Источник

Слово на Благовещение Пресвятой Девы Богородицы. Св. Исихия, пресвитера Иерусалимского

Всякий благодарный язык по достоянию чтит Деву Богородицу и подражает в сем начальнику архангелов Гавриилу. Один называет Ее Матерью света, другой – звездою жизни; один – престолом Бога, другой – храмом ширшим неба; один – седалищем не меньшим седалища херувимского, другой – верторадом невозделанным, лозой плодовитой, горлицей чистой, голубицей нетленной, тучей дождевой, зачинающей без тления, – металлом, из которого происходит Несекомый Камень, – судном полным груза, не нуждающимся в Кормчем. Иной – также: ковчегом обширнейшим Ноева, преславным; тот ковчег – животных, Сей – жизни; тот удержал Ноя, Этот – Самого Творца Ноя; тот имел две или три кровли, Этот – все исполнение Троицы, потому что и Дух низшел, и Отец осенил, и Сын поселился, как сказано: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий (Лук. 1:35). Видишь, сколь велико достоинство Богородицы Девы? Единородный Сын Божий, Творец мира, держимый Ею, как Младенец, воссоздал Адама, освятил Еву, сокрушил дракона, отверз рай, утвердил печать чрева. Воистину, велико (достоинство): Она отверзла рай (ибо Ей предстояло ввести туда разбойника и всех наследников царства), в Ней утвердил печать девства Бог Слово воплощаемый, Который не нуждался в двери для входа и выхода.

Тебе, о Дево, пророки расточают похвалы, и каждый называет богоносной, удостоверившей тайны чудес. И один именует Тебя жезлом Иессея (Ис. 11:1), дабы объяснить твердое и непреклонное девство; другой сравнивает с купиной горящей и не сгорающей (Исх. 3:18), дабы объяснить плоть Единородного и Богородицу Деву. Та горела и не сгорала: так и Ты родила и не отверзла чрева, – зачала и не повредила чресла, – извела Чадо и оставила чрево запечатленным, – давала млеко и оставила сосцы неприкосновенными, – держала Младенца и не знала отца его, – соделалась матерью, но не соделалась невестой, – Сын вскармливался, а отец не находился. Поле принесло плод, а плод не знал земледельца; жатву Ты принесла, а семени не принимала; Ты родила как жена, но не истлела как жена; Ты чревоносила по закону природы, но Ты и зачала помимо, законов природы. Другой назвал Тебя вратами заключенными и на восток лежащими (Иезек. 44:2), и вводящей Царя затворенных врат; также назвал Тебя и вратами изводящими, поскольку Ты соделалась для Единородного вратами настоящей жизни. Ты – врата на восток лежащие: ибо из чрева Твоего, как из царского чертога, исходит Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир; Ты ввела Царя затворенных врат, но и опять извела; не зачинаясь и совершенно не рождаясь Царь славы отверз врата Твоих чресл, и не разорвал связи девства. Вертоградом заключенным и Источником запечатленным назвал Тебя происшедший из Тебя Жених и предрек (Песн. песн. 4:12); Садом затворенным, поскольку не коснулся Тебя серп тления, или время жатвы; Источником запечатанным, потому что происшедшая из Тебя река жизни наполнила вселенную, и ветвь брачная не почерпала из Твоего источника. О Тебе Давид не перестает взывать: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея (Пс. 131:8). Воскресни, откуда? – из лона Отца, не для того, чтобы отделиться от Отца (не законно мыслить и говорить это!), но для того, чтобы совершить домостроительство, прежде веков и родов определенное. Воскресни для того, чтобы поднять павших, восстановить сокрушенных, воспринять Твою тварь, от врага доныне мучимую. Воскресни, Господи, в покой Твой, который Ты определил на земле и устроил в Вифлееме (пещеру, ясли, пелены): ибо на небесах Ты не нуждаешься в покое; Ты Сам – успокоение всей твари, на земле же за нас телесно страдаешь (ибо хотя Ты и алкал, но Ты – хлеб жизни; и хотя Ты испытывал жажду, но Ты – жаждущих молитва). Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и кивот святыни Твоей – Дева Богородица. Поскольку Ты – Солнце, то по справедливости Дева именуется небом; поскольку Ты – цвет неувядающий, то, стало быть, Дева – рай бессмертия. О Ней Исаия, провидя сие, предвозвестил: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил (Ис. 7:14). Се – Дева. Какая? – между женами несравненная, между девами превосходная, скромное украшение нашей природы, избавившая нас от стыда Евы и прещения Адамова, – Которой смрад похотей не коснулся, и червь сладострастия не повредил. Се Дева во чреве имет. Откуда, Пророче? „Не скажу“, говорит: это сохранено Гавриилу. Многие определяют чудеса Богородицы, но много из них опущено. Однако я удостоверяю рождество Приснодевы; Михей – место, где совершено чудо; а Давид – время, сказавши пророчески во псалме: из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109:3). Итак, Гавриил скажет: „откуда“, так как для этого он посылается к Деве с неба; он присутствует во время рождения, и ему доверяется изъяснить образ рождения. Если же ты желаешь узнать от меня, то обратись к следующему пророчеству: и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил. Что значит Еммануил? – „с нами Бог». Разве Бог зачинается от брака и может воплотиться от мужа и одра? Нисколько, но от наития Высочайшего, от присутствия Духа. Что Дева говорила тогда Гавриилу? како будет мне сие, идеже мужа не знаю (Лук. 1:34), т. е. „удивляет Меня чудо, поражает слово и смущает Деву присутствие ангела: чудное и подозрительное говоришь ты Мне. Боюсь новости благовещения, смущаюсь непривычным сказанным. Како будет мне сие, идеже мужа не знаю? Как соделаюсь матерью, не быв невестой? Не развязала Я пояса девства, не разорвала Я связи чресл, не уничтожила печати чрева». Ангел тотчас прибавил: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя (Лук. 1:35), т. е. „если бы Ты знала мужа, то не родила бы Бога, благоволившего принять из Тебя зрак раба, не соделалась бы органом воплощения. Но поскольку Ты чиста от брачного ложа, и так как Ты сохранила храм нетленным, то и Отец нисходит на Тебя, и Дух осеняет Тебя, и Единородный плотски рождается от Тебя. Итак, Ты нисколько не смущайся, рождая Создателя всей твари, – не смущайся, полагая во ясли Седящего на хребте херувимов, не имея места в гостинице, и становясь матерью Царя горних и дольних. Волею Он обнищавает из Тебя, дабы и богатых обуздать, и для бедных соделаться учителем терпения и благодарения. Добровольно Слово полагается во яслях бессловесных, дабы люди, соделавшиеся неразумными по своей воле, получили от Него духовное достоинство, дабы (ожидая солому) нашли пшеницу, дабы (подобно тварям, думая найти в яслях горсть овса), вкусили истинного хлеба, вечери света, сладости нетления, из которого – познание царства, обручение усыновления, наследие небес, общение Отца и Сына и Святого Духа. Ему слава во веки веков. Аминь136.

* * *

136

См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. ХСIII, col. 1460–1468.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle