Источник

Похвальная беседа в честь Божией Матери. Преподобного Ефрема Сирина

В великое изумление, возлюбленные, приидет всякий, кто размыслит о том чуде, как Бог снизшел, и в матернем чреве уготовал Себе жилище, – как Божие естество облеклось человеческою плотью, и не погнушалось девять месяцев обитать во чреве, – как чрево, будучи плотью, могло носить в себе огонь, – как в слабой утробе пребывал пламень, и не опалил ее. Как купина на Хориве во пламени вмещала Бога: так Мария во чреве носила Христа. Чрез слух всецело вошел во чрево Бог, и из чрева чисто изшел в мир Богочеловек.

Дева зачала во чреве Бога, вместе с Девою носила во чреве и неплодная; и сын неплодной взыграл, сретив Плод девственного чрева. Новое чудо творит Бог среди земнородных: и Сам рождается от не познавшей мужа, и провозвестник Его рождается не по чину естества. Небо измеряет Он Своею пядью, и полагается в яслях на протяжении земной пяди. Море объемлет Он Своею горстью, и рождается в вертепе. Небеса полны славы Его, и ясли исполняются величием Его.

Моисей желал видеть славу Его, но не мог увидеть, как хотелось бы ему (Исх. 33:18). Теперь пусть приидет и увидит ее, потому что она в яслях повита пеленами. Не мог тогда человек видеть Бога и остаться живым (Исх. 33:20); теперь всякий, кто видит Его, спасен будет от смерти второй (Апокал. 20:6). Моисей изобразил сию тайну, потому что увидел огнь в купине. Волхвы увидели исполнение тайны, потому что узрели свет в пеленах. Глас воззвал Моисею из купины: иззуй сапоги от ног твоих (Исх. 3:5); звезда, молча, возвещала волхвам, чтобы шли на место Святое. Моисей не мог видеть Бога лицом к лицу, волхвы пришли, и увидели Бога в лице человека.

И тот и другой вертеп сходны между собою: и Моисей был подобен волхвам. Слушатель скажет: какое сравнение между Моисеем – главою пророков, и волхвами – персидскими князьями? В таком сомнении успокоивает его Бог, премудрейший решитель недоумений. Если бы не Сам Он заранее избрал волхвов быть проповедниками Его, то не принял бы даров из рук несвятых. Моисей прообразовал собою тайны, приведенные в исполнение Господом. Лицо Моисея озарено было светом, потому что беседовал с ним Бог; и покрывало было на лице его, потому что не мог взирать на него народ. Так воплотившийся Господь наш прикрыл Себя покрывалом плоти, изшел из чрева и явился; тогда увидели Его волхвы и принесли дары. Великое чудо совершилось на земле: снизшел на нее Господь всяческих, Бог соделался человеком, Ветхий деньми стал младенцем, Господь уподобился рабу, и Сын Царев – убогому. Уничижило себя Естество превысшее, и вселилось в наше естество, и, что чуждо было естеству Его, то восприяло Оно на Себя ради всех нас. Кто не будет внимателен к такому чуду – именно, что Бог приходит, дабы родиться? Кто не приидет в изумление, видя, что рождается Господь Ангелов? Без пытливости веруй и содержи твердо, потому что это действительно так. Обратите взор свой, возлюбленные, на Марию. Вот приходит к Ней Гавриил, и Она, испытуя его, говорит: како будет сие? Служитель Духа ответствует Марии, что не трудно сие для Бога, для Которого все возможно. Мария поверила слышанному, и сказала: се раба Господня. И тогда же Слово, как Ему Самому известно, низошло и, как Само изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней, и Она не ощутила того. Ничего не потерпев, прияла Его, и Исполняющий Собою вселенную пребывал в Ее чреве, как младенец. Он умалил собственный Свой образ, чтобы обновить образ ветхого Адама. Когда слышишь о рождении Бога, внимай безмолвно и соображай умом своим, что сказал Гавриил. Ничто не трудно для преславного Божия Величия, Которое ради нас преклонилось долу и рождается среди нас, и от нас. Ныне Мария соделалась для нас небом – Божиим престолом, потому что в Нее низошло, и в Heй вселилось высочайшее Божество. Чтобы нас возвеличить, умалилось в Heй Божество, не умаляясь, впрочем, в естестве Своем. В Ней облеклось Оно в ризу для нас же, чтобы нам доставить Ею спасение. На Марии исполнились провещания Пророков и праведников; из Нее воссиял для нас свет, и рассеял тьму язычества. Много имен – у Марии, и для меня вожделенно – приветствовать Ее сими именами. Она – храм, в котором обитал крепкий Царь царей. Не таким исходить Он из Нее, каким вошел, потому что исходит, облекшись плотью. Она – также новое небо, потому что в Ней обитал Царь царей. В Ней воссиял Он, и пришел в мир, у Нее заимствовав образ, в Ее облекшись подобие. Она – виноградная лоза, произрастившая Грозд. Не по чину естества Она дала Плод сей; в Ее облекшись образ, явился Плод из Нее. Она – источник: потому что живая Вода истекла из Нее жаждущим, и вкусившие пития сего дают стократные плоды. Не сходен день сей с первоначальным днем мира. В тот день образовались твари, в сей обновляется земля и приемлет благословение ради Адама, за которого была проклята. Адам и Ева грехопадением своим внесли в мир смерть, Господь же даровал нам от Марии новую жизнь. Посредством змия диавол изрыгнул яд свой в слух Евы; Благий преклонил Свои щедроты, и чрез слух же вошел в Марию. В ту самую дверь, какою вошла смерть, входит и Жизнь, умерщвляющая смерть. Носимого Херувимами носят Мариины длани, ничем необъемлемого Бога объемлет и носит Мариам. Царь, пред Которым трепещут Ангелы – огненные и духовные сущности, возлежит на персях Девы; Она объемлет и лобызает Его, как младенца.

Престол славы Его – небеса, и покоится Он на коленах у Марии. Подножие ног Его – земля, и ходит Он по ней младенческими стопами. Горстью Своею измеряет Он персть, и ходит по ней, как младенец. Блажен человек, Его рождением обретший утраченную славу. Кто видел когда-нибудь, чтобы брение служило одеждою Тому, Кто создал брение? Кто видел когда-нибудь, чтобы огонь был покрываем пеленами? Вот до чего уничижил Себя Бог ради человека! Вот до чего смирил Себя Бог ради раба Своего! Раб возгордился, и по совету губителя диавола, преступил заповедь; но Давший заповедь уничижил Себя, чтобы возвысить нас. Хвала верховному Милосердию, Которое низошло к земным, чтобы немощный мир исцелен был Врачом, явившимся среди твари. Хвала Ему и пославшему Его Отцу и Духу Святому, хвала во все времена, на всяком месте, во веки веков бесконечно! Аминь133.

* * *

133

„Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина, в русск. переводе». Часть пятая. Издание третье. Москва. 1887 г., 223–228 стран.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle