Источник

Слово на Святую Пасху. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского

Настоящее спасительное торжество столь чудно, что и обильнейший в слове вития не может изобразить величие оного, и многоречивейший язык, чувствуя свою неспособность достойно прославить благодеющую любовь Распятого, должен умолкнуть и признать свое бессилие. В самом деле, совершалось ли от начала веков что-либо подобное тому, что теперь мы созерцаем очами веры? Изобретало ли воображение, представлял ли ум, чувствовало ли сердце, изрекал ли язык, видело ли око, слышало ли ухо – что-либо подобное тому, что ныне даровано миру Иисусом Христом во плоти?

Нет. Никогда еще солнце не зрело того, чтобы диавол был посрамлен кем-либо на древе, или во гробе. Никогда крест не избавлял твари от проклятия. Никогда цена искупления всего мира не полагалась в тридесять серебряников. Никогда страдания Невинного и Непричастного греху не были очищением грехов всего человечества. Никогда жизнь не висела на древе и во плоти зачатой без семени мужеского, не торжествовала победы над врагом. Никогда гроб не воспринимал в себя Низложителя смерти. Никогда небо не облекалось мраком в ясный полдень, чтобы не зреть жестокого поругания, причиненного Богу (которое, впрочем, коснулось одной Его плоти). Никогда земля не украшалась такою гробницею, которая соделалась вместилищем жизни. Но что я говорю? Это была не гробница, а брачный чертог: ибо Положенный во гробе не видел истления; Его нисшествие во гроб было брачным торжеством. Никогда природа в течение трех дней и трех ночей не произращала плода воскресения. Ибо Тот же, Кто во чреве Девы образовал Себе плоть, одному только Ему известным способом, Сам же и душу Свою, разлучившуюся с телом, паки соединил с ним, и воскресил Себя от мертвых в третий день. В первом случае, временем Своего рождения Он (Богочеловек) утвердил нашу веру в то, что Он есть человек, а во втором случае Своей властью над смертью доказал, что Он есть Бог. И Агнец, вземляй грехи мира (Ин. 1:29), никогда не был бы заклан, если бы Бог не восприял образа раба, и Создатель непостижимым для нас образом не облекся в естество Своего создания так, чтобы плоть Его служила источником жизни, кровь – ценою искупления, дух – печатию даров Духа Святого.

Прекрасно изрек (апостол) Павел: древняя мимоидоша, се быша вся нова (2Кор. 5:17). Новым соделалось небо, потому что Снисшедший с неба воспрославил его Своим вознесением. Новою соделалась земля, потому что освятил ее Своим снисхождением Тот, Кто родился плотью в яслях. Обновилось море: поскольку оно носило стопы Того, Кто не имел зачатия от семени мужеского и не носил тяжести греха (собственного). Обновился мир, потому что Господь освободил его от брани и даровал ему всесовершенный мир. Обновилось человеческое естество, потому что Господь омыл нечистоты его водою и попалил их огнем Святого Духа. Новое образовалось и служение Богу: ибо теперь уже не курится дым от сожигаемых жертв и не совершается обрезание, но сияет вера, которая хвалебными песнями словословит три лица во едином существе.

Предвозвещая сии радостные события, пророк Исаия воскликнул: в день оный возсияет Бог в совете со славою на земли (Ис. 4:2). В какой день скажи нам, Пророче Божий? – В тот день, когда Господь, восприяв на Себя плоть одному только Ему доведомым образом, совершит бесчисленные чудеса; когда Дева, не познавшая мужа, будет совершительницею таинства; когда милосердый и благопромыслительный о роде человеческом Бог, пребывая неизменным в существе Своем, соделается человеком; когда смерть испустит из челюстей своих Того, Кого поглотила, не ведая, Кто Он; когда гроб станет сокровищницею жизни и воскресения, и плоть источником свободы; кратко сказать, в тот день, когда Бог Слово, соделавшись человеком, распнется на кресте (ибо здесь будет страдать одна плоть Его, а Божество обладает Своим могуществом и властью).

Но изъясни нам, Пророче, каким образом Бог воссияет для тех, которые живут на земли? Ужели под одеждою человеческого естества, ужели во плоти? – Так, око наше не могло бы снести блистания чистого Божества, и диавол не вступил бы с Ним в борьбу. Смерть трепещет перед Создателем и не может поглотить естества, непричастного тлению, ад ужасается Бога, непокровенного плотью. Да и как преисподней не вострепетать пред Тем, на Кого не смеют взирать и самые Херувимы? Вот почему Ему надлежало прикрыть Свое Божество плотью (не потому, впрочем, чтобы Сам Он имел какую-либо нужду в этом покрове, но потому, что в нем имела нужду наша человеческая немощь), чтобы сокрыть в Себе Мстителя за нанесенную нам обиду. Ему нужно было не покрывало Моисеево, коим заграждалась слава Божия от немощных очей израильтян (Исх. 34:35), – не завеса, которая соткана была из разноцветных веществ (Исх. 26:31), –не златая дщица, коею украшалась глава первосвященника (Исх. 28:36), – не рукотворенные херувимы – сии дивные произведения искусства (Исх. 25:18). Нет, Ему потребна была одежда овчая, чтобы ею, как приманкой, привлечь к Себе и поразить волка, жаждущего гибели человеческой.

Но вот против этого восстает иудей, с упорным ожесточением всегда противящийся Духу Святому, и язвительными словами пререкает проповеди Пророка. Что же он пустословит? «Не верю, – говорит он, – тому, чтобы Бог явился на земле; не верю, чтобы Тот, Кого не возможно представить ни под каким образом, ни под каким видом, восприял образ и вид человеческий». Но, иудей, – ты, который не покоряешься закону, ухищряешься ложно изъяснять пророков, отвергаешь Евангелие и на апостолов взираешь гордым оком! вопроси стихии, – и они исповедуют, что страдал Господь во плоти. Начнем по порядку с солнца. Итак, скажи нам, солнце, почему ты, при распятии Господа, сокрыло лучи свои? ужели потому, что Распятый был только человек безгрешный? Нет, иначе почему того же не случилось с тобой и при убиении праведного Авеля (Быт. 4:8)? Вопросим и небо: возвести нам, небо, почему ты, когда иудеи пригвоздили ко кресту Господа, среди самого полудня облеклось мраком? ужели потому, что Распятый был человек неповинный? Нет, иначе, почему ты не оделось таким же мраком при побиении камнями праведного Навуфея (3Цар. 21:14)? Вопросим и землю: открой нам, земля, отчего ты вострепетала, когда враги Божии с нечестивой дерзостью совершали то злодеяние? ужели от того, что Пригвожденный ко кресту был только человек непорочный? Если так, то отчего же ты ни мало не содрогалась, когда видела Исаию, по повелению Манассии, претертым деревянною пилою? Вопросим, наконец, и храм: поведай нам, храм, почему ты, при распятии Христовом, раздрал свою завесу? ужели потому, что Вознесенный на крест был только святой человек? Если так, то скажи, отчего не раздралась твоя завеса, когда посреди тебя проливалась кровь Захарии (Мф. 23:35)?

Вся тварь, не произнося слов, ответствует нам свое. скорбью, что Страдавший был истинный Бог. Не страданию подобного нам раба соболезнует она, но от неслыханного злодеяния, причиненного Владыке ее, приходит в трепет и ужас. Небо вопиет: «Восприявший человеческое естество и Пригвожденный плотию ко кресту был мой Господь, Который яко Бог преклони меня и сниде» (Пс. 17:10). Солнце вопиет: «Распятый плотию на кресте был мой Господь: убоявшись Его Божественного Сияния, я сокрыло лучи свои». Земля вопиет: «Распятый плотию был мой Творец воплотившийся: ибо хотя я и вмещала плоть Его, лежащую во яслях, но не могла объять Божественной силы Его». Море вопиет: «не раб, подобный мне был Тот, Кто плотию распялся на кресте: стопы Петра, который был такой же раб, как и я, отягощали хребет мой (Мф. 14:30); но стопы Господа освящали мое естество». Храм вопиет: «беззаконно Мучимый во плоти есть Бог, Которому издревле покланялись под кровом моим, – и потому, не стерпев столь ужасного злодеяния, я раздрал свою завесу». Наконец, и самый ад вопиет: «не простой человек был Тот, Кто низшел ко мне: со мною случилось нечто новое и необычайное: я принял Его, как пленника, и обрел в Нем Всемогущего Бога».

Но, быть может, ты, иудей, не Поверишь и самым стихиям. Вопросим Силы небесные: Ангелы, Архангелы и все небесные Силы! возвестите нам, кто был Тот, Который на земли явися (Вар. 3:38) и распялся плотию? Все они велегласно ответствуют нам устами пророка Давида: Господь сил, Той есть Царь славы (Пс. 23:10). Аминь48.

* * *

48

Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. LXV, col. 789–796; cp. Bibliot. Patr. Con. cionotor., tom. IV, p. 78–80; Христианск. Чтен. 1835 г. II, 3–11 стр.; Воскресн. Чтен. VII (1843–44) г., 13–15 стр.; Воскр. Чтен. XVII (1853–54) г., 1–3 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle