Источник

Приложение II-ое. Дни высокоторжественные (царские)

1. Восшествие на престол

Для чего восходят благочестивейшие государи на престол?

Первее всего для того, дабы с высоты престола быть видимее для всех требующих помощи. Кто не знает, что в обществах человеческих, как бы ни были они устроены, всегда есть много людей, требующих самодержавной защиты, то от насилия злобы и лукавства, то от превратностей жизни и судьбы? И лучшим преимуществом престолов царских всегда было и будет то, что они служат естественным прибежищем для всех скорбящих и обремененных. Но что за всеобщее прибежище, если оно по высоте своей невидимо всеми и каждым, и если его надобно с трудом отыскивать среди равных, или подобных ему по высоте зданий? Что за всенародная сень, если она не возносится над всеми высотами земли, и не простирается во все концы царства? Таким образом, самое благо бедствующего человечества требует, чтобы престол царский был как можно возвышеннее, дабы никто из поверженных долу превратностью судьбы или насилием не мог укрыться от благотворного призрения сидящего на престоле. В этом отношении о царе земном должно сказать то же, что псалмопевец говорит о Царе небесном: высок над всеми языки Господь; сего ради – на смиренные призирает, воздвигает от земли нища, вселяет неплодовь в дом, и творит ее матерь о чадех веселящуюся (Пс.112:4–9). После сего умальте в мыслях высоту престола, и вместе с нею вы необходимо умалите покров бедствующего человечества.

Для чего благочестивейшие государи восходят на престол?

Дабы с высоты престола удобнее видеть все нужды царства, все движения жизни общественной. И благоразумные домостроители устрояют места, с коих можно было бы обзирать все, происходящее в их достоянии. Тем нужнее таковое место всеобщего блюстительства для царства, в коем на всех концах его могут внезапно происходить великие перемены, требующие всего внимания и деятельности. Посему-то у всех народов есть престолы царей, или что-либо подобное им по высоте. Чем выше престол, тем виднее все пространство, коего он служит средоточием; тем заметнее все неровности положения различных сословий, все течение событий, все новые явления, все уклонения от законов и остановки, все правое и неправое, радостное и печальное. Посему, чем выше престол, тем скорее может быть усмотрено и предотвращено зло; тем вернее могут быть сделаны соображения, надежнее приняты средства, удобнее достигнуты цели. Не священна ли после сего высота престола, и не долг ли сына отечества почитать ее неприкосновенною? Пусть другие народы поставляют свое величие в том, чтобы умалять высоту своих престолов: по малости общественного здания многим из них и не приличен верх слишком возвышенный. Но Россия, любезное отечество – верх сего всемирного здания не может не возносить к небу... Для россиянина отрада в том, что в его отечестве преступление трепещет при одном имени монарха, что нарушитель законов при мысли о самодержавии царя земного принужден говорить себе то же, что и при мысли о величии Царя небесного: камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу (Пс.138:7)?

Для чего восходят благочестивейшие государи на престол?

Дабы на высоте его быть свободнее от слабостей и недостатков общежития человеческого. Бедная земля наша так исполнена неправдою, что самое вещественное удаление от нее есть уже некое средство к совершенству. На великих высотах дыхание становится свободнее, самые мысли и чувства принимают какое-то возвышеннейшее направление. Тем нужнее возвышение над обществом человеческим тому, кто хочет быть превыше недостатков общежития: ибо, при настоящем греховном состоянии рода человеческого, все общественные отношения таковы, что удобно могут наклонять человека к земле, делать рабом предубеждений, привязанностей, выгод, милостей, страстей. Но в ком всего менее должно быть таковых слабостей, как не в представителе и владыке целого народа? Посему, кто более должен быть, так сказать, разобщен с падшею землею, как не государь? И для сего-то необходимого разобщения служит высота престолов царских. Не священна ли после этого высота сия, и не составляет ли необходимости для отечества? Если сам Царь небесный, по глубокому выражению псалмопевца, дивен наипаче в высоких (Пс.92:4), – является более сильным и величественным на высоте, в удалении от взора человеческого: то тем необходимее это удаление, эта высота для царей земных, кои по чрезвычайности предназначения своего должны быть во многих отношениях дивны во очию всех, и однако же суть подобострастные нам человеки. (Из Пропов. Иннокентия, архиеп. херсонск.).

2. День светлой радости Царевой

День светлой радости Царевой, день великого всенародного торжества сегодня у нас, православные сыны великой русской земли! Ныне день священного миропомазания нашего Боговенчанного Самодержца Государя Императора. Чтобы лучше оценить и глубже восчувствовать сердцем великую милость Божию, являемую нашему православному народу русскому в священном миропомазании благочестивейших Царей наших, перенесемся мыслию за три тысячи лет назад, в те давно минувшие ветхозаветные времена, когда юный Давид еще пас стада отца своего на полях родного ему Вифлеема. Вот приходит в этот город пророк Божий Самуил. Он останавливается в доме отца Давидова Иессея и выражает желание видеть всех сыновей его. Иессей представляет ему одного за другим семь сыновей своих, но провидец Божий не довольствуется этим: «все ли дети здесь?» спрашивает он. – «Есть еще меньший, отвечает отец: он пасет овец.» – «Пошли за ним», говорит Божий пророк. И послал Иессей, и привели Давида; и взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. Так совершилось священное помазание юного Давида на царство. До сего времени он был юнейший в дому отца своего, теперь он – Божий избранник, до сегодня был простой пастух овчий: теперь – Помазанник Божий, царь народа Божия, избранный по сердцу Божию. Мог ли Давид забыть этот священный для него день? Мог ли не воспоминать его каждый год благодарною ко Господу Богу молитвою?..

То было во времена ветхозаветные. Тогда еще не было столь явного, столь обильного излияния благодатных даров Духа Божия на верующих, какое возможно стало только во времена новозаветные, когда от исполнения Христова мы вси прияхом и благодать возблагодать (Ин.1:16), когда живоносные токи благодати Божией текут непрерывно в таинствах святой церкви. И однако же, вот, Священное Писание свидетельствует, что Дух Божий почивал на Богоизбранном царе Израилевом: это значит, что Он просвещал ум его царственной мудростью, воспламенял сердце его к царственному служению во благо народа своего, укреплял все существо его царственным мужеством на предстоящий ему высокий подвиг сего великого служения. Если же такую благодатную силу имел ветхозаветный обряд помазания на царство, то кто из верующих дерзнет усомниться в сугубоблагодатной силе новозаветного таинства священного миропомазания Боговенчанных Царей наших? И если для царя Израилева день помазания его на царство был днем священным и светлорадостным, то какой же день, как не день священного миропомазания и Богом благословляемого венчания на царство, есть самый радостный, самый торжественный, самый священный день во всей жизни нашего православного Самодержца Всероссийского? До сего дня Он царствовал как царь наследственный, по реченному: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс.131:11); но так царствуют и другие цари земные, наследующие свои престолы от царственных предков своих: отныне наш Царь царствует как Божий Помазанник, не только Богом избранный, но и Богом превознесенный, по слову Господа: вознесох избранного от людей Моих, елеем святым Моим помазах его (Пс.88:20–21). Много царей на земле, но никакой народ в мире не имеет Самодержавного Царя – Божия Помазанника: это великое счастье есть счастье только нашего русского народа; это великий дар Божий – только нашей Руси православной... Только над нашим благочестивейшим, воистину Христолюбивым и Богохранимым Государем, в день Его священного венчания на царство, ношашеся Дух Господень, как Он носился некогда после помазания на царство над Богоизбранным сыном Иессея – Давидом (1Цар.16:13). «Как небо», говорит наш великий московский святитель Филарет, «безспорно лучше земли, и небесное лучше земного: то так же безспорно лучшим на земле должно быть то, что устроено по образу небесному. А Бог по образу Своего небесного единоначалия устроил на земле Царя; по образу Своего вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, вечного – Царя наследственного». О, как счастлива ты, наша Русь православная, что у тебя не такой царь, как у прочих народов земных: твой Царь – один из всех царей земных – Помазанник Божий, один из всех царей имеет вход во святилище Божие, к престолу Царя небесного, чрез врата царские, один из всех владык земных может причащаться тела и крови Господней купно с священнослужителями, у самого престола Божия, яко един от лиц священных!.. Поистине к Нему единому можно отнести слово Божие: и Аз первенца положу Его высока паче царей земных (Пс.88:28).

Какие же дары благодати Духа Святаго сообщаются нашему возлюбленному Монарху, нашему Царю – Отцу русской земли, в св. миропомазании при Его венчании на царство? – В сущности – те же благодатные дары Духа Божия, какие сообщаются и каждому верующему в этом таинстве, только в высшей степени, благопотребной для столь превознесенного служения, каково служение царское. Поэтому и священное миропомазание Царей наших не есть повторение сего св. таинства, а только высшая его степень, подобно тому как таинство священства не повторяется, но имеет разные степени. И во времена апостолов, чрез руковозложение апостольское, которое заменило потом миропомазание, не всем верующим в равной мере сообщались благодатные дары Духа Святаго: иным сообщались дары чрезвычайные, например: дар пророчества, дар языков и подобные. Подобно сему и ныне дары Духа Святаго сугубо изливаются на Богом венчанную главу нашего Самодержца, освящая и укрепляя Его на предстоящий Ему великий подвиг царственного служения. При этом царь торжественно, пред всею церковью исповедует св. веру православную, а церковь молится о Нем, да благословит Его Царь царствующих, да укрепит скипетр Его десница Вышнего, да приимет Он силу и премудрость к правлению и правосудию, да подаст Ему Господь все по сердцу Его и да укрепит оружие Его в день брани. Трогательна минута в сем священнодействии, когда сам Император смиренно преклоняет колена и читает царственную молитву, которая так напоминает молитву премудрого царя израильского Соломона!.. И Царь небесный, Которым земные цари царствуют, с отеческою любовью внемлет этой смиренной молитве земного Царя и молитвам церкви за Царя, и в священном миропомазании ниспосылает нашему Царю Свою всемогущую благодать. И сия благодать просвещает ум Помазанника Божия в познании того, что истинно и богоугодно, – согревает Его сердце, сущее в руце Божией, к добрым намерениям и спасительным делам, и укрепляет Его волю вышнею силою к совершению великих подвигов царственного Его служения. – Вот, возлюбленные, в чем залог нашего всенародного счастья, вот в чем основание нашего русского Самодержавия! Будем же, православные чада великой Русской земли, будем в роды родов благословлять Господа за таковый дар Его небесный, – будем молить Его благость, да хранит Он во веки нашу Русь православную под мощною сению Самодержавия Благочестивейших Царей наших! Да никогда не коснется сердца русского тот дух недоверия к царям, который уже ниспроверг престолы в некоторых царствах неправославных! Да царствует Царь наш только Божией милостью и помощью, да будет сердце Его вынув руце Божией до скончания века!.. (См. Троиц, лист. № 668. Слово, сказанное в Троице-Сергиевой лавре, 15 мая 1898 г.).

3. Молитва за Царя

Молю, прежде всех творити молитвы моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя, и за всех, иже во власти суть (1Тим.2:1–2).

Какие молитвы возносит церковь за царя во все дни, наипаче же в сей день? Молитвы благодарения и прошения.

Слава и благодарение подобает Господу первее всего за то, что в лице царя нашего дарован нам царь самодержавный, имеющий возможность употреблять свою власть для блага подданных с полною свободой, без малейшего стеснения со стороны партий, независимый от людей, дающий отчет в своей деятельности только Господу Богу и своей совести, свободно, без сторонних принуждений, ограничивающий себя законами. Находясь под сению самодержавной власти, мы не знаем тех неурядиц, от которых страдают государства, имеющие во главе своей правителей, власть которых ограничена представителями народа. Неизбежная в сем случае борьба представителей народа сопровождается мятежами, торжеством неблагонамеренных людей над благонамеренными, всякого рода происками; С целью привлечь к себе большинство. Благодарение Господу, в нашем отечестве подобные явления не допускаются, хотя, к сожалению, и среди нас есть люди, которые, вопреки присяге на верноподданство самодержавному Царю, пытаются негласно, а иногда гласно, колебать уважение к самодержавию, распространять мнения о преимуществе пред ним народовластия, хвалить иноземные порядки в государственном устройстве и своим вольномыслием волновать особенно незрелые умы. Дай Бог, чтобы подобные попытки, направленные против самодержавной власти и не находящие себе почвы в истории нашего отечества и в большинстве благомыслящих людей, не имели ни малейшего успеха. Дай Бог, чтобы самодержавие царей наших, несомненно благотворное для отечества, оставалось незыблемым и не только не ослабевало, а более и более укреплялось, как залог нашего благосостояния, как единственное средство для спасения нас от губительных переворотов в жизни государственной.

В состав русского государства входит множество областей. Одни из них населены сплошным великорусским племенем, другие – инородцами и вместе иноверцами, иные русскими, говорящими на разных наречиях. Но как бы ни были разнообразны части государства по народонаселению, все они составляют единое целое, все обитатели их суть подданные одного русского царя. Крепкая самодержавная власть простирается на все части государства и не дает им возможности обособления. Иначе и быть не должно. Россия сильна только цельностью. Разчленение ее или обособление частей было бы так же пагубно, как это было во времена уделов. Почему Россия была покорена татарами? Потому, что удельные князья были несогласны между собою и не хотели подчиниться единой государственной власти. Только в союзе с нею и между собою они могли бы дать отпор татарскому нашествию. К счастью, уроки истории не пропали даром. Уделы постепенно уничтожались, мелкие владения постепенно подчинились московским князьям. В лице их явилась единодержавная власть, которая избавила Россию не только от татарского ига, но и от покушения на целость ее со стороны других врагов. Россия сделалась сильною и неодолимою единственно потому, что сплотилась во единое тело. Будем молить Господа, чтобы помог нашему царю сохранить целость государства, уничтожить покушения на его расчленение со стороны внешних и внутренних врагов.

Блаженно почивший родитель благополучно царствующего нашего Царя был поистине царь мира и ему завещал миролюбие. И кто же не знает, как свято исполняется сыном это завещание? Он следует миролюбивой политике в международных отношениях, и не только Сам не подает повода к нарушению мира, но и в других государствах старается поддержать дух миролюбия. Помолимся Господу, да избавит нашего миролюбивого Царя от причиняемых ему огорчений со стороны врагов мира и да благословит успехом его заботы о поддержании мира повсюду – вне государства и внутри его.

Возблагодарим, наконец, Господа за то, что в России ненарушимо сохраняется союз между государством и церковью, что в лице государя мы имеем первого сына и покровителя православной церкви, и что государство многим обязано услугам церкви, ибо истинные сыны церкви суть наилучшие слуги Государя и самые благонадежные верноподданные его. Врагам общественного порядка не нравятся такие отношения церкви и государства. Им хотелось бы, чтобы государство отказалось от союза с церковью и от покровительства ей, чтобы дана была полная свобода ересям, расколам и другим лжеучениям, враждебным не только церкви, но и государству. Но если и теперь, при существующей веротерпимости и снисходительности правительства к лжеучениям, много вреда испытывает от них церковь, терпя глумления и поругание от ее врагов, борющихся с нею не только устными и печатными оскорблениями ей, но даже грубыми насильственными нападениями на ее святыни, то что было бы, если бы дарована была полная свобода врагам православной церкви? Тогда от них житья не было бы православным русским людям; тогда нельзя было бы существовать безопасно не только церкви, но и государству, ибо враги церкви тайно и открыто проповедуют противогосударственное учение, восстают против общественных судов, военной службы, платежа податей, присяги, законного брака, вообще против основ жизни церковной, семейной, общественной и государственной. Такими явлениями будут ознаменованы времена антихриста. Не дай Бог дожить нам до этих времен; будем усердно молить Вседержителя Бога, да поможет Своею благодатию Царю нашему благоуспешно противодействовать усилиям врагов церкви, направленным к разрушению не только ее, но и государства. (См. «Костромские поучен.» за 1898 г., еписк. Виссариона, изд. 1900 г.).

4. О царском достоинстве

Все мы знаем, конечно, что у нас есть Царь Самодержавный, которого Сам Господь поставил царствовать над нами. Наш Царь есть помазанник Божий, наш общий земной отец, наш верховный начальник, а мы все его дети, его подчиненные, его верные слуги. И как хорошо, как радостно, мирно и тихо живется нам под защитою и покровом этого дорогого, любящего отца! Подобно тому, как детям покойно живется в родном доме, под родною кровлею, где есть нежные, ласковые отец и мать, так и нам покойно живется в нашем родном отечестве под защитою и попечением нашего общего земного отца – царя нашего Батюшки. Да и что было бы у нас без этого дорогого отца? К кому тогда прибегнуть в бедствиях и несчастьях, у кого искать помощи и защиты, кто оградил бы нас тогда от внешних и внутренних врагов? Тяжелая, мрачная, беззащитная жизнь была бы у нас без царя! Что корабль без кормчего, что стадо без пастыря, что войско без полководца, что пчелы без матки, что дети без отца, – то и государство без царя. Счастлива Россия, счастливы мы – сыны ее, и нет меры нашему счастью, что у нас есть дорогой нашему русскому сердцу – Царь, этот помазанник Божий, наш отец и Самодержец.

Наш Царь есть помазанник Божий; на него излились сугубо дары Св. Духа в священном миропомазании. Высоко и многотрудно царское служение; одних человеческих сил недостаточно для прохождения этого служения, и вот, Божественная благодать нисходит на венчанную главу Государя в благоухании св. мира. Еще в ветхом завете Господь повелел пророку Самуилу возлить елейна голову Саула при избрании его в цари народу израильскому, и это возлияние елея было видимым знаком сошествия Духа Божия на царя. Тотчас же после помазания главы елеем Саул совершенно переродился, сделался иным человеком, так что, знавшие его прежде, спрашивали друг друга; «что это сделалось с сыном Киса? Ужели и Саул стал пророком?» Такую видимую, разительную перемену произвела в нем благодать Св. Духа. Эта-то благодать Св. Духа нисходит и теперь на главу наших царей в священном миропомазании, умудряет их и наставляет проходить высокое царское служение. В этом смысле наши цари называются помазанниками Божиими. Благодать Божия пребывает с ними неотступно и помогает им на всех путях их жизни, потому что они – служители Божии, поставленные на то, чтобы наставлять и руководить подчиненный им народ к царству небесному, отражать врагов и заботиться о благополучии и мире своего родного народа. Они исполняют дело Божие, а потому с ними всегда пребывает Бог и оказывает им Свою всесильную помощь иногда для всех ясно и очевидно. В нашей отечественной истории много было случаев чудесной помощи нашим царям в борьбе с врагами (См., напр., стр., 653–657, 663–664 этой книги). Господь и теперь всегда и во всем помогает нашему Царю в многотрудном деле царского служения, как Своему помазаннику, которому Он поручил управление Своим народом. Отсюда-то становится понятным высокое достоинство Царя. Царя поставляет Сам Бог, он есть глава народа; а мы все члены этого большого организма – государства; наш долг, поэтому, как частей этого громадного тела, слушаться во всем своей главы – Царя, исполнять его приказания, подчиняться постановленным от него начальникам – его прямым помощникам – и служить, помогать друг другу. «Воздавать кесарево кесарю» Сам Христос заповедал. Апостол Павел дал заповедь христианам совершать молитву прежде всего «за царя и за властей», разъясняя при этом, что всякая «власть от Бога», и что этой власти надо подчиняться «не только по страху наказания, но и за совесть».

Наш царь, далее, есть наш общий отец земной, отец целого народа, а мы все – его дети. Пятая заповедь, повелевая почитать наших родителей, в то же время повелевает почитать и царя, этого общего высокого, дорогого отца. Мир, тишина и спокойствие царят в том счастливом доме, где дети покорны, послушны своему отцу. Не то же ли самое надо сказать и по отношению к этому громадному дому – государству? Мир, тишина, спокойствие и благополучие здесь возможны только под условием искренней детской преданности и детском подчинении нашему общему Государю. Это именно – отец наш, отец кроткий, ласковый, горячо любящий своих детей. Издавна уже усвоено нашим царям название «Батюшка, ясное Солнышко». «Закатилось солнце земли русской» говорили современники Александра Невского, когда разнеслась тяжелая весть об его кончине. «Закатилось солнце земли русской», повторяли и мы еще не так давно, когда узнали о смерти Царя Миротворца. Но вот взошло для нас новое солнце, взошел на царский трон наш Богохранимый Государь Николай Александрович. Да, это именно – Солнце ясное, теплое, которое светит на нас и греет нас с высоты царского престола, и эти свет и теплота – благотворные, живительные. Мы ходим в этом свете, нас греет эта теплота. Кому не известны, наприм., заботы наших Государей о своем любимом народе в годины голода, эпидемий и других народных бедствий.

Но этой любви к нам Государя должна отвечать и соответствовать и наша любовь к нему. Чем же мы можем выражать свою любовь к Государю? – Искреннею преданностью к нему – до готовности положить за него свою душу – и горячею за него молитвою к Царю царей. Простою, искреннею молитвою самый незначительный, по видимому, член государства может оказать помощь своему отцу царю. Не охладела бы тихая, горячая детская молитва, несущаяся от земли к Престолу небесному, не обеднели бы наши сердца твердою надеждою на нашего Творца, не оскудели бы наши любовь и преданность Царю, – и тихою, светлою, многоводною рекою потечет жизнь православного русского народа под мудрым правлением Благочестивейшего нашего Государя.


Источник: Праздничный отдых христианина Собрание общедоступных духовно-назидательных рассказов и размышлений, расположенных применительно к еванг. воскрес. и празднич. чтениям целого года : В 2 ч. / Сост. свящ., магистр богословия Григорий Дьяченко. - Москва : Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1900. - 918, X с. / Ч. 1: Рассказы и размышления на евангельские чтения в дни воскресные. 6-610 с.; Ч. 2: Рассказы и размышления на евангельские чтения во дни праздничные. 611-918 с.

Комментарии для сайта Cackle