Источник

Поучение на праздник Рождества пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Из древнего сборника (XVII в.) – «Статир»

Ныне неплодная плодоносит, и заматеревшая рождает. Иоаким и Анна радости исполняются, от печали и стыда бесчадства освобождаются. Пятьдесять лет они терпели поношение неплодства, но теперь возвещают радость всей вселенной. Иоаким торжествует и радостно призывает к веселию небо и землю. «Радуйтесь, – говорит, – ныне со мною, и Адам, праотец мой, и все патриархи и пророки. Явилась Та, Которую вы преднарекли престолом и палатою и градом Великого Царя, дверию затворенною (Иез. 44:2), горою несекомою (Дан. 2:34), лествицею небесною (Быт. 28:12), жезлом Аароновым (Чис. 17:8), Божиим селением, вместилищем Всецаря. Бог даровал мне Ту, Которую обещал вам; вы желали, а я получил. И теперь я радуюсь и веселюсь, что посетил Господь старость мою; без печали отойду теперь из жизни временной. Вижу ныне Деву – младенца, пеленами повитую; но знаю и разумею, что Она будет Материю Бога. Ибо приспело уже время, прежде веков предназначенное и от всех родов сокровенное. Бог обещал отцам нашим явить неслыханную тайну, показать свет Своей славы, – послать в мир возлюбленного Своего Сына, от вечности рожденного присносущным сиянием, непостижимым даже для всех Сил небесных. Теперь Он хощет совершить Свое спасительное смотрение. Для того и даровал мне плод преславный, для всей вселенной радостный». Радуется ныне и Анна и неизреченно веселится. Неплодство ее разрешилось, иссохшие сосцы ее источают потоки млечные. Она держит на руках своих Ту, Которая будет носить Держащего всю тварь дланью, – кормить Кормительницу Питателя всех созданий, моря и реки наполняющего и посылающего источники посреди гор. Так веселится ныне Анна на ложе своем и говорит: «ныне Господь отнял поношение мое, посетил меня посещением небесным и даровал мне плод правды Своей. Кто возвестит сынам Израилевым, что Анна кормит грудью свое детище? Радуйся со мною, Ева, праматерь моя. Ты преслушанием своим затворила рай и в болезнях родила чад своих. А я ныне, родивши, радуюсь и питаю Родительницу Избавителя, Который разрешит твою клятву, откроет врата рая и сокрушит главу змия–искусителя. Радуйся же со мною, праматерь моя, и ликовствуй: ибо приблизилось спасение всего мира и твое, праматерь, обновлени; уже не рай земной мы наследуем, а царство небесное получим». Все это и подобное тому говорили Иоаким и Анна, когда родилась у них преблагословенная Мария, заря пресветлая, проявляющая Солнце незаходимое, все концы миpa просвещающее, – не чувственно, а духовно, – озаряющее небесные воинства и свет премудрости им дающее. Иоаким и Анна устроили у себя великий пир, пригласили иереев и книжников и старцев Израильских; и благословили они преблагословенную Отроковицу и помолились так: «Боже отцев наших! благослови Отроковицу сию и дай Ей имя именитое во все роды родов»; и все бывшие при этом сказали: «аминь».

Помышляя об этом, дерзаю и я возвысить голос; отлагаю мысль о своем недостоинстве, разрушаю стену застенчивости, не стыжусь, что притаился и скрылся от страха мой ум. Хочу и я говорить о дивных и преславных делах Бога моего. Ныне Царь славы уготовал для Себя палату, в которую благоволил вселиться, – Матерь Пречистую, от Которой восхотел родиться плотию и, будучи Богом превечным, соделался человеком, чтобы обновить все естество человеческое, – восставить падшего Адама, просветить во тьме седящих, разрешить связанных смертью, сокрушить силу вражию, связать мучителя, освободить от рабства род человеческий, и привести всех в познание истины.

А вы, возлюбленные, послушайте меня, – невежду. Всех вас призываю на духовный пир. Соберитесь, люди всякого возраста и состояния, мужеский пол и женский, юноши и девы. Воспоем все радостную песнь и едиными устами воскликнем: «ныне – начало нашему спасению! Прославим Прославившую нас; возвеличим Возвеличившую род человеческий»! Впрочем, невозможно по достоинству восхвалить Матерь Божию, – не только нам, земнородным, но и премирным чинам Ангельским: ибо Она вместила в Себе на Херувимах седящего и от Серафимов славимого. На Кого не могут смотреть чины Ангельские, неснося непостижимого света Его, – Того носила Она на руках Своих, как младенца. Кто одождил манну в пустыне и источил воду из камня, – Того питала Она пречистым млеком Своим. Она вместила в Себе Единого от Пресвятой Троицы – превечное Слово Отца, и родила Богочеловека. Чистота и величие девства Ее непостижимы всем Силам небесным. Если непостижим Родившийся, то непостижима и Родившая. О, дивны судьбы Твои, Господи Сил! Ты помиловал создание Свое и возвеличил дело рук Своих. Ты принял рабу Свою в матерь Себе и творение Свое – в питательницу. О, неслыханное и чудное таинство! Как это зиждется Зиждитель, из начинаемой (во времени родившейся) зачинается Безначальный, воплощается Бесплотный; огонь Божества вмещается в утробе Девы, – и утроба не сгорает! Божие это – изволение, Всемогущего устроение! Как восхощет Он, так и действует; уступают пределы природы там, где повелевает Бог.

Впрочем, это таинство не допускает испытания, а верою приемлется. С любовию преклонимся и ясным гласом воззовем и прославим Преблагословенную и Пречистую Деву, Матерь Божию: «Радуйся, единая от земнородных воссиявшая, звезда утренняя, с востока текущая, Солнце правды проявившая. Радуйся, палата, красотою и светом блистающая, благодатию Духа Святого преизобильно наполненная. Радуйся, красота ангельская, похвала человеческая, матерь жизни, Адамово и Евино избавление, неплодных разрешение, бесчадных радость, девственниц слава, едем сладости, источник запечатленный, источающий воду присноживотную во все концы земли, вертоград заключенный, израстивший цвет жизни. Радуйся, пространнейшая небес, огне зрачный престол Владыки, стамна вместившая манну, жезл Ааронов, возрастившая небесный цвет. Радуйся, патриархов чаяние, пророков исполнение, Апостолов слава, мучеников похвала, постников крепость, девственников красота, пустынников веселие, бесов прогнание, от врагов стена необоримая, обуреваемых пристанище тихое, христиан всех упование и теплое прибежище. Радуйся, неисследимая пучина милости, неисчерпаемое море даров Божиих, страшного таинства явление».

О, Богоневестная Отроковица, безмужняя Матерь Бога – Еммануила! Ты отверзла неплодие Твоих родителей: отверзи же и мои недостойные уста и дай мне слово благодатное, дабы я мог прославлять Тебя Царицу всех, пока благоволит Сын Твой и Бог наш жить мне в этом мире. Когда же моя грешная и окаянная душа станет разлучаться от этого скверного моего тела, тогда Ты, покрывшая плотию Царя твари, покрой меня ризою милосердия Своего, да не увидит страшных демонов бедная душа моя; сохрани меня от них и в сем веке и в будущем. Защити меня пред престолом славы Сына Твоего и Бога моего, пред сонмом Ангелов, и прославь прославляющего Тебя на земле, посреди собора верных и пред лицем врагов Твоих, не почитающих Тебя, как учит почитать Тебя Святая Церковь Православная. Помяни, Дева Пречистая, веру мою и любовь мою к Тебе и не забудь раба Твоего, в день страшного испытания, когда сядет на престоле славы Сын Твой и Бог мой судить весь род человеческий. Умоли Его тогда о мне грешном: ибо не могу я быть оправдан от дел моих. Сподоби меня стать одесную Царя славы и получить жизнь вечную, царство небесное, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава со безначальным Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков Аминь206.

* * *

206

«Русский проповедник семнадцатого века и несколько статей из его сочинения – «Статир». Издание протоиерея Яхонтова. С.–Петербург. 1883 г., стран. 29–33.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle