Источник

86. В неделю 16-ю по Пятидесятнице

О талантах ныне было прочтено святое Евангелие, – заметили ли вы это, православные христиане? О талантах, или о дарованиях, или о дарах Божиих, которыми Господь награждает человека при вступлении его в настоящий мир. Правда, что все, что человек видит пред собою и за собою, и вне себя и внутри себя, – и весь мир и все вещи, которые на небе и на земле, и под землею – и все, что видит и чего не видит – все это дары Божии; все, что сотворил Бог, есть дар Божий, даже сам человек для себя есть дар Божий; все – что знает человек, что любит, что чувствует – все это дар Божий; за все это – за все, что получает от Бога человек, за все, что видит, что слышит, что познает, – за все это человек должен благодарить Бога, но мы хотим сказать только о тех дарах, дарованиях или талантах, которые человек может умножать, увеличивать. Как ты умножаешь деньги? Куплею, продажею, лихвами, процентами. Как ты умножаешь хлеб? Оранкою, посевом, жатвою и молотьбою. Чем человек умножает богатство? Трудами, промыслом каким-либо, например: рыбною, или звериною ловлею, скотоводством, птицеводством, огородничеством, – или ремеслом каким – кузнечным, столярным, портняжеским, – машинным заведением, питейным заведением, но все эти дары телесные, – есть дары душевные и духовные, естественные и сверхъестественные: разум, сердце, вера, любовь и проч. Как ты умножаешь дар разума? Грамотностью, чтением, размышлением. Как ты умножаешь дары сердца? Милостынею, посещением больных, в темнице заключенных, пособием и состраданием к бедному, больному и нуждающемуся: от этого ты делаешься добрым, мягкосердым, сострадательным, сердобольным, любвеобильным, щедрым, милостивым – любящим ближнего. Есть дары еще высшие, духовные, благодатные; это: вера, надежда и любовь. Все эти дары приобретаются делами благочестия и милосердия; дела благочестия суть: молитва, хождение в церковь Божию, чтение Евангелия, жития святых, беседа с благочестивыми людьми, посещение святых мест, – дела милосердия: милостыня, одеяние и питание нищих, погребение странных, посещение больных и в темнице заключенных. Сии-то дары особенно мы должны стараться умножать, потому что эти дары нужны нам для будущей жизни.

В нынешнем Евангелии сказано, что Господь дает разные дарования человекам и в разном количестве, кому пять дарований или талантов, кому три, а кому один; главное, надобно стараться умножать всячески эти таланты или дарования. Телесные дарования хороши и полезны, но хороши и полезны только для настоящей жизни – хлеб, деньги, богатство, и прочее; но душевные дарования – разум, любовь к ближним важнее, потому что они полезны и необходимы и для настоящей и для будущей жизни; но дарования высшие, духовные: вера, надежда и любовь к Богу еще важнее, – без приобретения этих дарований, или талантов, ни за что не войдешь в рай.

Скажите же, которого отца вы называете более разумным, того ли, который учит детей земледелию, торговле, или какому ремеслу; или того, который учит детей грамоте, познаниям мира и Бога; или того, который непрестанно водит детей в церковь, – чтоб слушая в церкви учение пророков, апостолов и Самого Иисуса Христа – и дети оттого были бы весьма благочестивы? Последний, без сомнения, разумнее всех станет воспитывать своих детей. Скажешь: „нельзя же всем быть святыми“; – нет! оно можно; этого-то и Христос от нас требует, потому что только святые войдут в рай; но – если так, что нужно и в мире и для плоти трудиться, то надобно постараться об образовании разума, надобно учить детей грамотности, дабы они умели читать; читали бы все, о чем печатается в книгах Божеских и человеческих, чтоб могли сами читать св. Евангелие, книги духовные и всякие полезные книги; тогда они и ремесла и искусства всякого рода лучше уразумеют; но кто не обучается грамоте, тот во тьме ходит, тот закапывает талант свой в землю, тот не хочет умножать дарования Божии; тот, как неверный раб, будет наказан Богом. Но чем здесь дети виновны, если родители их, будучи неграмотны, сами – не хотят, чтоб дети их были грамотны – не стараются заводить школы, – не хотят платить деньги тем, которые трудятся над образованием детей? Грех, – а приходится сказать: недавно какой-то балаганщик прибыл сюда представлять разные штуки посредством насекомых (блох), – прости меня Господи, и он берет за вход по 50 коп., чтоб показать это православным христианам. Насекомых, говорю, человек выучил разным штукам, чтоб только из карманов ваших рубли выманить; – честь учителю этому или комедианту, или не знаю, как его назвать; он нашел дарование и в маленьких, глупейших творениях Божиих – и умножил эти дарования, дабы умножить свои карманные таланты, свое богатство. Скажите, Бога ради, неужели ваши сыновья и ваши дочери маловажнее насекомых между творениями Божиими, что вы скупитесь жертвовать деньги на образование ваших детей? Этот хитрец должен посрамить невежество христиан, особенно тех из вас, которые жалеют денег на умножение талантов ваших детей, на образование ума и сердца ваших наследников. Простите меня, малого человека, говорящего о малых вещах; но если вы хотите, чтобы ваши дети оставались глупцами навсегда – это не малость; если у того, кто не умножает свои душевные дарования, Бог отнимет в будущей жизни и последний талант, – это не малость. Если вас, или вашего сына, или вашу дочь, за то, что они не учились, Бог повелит бросить в геенну – о! это ничуть не малость. А ведь в нынешнем Евангелии сказал Сам Бог: от неимущего, т. е., от необразованного, и еже мнится имети, взято будет от него; и неключимого (негодного) раба вверзите во тму кромешнюю; ту будет плачь и скрежет зубом. Сия глаголя возгласи: имеяй уши слышати, да слышит99.

Помните это отцы и матери. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle