благовещение о явлении и рождении Господнем? Отправься к ней, дабы узнать, чья Ты – Матерь. Увидев играния Иоанна, Ты чрез некоторое время радуясь узнаешь, каким образом окажешься ублажаемой во все концы. Ветвь неплодия предречет в Тебе, Дево, плод; светильник, находящийся в ней – деревянном сосуде, предскажет о Солнце, восходящем в златом свещнице. Научаемая им, матерь преднаречет Тебя Матерью Господа, исполненною радости; земной ангел возвестит Небесного Бога и из чресл человека; закон (возвестит) благодать, пророк – Владыку, раб – Господа, брение – Создателя, воин – Царя, смертный – Бессмертного, нижний – Вышнего, агнец – Пастыря, временный – Вечного, тварь – Творца, рожденный от матери во времени – Рожденного от Отца прежде век. Когда природный состав перестал действовать, тогда воздействовало на Елизавету таинство, когда – умерщвление чрева, тогда последовало воскрешение деторождения; когда ослабел корень, тогда процвела ветвь. Итак, законная смоковница принесла, по Писанию, плод ранний (Песн. Песн. 2:13): ужели же Евангельская лоза не даст полной грозды спасения? Почему Ты еще сомневаешься и научаешься не принимать просто от нас, ангелов, Слова Божия? Когда Ты слышишь о таинствах, Ты должна удивляться, а не искать следов, – благоговеть, а не исследовать, – изучать, а не испытывать, – искать необходимое, а не заботиться о неизмеримом, – научаться полезному, а не заниматься недоступным“...

Размышляя касательно рождения Владыки, Дева останавливалась на разных мыслях, то восходя на высоту Божества, то опускаясь долу к человечеству. Сохранивший непорочным чистейший сосуд Ее девства говорил Ей просвещающими устами Духа Святого: „Ты, имея Владыку всяческих, боишься, – нося Целителя душ, не отлагаешь недуга помыслов? Но знаешь ли, что долу Я воплощаюсь от Тебя, а горе прославляюсь от ангелов? Ты не желаешь, чтобы Человеколюбец соделался человеком для человеков? чтобы чрез Твое чрево исполнились обетования отцов Твоих? чтобы преслушание жены было разрешено опять послушанием Жены? Недостойным веры кажется Тебе, что Бог вмещается в смертном сосуде? что возвнщаемое ангелами и пророками Слово преходит чрез Твои чресла, как младенец? что Безначальный – под властью, Невидимый созерцается, Богатый обнищавает, Питающий питается, Седящий на херувимах не имеет где главу подклонити? Но ведь, если Я не приму земного тела, вам нельзя получить Духа Святого; если Я не приобщусь смертной природе, и вы не соделаетесь общниками бессмертной силы; если Я не облекусь в образ земной, и вы не приобщитесь образу небесному; если Я не войду в зрак презираемого раба, и вам нельзя достигнуть прославленного образа Владыки; если Я не сойду на земные места телесно, и вы не достигнете лона Авраамова духовно; если Я не облекусь во временное начало человечества, и вы не можете подняться на древнее начало Божества; если Я не сяду на груди у Матери, то и вы не сядете одесную Моего Отца. Я не оскверняю, как Ты думаешь, царской обуви, если вступлю на земное творение, – не надругаюсь над несозданным достоинством, если вселюсь в созданном Мною здании. Лучам солнца не препятствуют скопления гноя, и рук врача не заражают болезненные раны; знай же, что Господь проходит чрез Тебя, но не берет начало из Тебя. В Тебе пребывает Слово и не разлучается от Отца, – рождается чадом, как не сущий, – и дается, как Сущий, Сын по Писанию (Ис. 9:6); и делается, чем Он не есть, человеком, – и остается тем, что есть, Богом. Итак, стряхни пыль плотских помыслов, и облекись в одежду тайного знания; отбрось немощь души и держи жизнь вечную: ибо так Ты можешь сохраниться непорочною Девою и соделаться верною Матерью, – и от небрачных не отделяться и с замужними посчитаться; и удержишь пророчествуемого Христа и поперешь противного врага“... Так изъяснял Тот, от Кого Дева получила благовествование.

Между тем как Царь внутри чертогов подписывал дары мира, тиран вне мира приготовлял оружие войны. Творец вращался с тварью, разбойник совещался с демонами. „Сокрушится, говорил диавол, царство смерти, если родит девственное чрево; умрет природа демонов, если зачнет нетленная природа; искушение обратится в бегство, если будет управлять непорочность. Да не закроется же орган лукавства, да не будет в пренебрежении печать гордости; да не останется в бездействии возмездие зла. Противопоставим девству сладострастие, светильнику истины – искру лжи, основанию благочестия – тиранство бесчестия. Мы будем подвержены тяжелому наказанию, если не облечемся во всеоружие. Узнаем странное дело Девы и увидим превосходное чудо воплощаемого из Нее; каким образом Дева чревоносит, не приблизившись к общению ни с одним мужем; каким образом Она не отложила непорочности и приобрела деторождение; каким образом виноградник не был возделан и гроздья созрели; каким образом и печать девства остается неприкосновенною, и Вместившийся во чреве не изъясним; каким образом муж не знает о зачатии и покланяется рождению Чада. Кто видел ветвь предупредившую корень? зародыш сотворивший природу? дитя, создавшее рождшую? Кого Она имеет родить, как человека, – Тому заранее покланяется, как Богу; Кого Она имеет питать, как Младенца, – Того со смущением прославляет, как Господа... Но есть ли у нас вооружение против нетленной женщины? мы опять принуждены кланяться Адаму? опять нам должно быть под властью созданного после нас? опять нам повелевают кланяться царскому образу? Однако, та жена легко устремилась глазами к земному, а Эта твердо ограждена руками Небесного; та пожелала прикоснуться к древу, Этой ничего подобного не пришло на мысль; та с наслаждением приняла совет, Эта быстро затворила слух; та соплетала слова, Эта и рассказывать содрогнулась; та, возлюбив пищу древа, вообразила богоподобие, а Эта, сподобившись соединения Владыки, обратилась к славословию; та, приобщившись тления, размышляла о приобретении высшего достоинства, а Эта, сподобившись радости, не забывает о че- ловеческой слабости. Каким образом погубим это судно бурей? – если возьмем уснувшего в нем кормчего. Как разорвем агнца? – если заподозрим пастыря в невнимательности. Как захватим город? – если увидим царя в бессилии. Итак, ужели сатанинское жало не поразит девственной стены? Мы ошибемся в ожиданиях, если не удалимся от состязания. Если мы не сумеем посягнуть на сосуд девства и не можем противостать зародышу чрева, – тогда стрелами клеветы поразим нетленное зачатие. Оклевещем таинство, осквернословим непорочность, дабы навлечь наказание; обесславим таинственное чревоношение, чтобы привлечь к иудейскому обрезанию. Воспользуемся этим родом, соглашающимся с нашей ложью. Подставим диавольское лукавство тем, которые исследуют даже малые погрешности, – тем, которые совершенно не знают границ сострадания и обостряют на истину меч бесчеловечный, – тем, которые совершают неправедный суд. Чистая раковина будет стерта, дабы находящийся в ней драгоценный маргарит не был доношен. Если же копье нашего лукавства не поразит зачатия Девы, то нож клеветы Ирода убьет рождение являющегося младенца: ибо он с нами и за нас будет воевать со Христом.

Какими же красками изобразим, какими словами восхвалим образ Пречистой Девы? Она – недоступный алтарь безгрешности, Она – священный Божий храм, Она – златый жертвенник всесожжения, Она – святое миро помазания, Она – драгоценный алавастр нарда пистика (Ин. 12:3), Она – священный сосуд, предрекающий Божий совет, Она – золотой подсвещник, держащий семисвещник; Она – позлащенный совне и внутри ковчег, духом и телом освященный; Она – пепел юнчий кропящий оскверненныя и освящающий к плотстей чистоте (Евр. 9:13)... Она – врата зряшие на востоки, чрез вхождение и исхождение Владыки затворяющиеся во веки; Она – свиток новый Нового Завета, чрез который предотвращено было пленение людей; Она – прекрасная Невеста Песней, принимающая Нетленного Жениха в Своей сокровищнице, Она – скиния верных, чрез перворожденных телиц (т. е. два завета) направляющая на прямой чуть спасения; Она – скиния свидения, из которой после девятимесячного пребывания изшел истинный Иисус, будучи Богом. Она – совне и внутри осмоленная, размышлением и благоговением украшенная корзина, в которой спасается духовный Моисей от мысленного фараона. Она – насажденная в доме Божием плодоносная маслина, из которой Дух Святой, взяв ветвь для тела Господня, принес прозябающей природе человеческой свыше благовествуемый мир. Она – цветущий и нетленный сад, в котором посаженное древо жизни дает беспрепятственно всем плод бессмертия. Она – похвала дев, веселие матерей, утверждение верных, диадема Церкви, печать благочестия, одежда добродетели, крепость правды, вместилище Святой Троицы, по речению Евангельскому: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий (Лук. 1:35). Ему же слава во веки веков. Аминь138.

* * *

138

В незначительном сокращении. См. Curs. Соmрl. Раtrоlоg. Migne, series graeca, tom. LXV. col. 722–758.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle