Источник

87. Об участи тела после смерти

Желательно, чтобы каждый человек почаще размышлял о том, что делается с его душою и телом когда он умирает? О душе говорить нечего: душа доброго человека переходит на руки ангелов, которые относят ее на лоно Авраамово, или в рай; а душа грешников, омраченная, обремененная тяжестью грехов, остается на руках бесов, которые водят ее по земле, по лесам, по морям, по трущобам, по домам, где живут грешники. Тело святого человека остается или все нетленным, каковы мощи святых, или остается нетленною одна голова, или которая либо из костей, – как бы некое семя, из которого при воскресении восстанет новый, юный, живой и здоровый человек; а тело грешника истлевает все – рассыпается, и годами обращается в землю, из которой потом или вырастают деревья, или оную засевают хлебными семенами, или употребляют на помазку домов, и тело твое и люди едят, употребляя плоды дерев в пищу, и птицы клюют, и звери и гады пожирают. Что же остается из всего тебя, обратившегося в землю, прах и пепел. Если бы даже и ничего из твоего тела, не осталось; но Бог, который сотворил весь мир из ничего – может легко, по своей благости и по своему всемогуществу, вновь сотворить твое тело, или из тех же четырех стихий, из которых сотворен весь мир и все люди, или просто из ничего. Может тело твое, особенно по соединении со святейшим телом Иисуса Христа, чрез таинство приобщения, – может быть прославлено, превознесено и посажено на престоле небесном со святыми: если ты на земле со Христом страдал, то можешь с Ним и спрославиться100.

Не забывай, христианин, что сие твое тело, по словам Духа Божия – тленное будет нетленным, бесславное будет славным, смертное будет бессмертным. Как каждый камень бывает, смотря по природе своей: или красный, или голубой, или синий или зеленый; так тело каждого христианина, смотря по причине той, или другой господствующей и царствующей в душе добродетели – будет украшаться тем или другим блеском и цветом добродетелей. Как лицо Господа на горе Фаворе сияло, как лучезарное солнце, ярким блеском, и ризы были белы как снег; так души и тела праведников на небе воссияют, если в их святых душах и телах будут собраны все добродетели. Как белый свет солнца состоит из многоразличных цветов, как это мы видим в радуге; так белый цвет праведников будет красоваться разными самыми блестящими цветами добродетелей. Что же будет с грешными телами и душами? На черном цвете не видно цветов, – так и во тьме ада, во мраке преисподней – все будет темно, мрачно, бесцветно. Блеск огня, блеск молнии там могут только устрашать. Что в аде? Нагие грешники и бесы – то в виде зверей, то в образе змей, червей, будут терзать грешников. Боже! почему о славе своей не думают человеки? Почему ныне не устрашаются грешники тех ужасов, которые их ожидают во аде? Всемогущий и преблагий Бог силен и наградить праведников по заслугам и наказать грешников по грехам. Но бесы только духом будут мучиться; а грешники и душою и телом. Ах, подумать об этом ужасно! Если тело в болячих ранах, то и душа терзается великою скорбью, досадою, гневом, злом, – как Иов страдал; но во аде что будет? Страшно подумать! Подумайте же об этом вы, братия, и покайтеся. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle