Источник

Слово в День Пасхи. Из древле-отеческого сборника

Воссиял нам всерадостный и всеторжественный день воскресения Христова, благословенные чада Церкви Божией! Восстал из мертвых Победитель смерти: сокрушились вереи адовы, и отверзлись двери райские. Попрана власть мучителева, и открылось Царство Иисуса Христа. Исчезла тьма, и воссияло Солнце правды. Узы наши ослабли, и пленник исходит на свободу, исходит из Египта в землю обетования, исходит из Вавилона в вожделеннейшее отечество. Гнев Божий пременен на милосердие, Его правосудие удовлетворено: ибо Бог благоволил примириться с нами смертию Сына Своего, отверз нам отеческие недра Свои, и мы приняты в Его усыновление. Неси уже раб, но сын (Гал. 4:7). благословение Авраамово достигло нас; возвращено состояние, в котором мы созданы, – днесь облекаемся в первую красоту в раю погубленную. Уступает пламенное opyжие, и отверзается Едем сладости. Самое небо преклонилось к нам, или паче – мы вознесены на небеса: ибо, где есть Божие благоволение к человеку, там есть и истинный источник всех благ. О, радость неизглаголанная! О, торжество, воистинну Христианское! О, Божие снисхождение к нам и благость!

Вчера жало смертное уязвило Праведного за нас Ходатая: а ныне оно притупилось. Вчера ненасытимый ад мнился торжествовать, поглотив Его: ныне же стонет и рыдает, видя весь плен похищаемый из рук своих. Вчера помрачилось солнце, и страдала тварь: ныне же всюду блистает невещественный луч радости духовной! Вчера мы сраспинались Христу: днесь прославляемся! Вчера соумерщвлялись: днесь сооживотворяемся! Вчера спогребались: днесь совоскресаем!..

Приидите и составьте торжество наше, все роды и племена, все избавленные Господнем! Востаньте умершие от дней века: прославим Виновника воскресения всех!

Блаженные Праотцы! Се, благословенное семя предвозвещенное вам еще в раю! – Оно возросло, и ветвями своими покрыло вселенную: оно пало на землю, и мног плод принесло: из семени сего произошел Великий Вождь, Который стер главу змия, усекнувшего пяту нашу, т, е., воспрепятствовавшего нам непорочно ходить в пути Господни.

Божественные Пророки! Се, прииде Утеха Израилева, Се, предвозвещенный вами Избавитель востает от гроба, яко жених от чертога Своего! Вы, верою только взирая на Него, радовались о Нем, и лобызали Его: да возвеселится днесь дух ваш событием пророчеств ваших!

Святые Апостолы! Соберитесь от рассеяния! Буря, нашедшая от горы Голгофской, перешла. Поспешите в сретение Пастырю, ищущему собрать рассеянных овец! Вспомните оные утешительные слова Учителя вашего, которые, приближаясь к своему смертному подвигу, Он произносил вам: вы печаль имате убо ныне: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16:22). Се видите исполнение того обещания.

Блаженная Матерь Воскресшего Иисуса! Оружие, коим смерть Сына Твоего прободала сердце Твое, изми днесь из души Твоей; матерним объятием Его услади горесть печали Твоей! Благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего: се бо от ныне ублажать Тя вси роди (Лк. 1:42, 48)!

Мужественные мученики! Приимите днесь ветви победоносные: се, Увенчатель победы вашей! Се, Подвигоположник ваш! Врагу оскудеша оружия в конец (Пс. 9:7): красуйтесь и ликуйте, нося на глазах своих венцы нетленные; и радуйтесь, опочивая на ложах своих!

Прославленные добродетели преподобные! Слезы покаяния отрите от очей ваших. Открылась благодать оставления грехов: изнуренное постом и воздержанием тело насытьте от тука и масти сладостей небесных.

Властелины, трудящиеся о покое подданных своих! Приимите днесь отраду по трудах своих: услышьте Доброго Пастыря, полагающего душу Свою за овцы Своя; услышьте сей утешительный Его глас к вам: благий рабе и верный! вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:23).

Подчиненные всякого рода и состояния, радетельно проходящие возложенные на вас Промыслом должности! – друг с другом ликуйте; Се, востал Праведный Судия, и мзда Его с Ним, у Него несть лицеприятия: ибо призванный Евангелием раб свободен есть пред Господом.

Богатые! Из гроба открылось сокровище многоценное и некрадомое: употребляйте оное по благому произволению сердца вашего и купите им небо! Убогие! Не рыдайте об убожестве! – из гроба Спасова проистекли изобильные струи благодати: вкусите, и видите, яко благ Господь (Пс. 33:9).

Праведники! Продолжайте благословенное делание ваше в вертограде Господнем, приимите праведную мзду; удовольствие внутреннее, приобретаемое добродетелью, соедините с утехою Божественною, которая воссияла с воскресением Начальника и Совершителя вашего!

Грешники! Востаньте от сна! Се, возблистал на вас луч благодатный, милость Господня предварила вас, оглашает вас глас Евангелия, возвещает вам оставление грехов! Се вожделеннейший Гость стоит при дверях сердца вашего! Составьте торжество вашего воскресения, в радости истинной воспойте пред Ним: Возврати Господь пленение наше, яко потоки югом (Пс. 125:4). Поток прейде душа наша: убо прейде душа наша воду непостоянную (Пс. 123:4, 5)!

Приидите все, избавленные Господом, восторжествуем взаимно друг с другоми – Праздник велий, и изобильный пир веры! Трапеза духовная преисполнена всяких благ, ибо празднуется брак Агнчий, и Божие примирение с человеческим родом! – Несть иудей, ни Еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вси бо едино есмы о Христе Иисусе (Гал. 3:28): несть разнствия, вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия, и вси оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе (Рим. 3:22–24).

Что же мы, благословенные Христиане, принесем в благодарность Виновнику толикого блаженства нашего? Ведаем, что Он благих наших не требует; но приятно Ему благодарное сердце, яко кадило благовонное, – приятно: ибо оно, чувствуя благодеяния полученные, располагает себя к принятию больших. Имущему дано будет, и преизбудет (Мф. 25:29). Любочестив Владыка: естественною благостию Он всегда преклонен к щедроте и благодетельству. Убоимся в том самим себе делать препятствие: ибо душа нераскаянная, душа наполненная страстями, не может чувствовать радости спасения. Кое бо общение свету ко тьме? или кое согласие Христови с велиаром (2Кор. 6:14, 15)?

Но может ли кто быть столь ожесточен, чтобы уже не на строгий вопль закона, а сладчайший глас Евангелия не пришел в умиление? Пусть бы кто, устрашась возвещаемого всем преступникам гнева Божия и проклятия, пришел в некоторый род оцепенения и нечувствия. Но, слыша Отца Небесного, принимающего нас в усыновление. – Сына Божия, ходатайствующего за нас, – Духа Святого, благодатно сходящего на нас, Ангелов глаголющих, не бойтесь! – Возможно ли, чтобы мы не принесли в жертву самих себя Спасителю своему, и отреклись заслуживать Его благоволение?

Он для нас снисшел на землю, оставив горний небесный престол; мы ли не употребим снисхождения и великодушия к подобным нам, к ближним нашим? Он, проходя жизненный подвиг, сносил всякие нужды терпеливо; мы ли устрашимся победить некоторые затруднения в делании добродетели и по исправлению должностей наших? Он по любви Своей к нам испил горьчайшую смерти чашу; мы ли отречемся претерпеть некоторую утрату имения или здравия нашего, где того требует спасение наше и общая польза? Он воскрес из мертвых; будем ли мы оставаться в своем падении, чтобы никогда не подумать нам о своем востании? Он подал нам все средства ведущие нас к блаженству истинному; будем ли мы столь дерзновенны или паче нечувственны, чтобы не желать употребить в пользу сие благоволение Божие? Ибо, притом, должно страшиться, чтобы не отяготили нас своим бременем оные вещания Духа Святого: несть радоватися нечестивым. А глас радости и веселия, по Псаломнику, где? – в селениих только праведных (Пс. 117:16).

Но ты, Пасха велия и священнейшая, Христе! Исполни недостатки наши! – отвали тяжкий камень от дверей сердца нашего, да узрим и насладимся радостным светом Воскресения Твоего! – сотвори, да в пришествии Благодати Твоей, достигнем и радости вечной, и сподобимся стать в лике сынов воскресения! Аминь225.

* * *

225

Поучения, изд. Св. Синодом в 1775–м году, на слав, яз.; ср. «Радость христианина» 1900 г. III, 280–285 стр.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle