Источник

Слово на святое и честное Успение Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Св. Германа, патриарха Константинопольского

Слава благая, по написанному, утучняет кости (Притч. 15:30). Поэтому и настоящее повествование о телесном успении Матери Живота и Приснодевы Марии, бывшей благоуханием пресвятой плоти Христовой, освящает славящих Ее. Помянем же и мы вкратце о приснопамятном преставлении Ее: ибо, воистину, радость – и слышание повествования о нем.

Когда Христос Бог наш восхотел перенести к Себе Матерь Свою, то чрез известного Ей ангела предвозвещает Ей близость времени Ее успения, дабы смерть, пришедши внезапно, не причинила Ей смущения при отшествии от живых: пoелику разлучение души от тела и великим людям печалит дух. Итак, чтобы, умирая неожиданно, не была встревожена, по естественному свойству тела, как непредвидящая Своего исхода, и Сама Рождшая всеведущего Бога, к Ней посылается от Христа ангел с такими словами. «Время Мне, говорит Господь, принять Тебя, Матерь Мою. Посему, как Ты, Благодатная, исполнила радости землю и земных, – так обрадуй и небесных. Обрадуй жилище Отца Моего, утешь и души святых: ибо они, видя Твое торжественное, в сопутствии ангелов, переселение ко Мне, твердо убедятся, что и их часть будет жить в Моем свете. Прииди же с радованием: радуйся и ныне, как и прежде, поскольку во всем Ты имеешь достоинство имени – «благодатная». Как было возвещено Тебе: «радуйся», когда Ты имела зачать Меня, так радуйся и теперь, когда Ты имеешь быть взята Мною. Не смущайся, оставляя тленный мир с его похотьми: Тебя не коснется его тление, поскольку Ты не оставишь сущих в мир без Своей помощи; но как Я, не будучи от Mиpa, милостивыми очами вижу сущих в мире и управляю ими, так и Твое предстательство не отнимется от мира до его скончания. Пусть не беспокоит Тебя непощадение плоти: Ты восходишь к более живой жизни, к несмущенному миру, к бесстрастным сладостям, к спокойнейшей вечности, к бессмертному наслаждению, к незаходимому свету, ко дню невечернему, ко Мне Самому, Создателю всего и Твоему, ибо, где Я, там – жизнь вечная, радость несравненная, жительство нетленное. Итак, где Я, там должна быть и Ты, неразлучная Матерь, в нераздельном свете; где Бог, там – всякая радость, всякое веселие. Никто, увидевший славу Мою, не возжелает удалиться от нее; никто, вошедший в покой Мой, не станет искать миров, которые погибнут. Спроси у Петра: есть ли сравнение между миром и горой Фавором, когда он был там на короткое время зрителем славы Моей?.. Когда Ты жила в тленном мире, Я в видениях показывал Тебе силу Мою; когда ты отойдешь от мира, Я покажу Тебе Себя лицом к лицу. Без скорби отдай земле принадлежащее ей. Твое тело – Мое, и пoелику в Моей руке все концы земли, то никто не исхитит ничего из руки Моей. Вверь Мне Твое тело, ибо и Я предал Свое Божество Твоему чреву. Увидит славу Отца Моего Божественная душа Твоя, – увидит славу Единородного Сына Его непорочное тело Твое, – узрит величие Святейшего Духа нескверный дух Твой. Не похвалится смерть о Тебе, ибо Ты носила Жизнь во чреве: оно было Моим сосудом; не сокрушит его смотрение смертного падения, не омрачит его тень тьмы. Прииди с готовностию к Рожденному Тобою: Я желаю по сыновнему долгу обрадовать Тебя, дать Тебе вознаграждение за гостеприимство в матернем чреве, уплату за питание млеком, воздаяние за воспитание. Стяжав Меня, Единородного Сына, сильнее возжелай, Матерь, вселиться со Мною. Я соделал Тебя Деву Матерью, Я поставлю Тебя Матерью радующейся о Сыне. Я соделаю мир должником Твоим и еще более прославлю имя Твое, когда Ты преставишься. Я созижду Тебя стеною для мира, мостом для обуреваемых, ходатаицей для грешных и лествицей, могущей возводить людей к небу... Иди с радостью: отверзи рай, который затворила сродница Твоя – Ева; вниди в радость Сына Твоего. Возляж в Гефсиманском гробе: не оставлю Тебя надолго сирою в нем; скоро приду к Тебе (как только, по совершении должного, Ты будешь положена во гробе), не для того, чтобы быть зачатым от Тебя, как однажды обитавший в Тебе, но чтобы взять Тебя к Себе. Смело положи в месте Гефсиманском тело Твое, где Я, пред страданием по–человечески, преклонил колена Моего тела в молитве. Как Я тогда, после преклонения колен, вошел к животворящей и вольной крестной смерти Моей: так и Ты, после положения останков Твоих, тотчас будешь перенесена к жизни. Вот, стекаются к Тебе и ученики Мои, духовные сыны света Моего, которыми честно и благоговейно Ты будешь погребена: ибо не прилично Тебе быть погребенной другими, а не апостолами Моими, в которых живет и Дух Святой, – которые заменят и Мое лицо при честном погребении Твоем, Всенепорочная»...

Услышав это благовестие, Богородица возрадовалась радостию великою, совершенно презрев временную жизнь человеческую. И, возжегши много светильников в доме, Она созывает любимых ей родственниц и соседей, убирает жилище и усыпает цветами Свое ложе (как чертог девственного брака), усердно приготовляет потребное для погребения, объявляет о преставлении, рассказывает возвещенное ангелом, показывает и данный Ей залог: то была пальмовая ветвь, символ победы над смертию и образ неувядающей жизни (чтобы Преставляющаяся уверилась, что победит тление, как Рожденный от Нее победил ад). Пальмовой ветвью боголюбезные отроки иудейские потрясали, когда Христос приближался к смерти, как имеющий победить ее, и восклицали: «Осанна в вышних»; посему, как там ваии фиников символически предвозвещали победоносную смерть Христову, так и данная Богородице пальмовая ветвь была удостоверением победы над смертным тлением... Созванные и собравшиеся к Ней (Пресвятой Богородице) плакали, умоляя Ее не оставлять их сиротами. Она же говорила им: «воля Сына Моего и Бога да будет на Мне. Ибо Сей – Мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца Моего, и вознесу Его. Сын, плотию рожденный Мною, есть Создатель и Бог Своей Матери. Итак, если вы, будучи родителями смертных детей, не выносите краткой разлуки с ними, то как Я, стяжавшая Сыном Бога и без мужа, нетленно и девственно родившая Его, не больше вас буду побеждаема влечением сердца? Вы получаете друг от друга утешение в потере чад: Я же, удостоившаяся иметь Бога Христа, и сего единородным, как не отъиду с радостию к Нему, вечно живому и дающему в этом жизнь»?.. Когда Она изрекла это, вдруг раздается сильный гром, врывается вихрь с облаком, из которого, как капли росы, ученики Христовы, единодушно собравшись, явились в доме Девы; увидев Ее, они благоговейно поклонились Ей и, получив от Нее весть об отшествии, сказали Ей следующее: «пoелику в пришельствии мира сего мы утешались, взирая на Тебя, Богородице, как на Самого Христа, то недоумеваем о Твоем преставлении. Но так как и Божественным повелением и плотским влечением Матери Ты призвана отойти к Богу, то мы радуемся и тому, что прилично исполняется над Тобою, и тому, что последует: ибо мы получаем в Тебе залог вечной жизни и обретаем в Тебе ходатаицу к Богу. И неподобало Матери Божией жить среди рода строптивого и развращенного, но перейти в небесные скинии и нетленные жилища».. Говоря это, апостолы плакали неутешными слезами. Она же говорила: «радуйтесь, духовные дети Сына Моего. Помяните Его слова, как Он повелел вам во время страдания не превращать радости мира в плач (Лк. 23:28). И когда Я ныне преставляюсь к Нему, не делайте печальною Моей радости, но все погребите Мое тело, как Я положу Его на этом месте. Погребаемая же вами, учениками Его, Я буду погребаема руками Самого Сына Моего»... Между тем приходит и Павел апостол, подвигшийся из отдаленного места проповеди, стучит в двери дома, и ему отворяет двери апостол Иоанн, управитель дома и принявший, как девственник, девственную Матерь восвояси. Увидев Павла, апостолы возрадовались душею и посадили его на первом месте; с радостию принимает его Дева. Павел припадает к богоносным ногам Ее и, узнав, к чему он прибыл, с великим и слезным рыданием, отверзши учительные уста свои, величественно восхваляет Деву. Вот, немногое из этой похвалы. «Радуйся, Матерь Живота и честь моей проповеди! Радуйся, подание моего утешения: ибо хотя я не видел Христа во плоти, но, видя Тебя, Которая послужила облечению в тело Бестелесному, утешаюсь душею так, как бы видел Самого Христа; я насыщаю мое желание узреть Христа, созерцая Твое лицо. До этого я проповедывал язычникам, что Ты родила Бога плотию, отныне же буду учить и о преставлении Твоем к Нему, дабы язычники узнали, что их спасение подкрепляется Твоим ходатайством, – дабы и они радовались, имея непреложное предстательство пред Богом».

После же того, как Павел произнес многие хвалы Богородице, Дева изрекает всем последнее – «прости», возлегает на постланном ей одре, придает Своему телу вид, какой хотела, – испускает, как во сне, дух, лучше же сказать, в бодрственном состоянии отлучается от тела, соделав Свое тело свободным от тления. И когда, по общему признанию, Она предала Свой непорочный дух Христу и Богу, Петр творит молитву, остальные апостолы поднимают одр на плечи, с гимнами и светильниками, честно и благоговейно износя тело Девы в гробницу. На погребение Матери Живота собралось бесчисленное множество народа. Изумлялись внезапному отшествию Ее, дивились и стечению апостолов на воздухе из разных мест: ибо по всему Иерусалиму распространился слух о том, что подобное вихрю облако излило их мгновенно в дом Девы, как капли дождя и росы. Впрочем, и тогда, некий суетный еврей (ибо они – суета сует, и в руку их всегда – беззакония. Пс. 25:10) потрясает носильный одр, дерзнув напасть на непорочное тело, не поколебавшись низвергнуть воплощенный престол Вышнего; но ему внезапно отсекаются руки, и он делается примером и ужасом для всегда бесстыдствующих против Христа иудеев. Прах приближается к гробнице, но апостолы не дерзнули по высочайшему уважению (таким страхом и благоговением они одержимы были!) прикоснуться к телу непорочной Девы, сосуду Божию; и никто не приложил рук к Ней, имея пред очами дерзость поставленного в пример иудея (верные же из народа старались взять что-либо из относящегося к погребению для своего освящения). Но, по общему решению апостолов, Петр и Павел, взявши свесившуюся с одра плащаницу, положили останки во гробе благоговея пред Сыном чрез Матерь и пред Материю чрез Сына... Из их рук в виду всех было восхищено тело Девы, и восхитивший его был невидим никому: пoелику это был Бог невидимый; плащаница же показалась легко поднимающейся на воздухе, на облаце легце, на том облаке, о котором было пророчество (Ис. 19:1)... Ученики узнали явление Христа с ангелами к Матери и, отсюда убедившись, что Она преставлена к Нему, воздали славу Богу в похвале гласа своего и сказали народу следующее... «Мужи израильские! Это да будет ведомо вам о Марии, по плоти Матери Христовой, что Она, прибывши с нами и вами к сей гробнице, была взята из рук наших. Итак, пусть никто не явится неверующим этому; пусть никто ложно не обвиняет нас ни в похищении тела Христова, ни в похищении останков Ее. Но если это будет услышано вашим игемоном и архиереями, то сотворите беспечальною истину, а не ложь: будьте свидетелями того, что вы видели. Будьте и вы, приходящие ныне ко гробу, некими новыми и плотскими ангелами, – окрылите ваш язык истиной; скажите и вы: «вот – место, где погребена Дева, но преложена Родительница Жизни Мария; вот – и плащаница, но без Той, Которая была завернута в ней». Будьте и вы женами мироносицами для Преставившейся; тецыте, возвестите Ее преложение из живоприемного гроба. Блаженно и ты, место Гефсиманское, обретшее славу, подобную вертограду Иосифову. Там Петр и Иоанн, притекши и увидев погребальные пелены, уверовали, что Христос воскрес; в тебе же, Гефсимании, все мы, ученики Спасителя, и собравшийся на сие погребение Приснодевы Марии народ увидели, что Ты погребенная была положена во гробе и преложена: пoелику непреложно, что Ты была взята от очей, когда камень еще не закрыл входа в гробницу, дабы, оставленная без печати и стражей, Ты не дала неверным благовидного повода к предположению похищения. Но вот Она с пением положена во гроб и оставила гроб пустым, и наполнила небеса Своею славою, и имеет упокоение небесной жизни, и обитает среди сладостей Божественных». Таковы слова апостолов о Тебе, Богоматери.

Но пoелику для меня довольно дерзновения в принесенных мною Тебе словах (ибо не достало бы века тому, кто восхотел бы восхвалить дела Твои!), то на этом я окончу хвалу. Помяни христиан – рабов Твоих; подкрепи прошения всех, Надежда всех! Веру утверди, церкви соедини, воинству споборствуй, мир умири, избавляя всех от бед и искушений, – даруй каждому предстать неосужденным в день воздаяния. Ибо к кому иному прибегнем мы? – Ты еси предстательница о нас к Богу, Ты, всегда творившая и непрестающая творить великое с нами; и свято имя Твое, ублажаемое ангелами и людьми во все роды родов, отныне и до века веков. Аминь173.

* * *

173

См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, torn XCVIII, col. 359–372; сравн. Церковн. Ведом. 1899 г., № 33, стран. 1299–1304.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle