Слово на Святую Пасху. Св. Прокла, архиепископа Константинопольского 46
В начале бе Слово (Ин. 1:1).
Другие Евангелисты изобразили родословие Господа и Бога нашего Иисуса Христа по плоти: Иоанн же, избранный из Евангелистов (лира Богословия), богословствует о безначальном бытии Бога Слова, и повествует о предвечном и не свидетельствованном рождении Сына от Отца, говоря: вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся Тем быша (Ин. 1:1–3). Сих пяти камней достаточно для того, чтобы оградить Церковь.
Он (Евангелист Иоанн) сказал: в начале бе Слово (не сказал: «в начале стало Слово», но: в начале было Слово): вот безначальность Ипостаси Сына, и Его отношение к Отцу, – и это есть крепчайшее основание нашей веры. И слово бе к Богу: вот нераздельность естества, – и это есть сильный громовой удар Евангелиста на еллинов. И Бог бе Слово: вот неизменяемость естества, – и это есть величайшее поражение для иудеев. Сей бе искони к Богу: вот соприсно сущность (Сына) со Отцем, – и это есть сильное опровержение манихеев. Вся Тем быша: вот самовластие Творческое, – и этим заграждены уста всех еретиков. Все чрез Него (Слово) произошло: небо – Его творение, земля – Его создание, море – Его произведение; Им воздух распростерт, и свет явлен из ничего; Ангелы – Его рабы, Силы – Его служители, Херувимы – Его престол, Отец – Бог, Сын – Слово и Бог, равно как и Дух Святой – Бог. Число Ипостасей не рассекает естества, и Троичность не раздробляет сущности. Троица – единосущна силой, Божеством, благостью: Она основала и утвердила веру нашу, оградила Церковь, освятила вселенную, упразднила диавола, поразила и сокрушила демонов, уничтожила обрезание иудейское, изгнала заблуждение еллинское и заградила уста еретиков.
Евангелист богословствует и о предвечном и несвидетельствованном рождении Сына от Отца, говоря в Евангелие: Единородный Сын, сын в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18), – как и в другом месте говорится: се глас с небесе, глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Мф. 3:17). Итак, горнее, прежде всего, рождение (Сына) не свидетельствовано, потому что Единый рожден от Единого, и никто не знает, как (Отец) родил, кроме Отца, и – как (Сын) родился, кроме Сына (Мф. 11:27). Времени (тогда) не было: пoелику Он есть Творец веков (Евр. 1:2). Не присутствовали и Ангелы, так как Он есть творяй Ангелы Своя духи (Пс. 103:4; Евр. 1:7). Не было и неба, потому что Словом Господним небеса утвердишася (Пс. 32:6). Не было и солнца; ибо Он положил сие светило великое в освещение дня (Быт. 1:16, 17). Не было ни луны, ни звезд: поскольку луну и звезды Он основал (Пс. 8:4). Не было и земли, ибо Он рек: да соберется вода, и да явится суша (Быт. 1:9). Дивно посему Евангелист изобразил безначальное бытие Слова, и предвечное и несвидетельствованное рождение Сына.
Кто научил тебя, о блаженный Иоанне, изглаголать сие? – Озеро Геннисаретское? но оно не преподает догматов. Рыболовство? но оно не богословствует. Заведей? но он не учен. Отечество? но оно не знатно. Иудеи? но они – преступники закона (Рим. 2:27). Закон? но он был тению (Евр. 10:1). Пророк Моисей? но он худогласен и косноязычен (Исх. 4, 10). Царь Давид? но он червь, а не человек (Пс. 21:7). Как же ты изглаголал: в начале бе Слово? Кто вознес тебя на толикую высоту? Кто дал таковые крылья твоему уму? Верою оставив землю, ты прошел воздух, перелетел надземные высоты, возвысился над небесами, миновал Архангелов, поравнялся с Серафимами, предстал Херувимскому престолу Господа, – воскрылившись верой, прогремел рождение недомыслимое, проповедал бытие непостижимое и возвестил о Боге – Слове безначальном, говоря: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Велика благодать, возлюбленные! Человек (трех локтей) восшел на небо умом и мыслями, вкупе со Словом, – и там очами веры зрел происшедшего бесстрастно из недр Отчих, и Бога, рожденного от Бога, – видел Духа Божия со Отцом и Сыном поклоняемого, Троицу во единице славимую, в трех Ипостасях разделяемую и естеством соединяемую. Евангелист превзошел и самых Серафимов, потому что они от блистания закрывают лица (Ис. 6:2), а он, по благодати, изглаголал и рождение и бытие Бога – Слова.
После того, сошедши с небес опять на землю, (Евангелист) сказал: Слово плоть бысть. Он видел таинство Божие, совершившееся без перемены и изменения, – видел Слово, на земле воплотившееся и небес не отступившее, – видел чрево пространнейшее неба, – видел Матерь безмужнюю и рождение безболезненное, –видел (Бога) рождаемого, как человека, – видел младенцем Того, Кто совершен прежде веков, – видел повиваемого пеленами Того, Кто властью разрешил (погребальные) пелены Лазаря (Ин. 11:44). Он видел тварь, показавшую Творца, – видел в пещере очистительную жертву за мир, – видел тварь, носящую Творца, – видел питаемым Питавшего питающую, – видел в лоне матернем Того, Кто не оставил лона Отчего, –видел поклоняемым от волхвов Того, Кого прославляли Ангелы, – видел бежавшим плотью в Египет Того, Кто держит землю горстию (Ис. 40:12), – видел крещаемым водой Того, Кто извел воды из земли. (Евангелист) видел Учителя преданным от ученика, – видел связанным Того, Кто не разрешил девства Матери, – видел представшим Пилату Того, Кто создал Пилата из брения, – видел увенчанного тернием Того, Кто увенчал землю цветами, – видел распятым на земле Того, Кто превознесен на небесах, – видел мертвым во гробе Того, Кто восставлял мертвых из гроба, – видел воскресшим Того, Кто предвозвестил воскресение, – видел сошедшим во ад Восшедшего на небеса: ад изблевал Того, Кого поглотил по неведению.
Кто же – тот, кого Евангелист видел? Кто? – Тот, Кто преклонил небеса и сошел (Пс. 17:10) без шума, – Кто сокрылся от горних Сил, – Кто, воплотившись от Девы, не оставил Отеческого престола, – Кто на небесах – без матери, Бог от Бога; а на земле – от матери, Сын Девы, – Кто по человеколюбию вочеловечился ради человеков, – Кто вселением Своим освятил непорочное чрево, оставив нерастворенными его врата, – Кто благословил рождение естественное и запечатлел рождение девическое, – Кто, не вмещаясь в небесах, вместился в утробе, – Кто сотворил веки прежде веков, – Кто словом и волей совершил мир, – неизреченное Слово Отца, единосущный Родившему Сын, безначальный, не требующий начала и получивший начало бытия. Непостижимые чудеса, возлюбленные! На небеси престол не упразднился, и на земле мир получил спасение.
Все это содержится в пяти словах великого громоглаголивого Евангелиста Иоанна. Посему да скончаются еллины, да исчезнут иудеи, да посрамятся самаряне, да рассеются манихеи, да погибнут еретики, и все враги непорочной Кафолической и Апостольской Церкви: ибо надежда всех их – им в разрушение и погибель, а наша надежда – в воскресение и жизнь вечную, о Господе нашем Иисусе Христе, с Которым Отцу и Святому Духу слава, и честь, и держава, во веки веков. Аминь.47.
* * *
Сконч. в 446 г.
Curs. Compl. Patrolog. edit. Migne, tom. LXV, col. 799–896; ср. Христианск. Чтен. 1840 г., II, 194–202 стр.