Источник

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы Девы. Св. Исихия, пресвитера Иерусалимского

Ныне – преславный день праздника, ныне – торжество Девы, Которая столько превзошла других, что восприняла Самого Бога Слово, вместившегося в Ней не тесно. К Ней впервые воззвал Архангел Гавриил: Радуйся, благодатная: Господь с Тобою... Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Еммануил (Лук. 1:28, 31). За благовествованием Гавриила тотчас последовало для Нее начало радости. В то время как первая дева была окружена скорбью греха, и от нее исходило множество стенаний, а чрез нее и всякая жена была в тоске, всякое рождение было в скорби: вторая Дева чрез благовестие отгнала от женского рола все печальное и в рождении запечатала всякий источник скорби, в рождении жен рассеяла тучу немощи, и соплеменных осияла светом радости. Слыша от Гавриила: радуйся, благодатная: Господь с Тобою, – Она неспокойно приняла такое приветствие, а, сверх чаяния, увидев Архангела в доме, Она предалась размышлениям относительно рождения и как бы с такими словами обратилась к Архангелу: „вижу Я ныне в тебе все непонятное и странное. И как ты дерзнул войти ко Мне, обрученной деве, и объявить возглас нечистых уст твоих? Ты говоришь, что Я имею родить Младенца бессеменно; ты сказал, что Я зачну без брака, оплодотворю вместилище чресл без соития с мужем. Кто видел, кто слышал, чтобы земля неоранная произращала клас? кто видел вино без лозы, или реку текущую без источника? Сего никто от первых веков не слыхал ушами и не созерцал очами. Как я поверю тебе, поносящему Меня“? Что же ответствовал Ей сомневающейся Гавриил? – „Я сказал то, что узнал; говорю то, что слышал: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: тем же и раждаемое Свято, наречется Сын Божий (Лук. 1:35), каковым Он и есть, как сущий прежде всякой твари, как Отец веков, как древнейший небес, как Создатель ангелов и человеков. Ничего более я не в силах возвестить: ибо мне повелено не объяснять Тебе, каким образом будет это, но служить Тебе, Дево, в вещах благовестия. Дивись со мною тайне и не сомневаясь приемли благовестие“. Она же сказала: се раба Господня: будu мне по глаголу твоему (Лук. 1:38).

Научимся и мы архангельскими словами Гавриила о рождении Господнем и будем следовать по стезям его. У волхвов научимся благочестию, лучше же примем наставление тех, которые, под предводительством звезды ища Младенца, не говорили тем, кого вопрошали: каким образом рождение – бессеменно и нетленно, каким образом по рождении мать – в девах, каким образом прежде Сущий – в чадах, каким образом Предвечный – во времени, каким образом чресла вместили Невместимого, каким образом Бесплотный соделался плотью, каким образом Питающий питается сосцами, каким образом Всеобъемлющий объемлется грудью, каким образом Отец будущего века – Младенец, каким образом Вышний – долу, каким образом Небесный – на земле, каким образом Владыка херувимских воинств – в пеленах, каким образом Сущий в лоне Отчи обитает в вертепе и в пеленах, – и все другое, о чем и говорить страшно. Но, нашедши пещеру после распросов, они оказали чрез дары приличествующее почтение Царю и Богу, и мирно возвратились, исполненные радости и являясь начатком богопознания для язычников. Им поревновали язычники, непреклонные же (а вернее жестоковыйные к познанию явившегося Солнца правды) иудеи не поспешили из своих мест, дабы подражать приведенным издалека звездою... Я же, возлюбленные, наблюдая ваше расположение к слышанию Божественных слов, увлекся желанием учения: ибо вы соединяете говорящих, как любознательные ученики, вы утверждаете кормчего, как пловцы...

Поистине, бесчестны иудеи, ничего другого не алчущие и не жаждущие, как убиению невинных, – ничему не радующиеся, как бросанию пророков в пропасти, побиению праведных камнями, перепиливанию вестников благочестия, сокрушению у них частей рук и ног, частому сокрушению праведных, – иудеи, которые возымели такую нечестивейшую дерзость против Спасителя нашего, что бесстыдно, в Его присутствии, взывали к Нему: мы вемы, яко Моисееви глагола Бог: сего же не вемы, откуду есть (Ин. 9:29). О, дерзость говорящих это: „мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он“! О, явное бесстыдство! О, слепое противление! Когда Ирод осведомлялся у них: „где Христос раждается“, то они с достоверностью говорили: „в Вифлееме иудейстем“ (Матф. 2:4–5), и показывали исполнение пророчества, привели и свидетельство Пророка: „пророк велий воста в нас“ (Лук. 7:16); а теперь с закрытым лицом взывают: „с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он». Действительно, они не знают и не сознают, во тьме ходят. Поистине, народ сей неразумный; и к ним вполне относилось сказанное: „мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Матф. 11:17). Кто обличит такое нечестивое препирательство их? Христос явил им столько чудес, укрепляя расслабленных, очищая прокаженных, исцеляя страждущих, отверзая очи слепым, воскрешая мертвых, претворяя воду в вино, представляя и другое неисчислимое, что трудно рассказать; а веры у них совершенно нет. Пусть будет, иудей! Не убеждайся нами, не предавайся Петру или Павлу благовестникам; но читай священных вестников, открой близ тебя лежащие страницы. Послушай Моисея: что предписал он в законе? Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит Господь Бог, того послушайте (Второзак. 18:15). Смотри, о чем пророчествует Исаия: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7:14). Послушай Иеремию, который взывает: сей Бог наш, не вменится ин к нему; и еще: посем на земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3:36, 38). Смотри опять, что обозначил Малахия: и возсияет вам солнце правды, и исцеление в крилех его (Малах. 4:2); и это слово чрез много лет подтвердила кровоточивая жена, с другими принявшая исцеление от прикосновения к краю одежды. Читай внимательно и Иезекииля, и мужа желаний. Каким образом один говорит: сия врата Господня, и Господь внидет ими и изыдет, и будут заключенна (Иезек. 44:2); и Даниил: и видех на облаце небесных подобие Сына человеческаго (Дан. 10:16)? Предстань Иакову и узнай, что говорит он среди благословений. Нe оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная: и той чаяние языков (Быт. 49:10). Коснись гуслей Духа, и наблюдай, что воспел Давид: Мати Сион, речет человек, и человек родися в нем, и той основа Вышний (Псал. 86:5); Мать Дева, и по рождении сохранившая печать девства неподвижной. Смотри опять, что говорит Давид: возсияет во днех его правда, и далее: обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя (Псал. 71:7–8). Разве предсказал это кто-нибудь из наших учителей? Разве записал все это на бумаге кто-либо из учеников Спасителя? Те, которые возвестили и возглашали о Нем, не были ли чадами обрезания? Не потомки ли Авраама возвестили это? Между тем ты не желаешь веровать? устыдись демонов, взывающих и говорящих: что Тебе и нам, Сын Бога живаго (Матф. 8:29)? Благоговей пред исповеданием Владыки Христа ангелами и людьми, и бесами и всей вообще тварью. Если же ты и это оставляешь без внимания, то прими свидетельство о Нем Отца, взывающего с неба: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих (Матф. 17:5). Ему же слава во веки веков. Аминь135.

* * *

135

См. Curs. Соmрl. Patrolog. Migne, series grаеса, tom. ХСIII, col. 1453–1460; ср. Biblioth. Patr. Concionator., tom. VI. p.p. 373–375.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle