Беседа на Благовещение Преславной Владычицы нашей Богородицы. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского
Опять радостные благовествования, опять извещения о свободе, опять отозвание назад, опять, возвращение, опять голос веселия, опять освобождение от рабства: ангел беседует с Девою, так как и с женою беседовал змий.
В месяц шестый, говорится, послан бысть ангел Гавриил от Бога к Деве обрученней мужеви (Лук. 1:26, 27). Гавриил был послан объявить всемирное спасение; Гавриил был послан, неся Адаму обещание возвращения из плена; Гавриил был послан к Деве, чтобы изменить бесчестие женского пола в честь; Гавриил был послан, чтобы приготовить чистому Жениху достойный чертог; Гавриил был послан к одушевленному дворцу Царя ангелов; Гавриил был послан к Деве, обрученной Иосифу, но сберегаемой для Сына; был послан бестелесный раб к чистой Деве; был послан свободный от греха к недопускающей тления; был послан светильник, что указать на Солнце правды; было послано утро, бегущее впереди света дня; был послан Гавриил, показывающий Того, Кто находится в недрах Отца и в объятиях Матери; был послан Гавриил, показывающий на Того, Кто находится на троне и в вертепе; был послан воин, вопиющий о таинстве Царя, – таинстве, познаваемом верою, не исследуемом излишним любопытством, – таинстве, покланяемом, не взвешиваемом как бы на весах, – таинстве, исповедуемом, не измеряемом.
В месяц шестый послан бысть Гавриил к Деве. О каком шестом месяце говорится? о каком? – о том с какого Елисавета приняла благовествование, с какого зачала Иоанна. Откуда это ясно? Пусть объяснит сам архангел, говорящий Деве: се, говорит он, Елисавет южика твоя, и та зачат сына: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды (Лук. 1:36). В месяц шестый: шестой месяц зачатия Иоанна. Надлежало, чтобы прежде пришел воин; надлежало, чтобы прежде явился телохранитель; надлежало, чтобы сначала проложил путь возвеститель Господня пришествия. В месяц шестый послан бысть ангел Гавриил к Деве обрученней мужеви, не вступившей в брак, – хотя обрученней, но сохраняемой. Почему – обрученней? – чтобы разбойник тот не узнал в скорости о таинстве. Что Царь придет с помощью Девы, лукавый знал, потому что и он сам слышал слова Исаии: се Дева во чреве зачнет (Ис. 7:14); и естественно сторожил все в отдельности, что было предсказано о Деве, дабы, заметив, что исполняется это таинство, приготовить хулу. Поэтому Господь пришел чрез посредство обрученной, уже принявшей на Себя обязательство. В месяц шестый послан бысть ангел Гавриил к Деве обрученней мужеви, емуже имя Иосиф. Послушай, что говорит Пророк об этом муже и Деве. Дастся книга запечатленная человеку ведущему Писания (Ис. 29:11). Что это – за книга запечатленная, если, конечно, не чистая Дева? От кого она дается? – ясно, что от священников. Кому она будет дана? – древоделю Иосифу. Этот Иосиф, прежде живший в честном браке и родивший сыновей, потерял жену и остальное время жил в целомудрии, воспитывая детей в учении и наставлении Господнем. Ведь известно, что апостол Павел, придя для проповеди и найдя одного из его сыновей, пишет, говоря: иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня (Галат. 1:19), не как рожденного от Девы Марии, но – от Иосифа. Итак, поскольку священники сочетали Марию с целомудренным Иосифом, и предложили Ее ему, выжидая удобного для брака времени, то он, принявши, должен был сохранять Деву в неповрежденности. Это предсказал Пророк много ранее: дастся, говорить он, книга запечатленная человеку ведущему Писания, то есть, сочетавшемуся браком, и он скажет: „не могу прочитать». Почему не можешь, Иосиф? „Не могу, говорит, прочитать, потому что книга запечатана». Для кого она сохраняется? – она сберегается в жилище для Творца всяческих... Но возвратимся к предмету.
В месяц шестый послан бысть Гавриил к Деве, конечно, получив таковые приказания. „Слушай (говорится), ангел, будь слугою страшного таинства, послужи сокровенному чуду. Мои сострадательные чувства понуждают Меня снизойти к разысканию заблудшего Адама. Грех сделал ветхим созданного по Моему образу, испортил творение Моих рук, помрачил красоту, которую Я создал; волк владеет Моим скотом; райское жилище опустело. Древо жизни охраняется пламенным мечем, и заперто место наслаждения. Я оказываю сострадание тому, кто подвергся нападению, и желаю поймать врага. Но я хочу, чтобы это было сокрыто от всех, находящихся на небе Сил, и тебе одному только поверяю тайну; иди к Деве Марии, отправься к одушевленным вратам, о которых говорит Пророк: преславная глаголашася о тебе, граде Божий (Псал. 86:3). Отправься к Моему раю, одаренному разумом; отправься к восточному городу; отправься к жилищу, достойному Моего Слова; отправься ко второму небу на земле; отправься к легкому облаку; объяви ему о дожде Моего явления; отправься к приготовленному для Меня святилищу; отправься к чертогу Моего вочеловечения; отправься к чистой брачной комнате Моего плотского рождения; скажи в уши разумного ковчега, уготовай Мне преддверие слуха; но не приведи в смятение, не расстрой души Девы; со скромностью предстань ко святилищу; прежде всего воскликни к Ней голосом радости; скажи Марии: радуйся, благодатная (Лук, 1:28), чтобы Я оказал сострадание к страждущей Еве – Ангел услышал это и, как естественно, размышлял сам собою: „необыкновенное дело – превосходящее мысль слово. Страшный для херувимов, на Которого не могут зреть серафимы, непостижимый для всех ангельских Сил, о каком возвещает обстоятельстве! Объявляет Деве о присутствии в Ней Своего Лица, лучше же сказать: обещает Ей о входе чрез посредство слуха! И осудивший Еву спешит столь много прославить Дочь ее и говорит: „приготовь Мне входы слуха»! И может ли чрево вместить Невместимого? Поистине, страшное таинство»!
Когда ангел размышлял об этом, Господь говорит ему: „что смущаешься и изумляешься, Гавриил? Не был ли ты недавно послан Мною к священнику Захарии? Не дал ли ты ему добрых известий относительно рождения Иоанна? Не наложил ли ты на неверовавшего иерея наказания молчанием? Не осудил ли ты старца на лишение голоса? Не ты ли провозвестил? не Я ли утвердил? Не последовало ли дело за твоим благовествованием? Не зачала ли неплодная? Не оказала ли повиновения утроба? Не отступила ли болезнь бесплодия? Не убежало ли бездействие естества? Не приносит ли плода теперь та, которая доселе не приносила плодов? Разве изнеможет у Меня – Творца всяк глагол (Лук. 1:37)? Итак, почему ты охвачен сомнением»? Что же опять – ангел? „Господи, исцелить недостатки естества, прекратить бурю страданий, призвать мертвенность членов к животворящей силе, повелеть естеству проявить силу деторождения, уничтожить неплодство в членах уже устаревших, видоизменить состаревшийся стебель в состояние зеленеющего, внезапно показать бесплодную ниву матерью колосьев, – все это – дело Твоего могущества, обычно совершаемое; свидетельствуют это Сарра и после нее Ревекка, и опять – Анна, подчиненные рабству тягостной болезни неплодия, а потом принявшие, от Тебя свободу. А чтобы родила дева, не вступившая в сношение с мужем, это – выше законов естества; и Твое пришествие Ты возвещаешь Девице. Пределы неба и земли не вмещают Тебя; каким же образом вместит Тебя девическая утроба?» И Господь говорить: „каким образом вместила Меня куща Авраамова»? Ангел отвечает: „потому что он владел полнотою гостеприимства. Потом подумай, Господи: там Ты явился патриарху в расположенной подле дороги палатке, и Ты, все наполняющий, прошел мимо. Но каким образом вытерпит огонь Божества Мария? Престол Твой пламенеет, озаряемый сиянием, и неужели Дева может без ужаса носить Тебя»? „Да, конечно, если бы огонь в пустыне причинил вред купине (Исх. 3:2), то, несомненно, и Мое присутствие повредило бы Марии; если же тот огонь, изображавший явление с неба Божеского огня, только оросил купину, а не сжег: то что ты мог бы сказать об истине, нисходящей не в пламенном огне, но в виде дождя»?
Тогда, наконец, ангел исполнил повеленное ему, и, придя к Деве, воскликнул к Ней, говоря: радуйся, благодатная: Господь со Тобою (Лук. 1:28). „Уже диавол не – против Тебя, потому что, где прежде враг нанес рану, там Врач налагает пластырь, – откуда смерть получила начало нападения, оттуда Жизнь соорудила вход жизни. Чрез жену разливается зло, чрез Жену текут блага. Радуйся, благодатная: не стыдись, как виновница-осуждения, потому что Ты делаешься Матерью Того, Кто осудил. Радуйся, благодатная: радуйся, непорочная, рождающая Жениха пребывавшему во вдовстве миру. Радуйся, благодатная, потопившая в утробе матерней смерть; радуйся, одушевленный Божий храм; радуйся жилище, равное по своей цене небу и земле; радуйся, пространное вместилище невместимого Естества».
При таком положении, к немощным приступает Врач, сидящим во тьме является Солнце правды, обуреваемым – якорь и безопасная от морских волн гавань, для непримиримо ненавидимых рабов, родился Посол и союз мира, пленников посетил Избавитель, подверженных нападению неприятелей – крепкий Покров неизреченной радости и любви. Той бо есть мир наш (Ефес. 2:14), – как говорит божественный Апостол, – мир, коим, о, если бы нам непрестанно наслаждаться, по благодати Самого Христа и Бога нашего, Которому слава во веки веков! Аминь134.
* * *
См. Полн. собр. творен. св. Златоуста в русск. перев., том II, 1896 г., стран. 854–857. В издании Migne эта беседа отнесена к разряду spuria. Сравн. с сею беседою св. Златоуста ныне приведенную (627–631 стр.) беседу св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.