Источник

Похвальная беседа в честь Пресвятой Богоматери, Приснодевы. Святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского

Когда я воспоминаю непослушание Евы, то плачу; но когда вижу Плод Марии, то снова возрождаюсь. Бессмертный по происхождению, невидимый в славе, Свет от Света прежде век, – Ты рожден от Бога Отца. Сый Слово и Сын Божий, Ты восприял плоть от Марии Девы, дабы обновить Адама, созданного мышцею Твоею святой. Святой, бессмертный, вечный, неприступный, неизменный, непреложный. Ты – Сын Божий прежде век; но Ты соизволил быть зачатым и образованным во чреве Пресвятой Девы, дабы паки оживить человека, первозданного мышцею Твоею святой и омертвевшего грехом. По благоизволению произошел Ты, – по благоизволению и воле невидимого Отца. Посему и мы все взываем к Тебе, именуя Тебя царем: помоги нам! Ты от Девы родился, повит пеленами, в ясли положен, питаешься от сосцов Марии, дабы паки оживить первозданного Адама, омертвевшего грехом.

Наслаждаясь трапезою ведения от Божественного ведения, изнесем – подобно источнику – глас радования в гимнах хваления, прославим благостное могущество Божественного Слова! Вместе с радостным ликованием исповедания, достойно восхвалим Божественную благость! Ибо и земля, и море, и вся тварь (ср. Псал. 95:11), видимая и невидимая, благословляют и прославляют любовь Бога к человеку, поскольку слава Его была среди нас (ср. Ин. 1:14). Будучи Богом, Он явился во плоти и, приняв крайнее уничижение, родился от Пресвятой Девы, дабы опять обновить омертвевшего непослушанием. Обратитесь, братие, и приступите! Будем хвалить Рожденного от Девы! Ибо, будучи славою и образом Божества (ср. Евр. 1:3) прежде век, Он сделался сострастным немощи нашей; будучи безмерно великою силой и образом Божиим, Он принял зрак раба (Флп. 2:6, 7). Одеяйся светом, яко ризою (Псал. 103:2), сожительствует с людьми, как уничиженный. Воспеваемый херувимами и тьмами ангелов, на земле пришельствует. Прежде всех воззвавший к жизни всякую тварь, от Пресвятой Девы рождается, дабы паки оживить первозданного. Христос, Бог наш, начинает жить, как человек, хотя соучаствует в безначальной жизни Бога Отца, дабы вознести падшего человека к безначальному началу Божества. От Пресвятой Девы Он воспринимает зрак раба, дабы призвать нас к прославленному Владычнему образу. Он облекается во образ перстного, дабы соделать нас участниками небесного зрака. Он возлежит на лоне Пресвятой Девы, дабы нас приискренне посадить одесную Отца Своего. Он – в бренном теле и в нем полагается во гроб, дабы провозгласить нас наследниками вечной жизни. Необъятный, Он вмещается во чреве Пресвятой Девы, дабы обновить Адама, поврежденного грехом. Сила Отчая и Источник жизни, Христос, Бог наш, Он есть живоносное таинство, в которое мы веруем по Его животворному гласу. Бесконечная жизнь, – Он добровольно награждает надеющихся на Него и Духом Благим просвещает все племена. От сего Источника, живого, приснотекущего и сладостного, напаяется и насыщается всякий, кто жаждет с верою.

Посему единым гласом будем поспевать хвалы Богу Слову, Который есть виновник и совершитель спасения, – будем по достоянию воспевать все, юные и престарелые, дети и жены. Ибо от Марии, Божественного источника неизреченного Божества, разливаются благодать и дар Духа Святого. От единой Девы Пресвятой происходит драгоценная жемчужина (ср. Матф. 13:46), дабы паки оживить первозданного человека, омертвевшего грехом. Он есть Солнце правды, сияющее на землю; но – в подобии человечестем (Флп. 2:7). Он соблагововолил прийти к роду нашему. Сокрывший лучезарный блеск Своего Божества в грубом веществе человечества и исполнивший нас Духа Святого, Он и нас соделал достойными воспевать ангельскую песнь славословия. Как венком, обовьем души наши, празднолюбцы-слушатели, золотыми цветами; увенчаемся венками из неувядающих садов; будем собирать их, принося в руках наших прекрасно – плодоносные цветы Христовы. Богоподобный храм Пресвятой Девы достоин быть прославлен таковым венцом, поскольку от Нее исходит блистающая жемчужина, дабы возвести к немерцающему свету ниспавших во тьму и сень смертную (ср. Матф. 4:16). Наслаждаясь врачеванием Божественных словес Христа, по благодати Того, вознесем Ему достойную песнь. Поспешим собрать плоды таинства бессмертия, поспешим вдохнуть благоухание облекающей Бога красоты. Будем щедры в языке нашем Божественною благодатью и отгоним от себя зловоние греха, облечемся скорее благовонием дел праведности. Будем бодрственны, надевши на себя щит веры, одежду добропобедной жизни и святое и незапятнанное одеяние чистоты. Поскольку Он превосходен во всем и имеет Свое обитание в мире, есть сояремник любви и сожительствует с нею; Он – цветок, благоухающий для нас надеждою. И агнцы, которые с верою питаются этим, сами прозябают в светоподобную ветвь Троицы. Но, возлюбленные, притекая к саду Спасителя, восхвалим и Пресвятую Деву. возглашая вместе с ангелами языком Божественной благодати: „радуйся и веселись“! поскольку от Нее первой воссиял немерцающий Свет, просвещающий нас Своею благостью.

Пресвятая Дева есть и пречестный храм Божий, и чистый ковчег, и златый жертвенник всесожжения. По Своей превосходнейшей чистоте Она есть и Божественная трапеза предложения, и <слово нераспознанно> святой радости, и драгоценный сосуд цельного <слово нераспознанно>, равно как и первосвященническая диадема, открывающая благоволение Бога, к Которому лишь Она одна приблизилась святою по телу и душе. Она есть дверь, зращая на восток, и вхождением и исхождением чрез нее озаряется вся земля. Она – плодоносная маслина, от которой Дух Святой взял свежую ветвь Господа и спас страждущий род человеческий. Она есть похвала дев и радость матерей, а вместе и возглашение архангелов, поскольку сказано: «радуйся и веселись! Господь с Тобою»! (ср. Лук. 1:28), и еще: „От Тебя” (Матф. 1:20; Лук. 1:31), дабы Он паки обновил омертвевшего грехом. Ты соизволил сохранить Ее девство и – соблаговолил, Господи, вселиться в утробу Девы, послав наперед архангела возвестить Ей об этом. И Он свыше, из неизреченных сонмов, пришел к Марии и первым возвестил Ей такую весть: „радуйся и веселись», прибавив к сему: „Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Tвоегo” (Лук. 1:28, 29, 42)! Но Она смутилась и размышляла, что бы это было за приветствие (Лук. 1:29). И вполне достойно благодать избрала Пресвятую Деву, поскольку Она была мудрою во всем, и не было подобной Ей среди жен во всем мире. Она не сделала, как первая дева, которая, будучи одна в саду, с женскою необдуманностью неосмотрительно приняла совет змия и разрушила помышления сердца своего, чрез что вошли в мир всякая скорбь и печаль для святых. Но Она была Пресвятая Дева и загладила преступления первой (т. е. Евы). Это и нe – Сappa, которая опрометчиво засмеялась, когда получила радостную весть, что родит сына (Быт. 18:12). Не похожа Она и на Ревекку, которая, подобно перебежчику, приняла указания и охотно ушла жить <слово нераспознанно> своего нареченного (Быт. 24:17)…

<слово нераспознанно> – (в пример всем другим женам) <слова нераспознанны>.

<слова нераспознанны> Ты пришел с небес. <слова нераспознанны>

привела Пресвятую Деву во внутренние <слова нераспознанны> разрешил Ее недоумения следующими словами: „Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Вышняго осенит Тебя. Посему Ты зачнешь и родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус, да спасет Он людей от смерти греха“ (ср. Лук. 1:35, 37; Матф. 1:21). Дева сказала в ответ ангелу: „Мой ум утопает в словах твоих, как в море. Как будет это со Мною, когда Я желаю не знать земного мужа, поскольку посвятила Себя Небесному Жениху? (ср. Лук. 1:34). Я не хочу изменять почести Моего девства». Но ангел опять утвердил Пресвятую Деву такими словами: „не бойся, Мария: ибо я пришел не устрашать Тебя, а отогнать все страшливые мысли. Не бойся, Мария: ибо Ты обрела благодать в руках Божиих. Не разумей узко пределов действия благодати, потому что она не подлежит законам естества. Дух Святой найдет на Тебя, почему и рождаемое от Тебя – свято, и Сын Божий (ср. Лук. 1:30, 35), общник образа и соучастник природы Отца, разделяющий с Ним вечность. Являя Себя в Нем всецело, Отец лицом к лицу отражается в Нем и во свете Его блистает Своею славой. Велика сия тайна! Ты, Мария, узнала, что доселе было сокрыто от ангелов. Ты постигла то, что лишь не ясно прозревали пророки и патриархи, и услышала, чего не удостоивались слышать даже сонмы богоносных мужей. Давид и Исаия и все пророки предсказывали в своих предречениях о пришествии Господа по плоти; но только Ты одна, Пресвятая Дева, получила откровение незнаемой ими тайны. Посему внимай и не смущайся относительно того, как будет это с Тобою. Поскольку Тот, Кто создал некогда человека из девственной земли, Он Сам совершит ныне сие для спасения Своего создания, якоже хощет“.

Новый блеск вечного света сияет нам ныне по вдохновенной красоте этих слов. Ныне и мне прилично и благовременно выразить удивление пред величием Пресвятой Девы, Которую достойно приветствует ангел прежде всего так: „радуйся и веселися“, потому что вместе с Ним возрождаются и оживают все сокровища благодати. Во всем мире лишь Она одна – и Дева и Матерь, не познавшая мужа, святая по телу и по душе. Во всем мире Она одна соделалась достойною носить Бога; Она одна носила в Себе Того, Кто есть нося всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1:3). И должно удивляться не только чистоте Пресвятой Богоматери, но также и превосходству Ее духа. Посему мы к Ней равно взываем – и: „Господь с тобою» и: „Господь из тебя». А это значит, что Он, как многомилостивый, спасет созданного по образу Своему. Пречистая Дева соделалась как бы готовым вместилищем Божественной тайны, в коем была облечена во плоть и запечатлена Жемчужина жизни, – и, таким образом Дева стала ковчегом всемирного Божественного спасения! Посему, возлюбленные, приступим воздать должное по мере сил наших и громогласно воскликнем гласом архангельским: „Радуйся и веселись! Господь с Тобою». Не какой-либо небесный жених, но Сам Господь, Отец чистоты, хранитель девства, Владыка святости, виновник нетленности, податель свободы, источник спасения, зиждитель истинной мудрости и дарователь ее, – Сам Господь Сей с Тобою; поскольку с Тобою, и на Тебе пребыла Божественная благодать, дабы подобострастный естеством Господь оживил род человеческий. Пусть Адам не боится больше коварного змия, потому что пришел Господь наш и рассеял сонм вражеский! Пусть род человеческий не страшится коварства и злого лукавства змия, потому что Господь сокрушил главу дракона водою крещения! Да не убоюсь и я слышать слова: „чист буди и в чистоте пребывай», потому что Господь в крещении омыл скверну греховную. Нечего мне ни стенать, ни плакать, ни считать злополучием, когда тернии уязвляют меня, потому что Господь исторгнул грехи терний наших и возложил их на главу Свою. Разрешилась первая клятва, в которой было сказано: терния и волчцы земля возрастит тебе (Быт. 3:18), потому что терн исторгнут с корнями и волчец посох, а от Пресвятой Девы произрасло древо жизни и благодати. Пусть и Ева не страшится больше угрозы на счет мук деторождения, потому что преступления ее изглажены и истреблены Пресвятою Девой, ибо из Нее родился Бог, дабы оживить созданного по образу Своему.

Пресвятая Дева стала оплотом непреходящей жизни для нас и источником света для верующих во Христа; Она – восток умного Света. Радуйся и веселись! с Тобою и от Тебя Господь, совершенный по Божеству и по человечеству, в Коем живет всяко исполнение Божества (Колос. 2:9). Радуйся и веселись: с Тобою и от Тебя – Господь; с рабою Своею Господь славы, с нескверною – Тот, Кто освящает всяческая, с прекрасною – краснейший паче всех сынов человеческих (Псал. 44:3), дабы оживить созданного по образу Своему. Мы веруем Божественным словам Учителя и радуемся, поскольку с розами, лилиями и благоухающими венками пришел к нам Христос, наша вечная весна, и украсил цветами из рая Божия прекрасный сад церквей, даже питомники сердец наших. Приблизимся же освященным сердцем и обретем златую веру, широко сияющую, а с нею и сладкоухающие плоды бессмертия! поскольку в пустыне Марии процвело прекрасно-плодоносное древо, дабы, святой и милостивый, Он (Бог) оживил творение Свое. Преблагословенная Дева была святою и мудрою во всем, во всех путях Своих бесподобною среди всех народов и несравнимою между женами. Она не поступила, как первая дева – Ева, которая, будучи одна в саду, по рассеянности ума своего была увлечена змием, вняла его совету и внесла в мир смерть, откуда – и все страдания святых. Но в Ней одной, в сей Пресвятой Деве Марии, произрасла для нас ветвь жизни, потому что лишь Она была непорочна и по душе и по телу. С небоязненным умом сказала Она ангелу: „Откуда – приветствие сие, и как это будет со Мною? Наставь, как безмерно великая сила сделается состраждущею немощи нашей? Как повелевающий сонмами (ангельскими) воспримет образ уничижения нашего? Как будет младенцем и станет плотью Тот, Кто есть Бог прежде век, – Тот, Кто одевается небом, как ризою (Псал. 103:2), и дает жизнь творению Своему? Разъясни, – сказала Пресвятая Дева, – эту непостижимую тайну, дабы Мне быть сосудом для вмещения Божественной тайны, при осенении Духа Святого, и дабы от плоти Моей Он воспринял Себе истинную плоть, при созидании Премудростью свыше”.

Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1:14), т. е. обитало между нами с тою самою плотью, которую восприняло от нас, и которая одушевилась Виновником рождения (ср. Лук. 1:35). И непреложный Бог зрак раба приял (Флп. 2:7), дабы верующими созерцался, как человек, а неверующим открывался, как Бог, да обновит первозданного. От Пресвятой Девы восприял естество плоти Сын Божий, потому что Он есть Бог прежде век. Он благоволил родиться, именоваться сыном человеческим и сделаться видимым, будучи невидим; ради нас обнищавает, Тот, Кто есть всякое богатство (ср. 2Кор. 8:9), и страдает, как человек, Он – бесстрастный и бессмертный. Ибо Он истинно соединился с плотью, хотя и не изменился по духу. В смертное тело облачился Невидимый, дабы и его соделать бессмертным чрез соучастие в Его бессмертии, по Своему Божеству, – и это затем, чтобы обновить созданного мышцею Своею святой. Слава и свет пришли в мир – Христос, Бог наш. Прославляет и просвещает Своим немерцающим светом Тот, о Коем глас невидимого Отца свидетельствовал: „Се, Сын Мой и Слава, Иже прежде век»! Мария была укреплена словом ангельским, но, размышляя в Себе о рождении Господа, подавляется его неизмеримостью для мысли человеческой. Она была вознесена на высоту разумения Божественного, а теперь ум Ее опять поражается уничиженностью человечества. И так, в своем размышлении Она колеблется, но тогда же является и истинно достойною к осуществлению чрез Нее воли Божией. Ибо сохранившая сокровище девства Своего чистым и непомраченным, Она соблюла в неприкосновенности и границы сердца Своего. И чрез это тварь получила спасение от Создавшего Ее по образу Своему. Христос, Сын Божий, родившись от Пресвятой Девы Марии, принес в мир благодать, и Создавший всяческая оживил нас благодатью. Ныне родился миру Христос, – и вся тварь ликовствует. В качестве залога Он представляет Свое искупление, червонец долготерпения, дабы приобрести для нас обители царствия. Пресвятая же Дева преисполнилась радости, потому что от Нее Он воспринял плоть Свою, чтобы восстановить падшего грехом.

Всякие нечистые помыслы да удалятся от нас, когда мы псаломски воспеваем Тебе, Небесный и Святой Отче, зряще Свет велий, Который Ты даровал нам, Иисуса Христа, от Пресвятой Девы рожденного и Божеством Своим творящего чудеса, а для нас приемлющего страдания плотью Своею. И мы, пребывая во плоти, поспешим телом и духом снискивать себе Божественное благоволение ангельскими славословиями, образно представляя руками Божественную тайну учения и оплодотворяя умы наши истиною веры. Посему тайна сия неприступна, невидима, непреложна, неописуема, досточестна в своей полноте и дивна для ума нашего. Как мог Он, сияние Света, стать отраслью жены? Она восприяла в Себя сокровище жизни и слагала в сердце Своем приветствие ангельское и произвела плод спасения, долженствовавший обновить человека. Темже и вы, прекрасно – плодоносные и цветущие ветви учения Христова, принесите на месте сем плоды благословения. Здесь, где – всякая чистота и благоухание, святою совестью вознесем Богу фимиам моления. Здесь, где вкупе ликовствуют девство и воздержание, представим плодами своими живоносные грозди; здесь, где – и победная сила и сокровище любви; здесь, где тайна Пресвятой Троицы открыта архангелом – по Евангелию: „Дух Святый найдет на Тя, и cuла Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое от Тебя Свято, наречется Сын Божий“ (Лук. 1:35). Ему слава и честь во вся веки! Аминь132!

* * *

132

Настоящая беседа сохранилась только в армянском переводе, и издана была в армянском жуpнале ,Арарат“, за сентябрь 1895 г.; ср. Церковн. Ведом. 1896 г., № 14, стран. 495–505.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle