Источник

85. В день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, Благоверного Государя Наследника Александра Александровича и рождения Благоверной Государыни Ольги Николаевны, Королевы Виртембергской

В настоящий благознаменитый день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и Наследника Его Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Александра Александровича и рождения Благоверной Государыни Королевы Виртембергской Ольги Николаевны, – не без смущения предстаю пред вами, благочестивые слушатели, со скудным словом моим. Но, думаю и так: мне ли покрытому сединами – не сказать что-либо благоприличное о царях мудрых и благодетельных, о царях наших? Мне ли, – который в юности, препитан царским хлебом, и на старости лет ношу знаки их милостей? Мне ли, – который моими очами вижу уже третье царствование, трех православных царей наших: и блаженной памяти Благочестивейшего Императора Александра I-го и Благочестивейшего Государя Николая Павловича, и ныне благополучно царствующего, богомудрого, Богом возлюбленного, и Богом превознесенного, Благочестивейшего Государя Императора Александра II-го, в лице которых вижу как бы свыше ниспосланных на землю русскую трех великих архитектонов, из которых каждый положил в основание царства русского по одному краеугольному камню – столь прочному, что и врата адовы не подвинут их; столь благотворному для России по своим последствиям, что поэтому царство русское православное, – может быть отселе царством всех веков и всех народов. Мы приходим в умиление при воспоминании о благословенном Отце Отечества Императоре Александре I-м, мирно почившем в нашем городе; когда приводим на память достопамятный для России 1812-й год, и Его величайшее самоотвержение, употребленное для спасения России; когда он, по получении известия о взятии Москвы врагами, между прочим, сказал: „скажите всем моим верноподданным, что когда у меня не останется ни одного воина, и будут истощены все усилия; я отпущу себе бороду, и лучше соглашусь скитаться в Сибири, нежели подписать постыдный договор“. И затем, по изгнании из России неприятеля – видим сего великого миротворца, дарующего всей взволнованной Европе беспримерный в истории мир. Мы благоговеем пред памятью Государя Николая Павловича, когда созерцаем Его величие и могущество; когда видим Его – в лице Венгрии и Польши – смиряющего многомятежный запад, дарующего политическое возрождение полумертвой Греции и преклоняющего к стопам своим железную выю Турка, и чело медяное Перса. Но когда взираем на кротчайшего и мудрейшего Давида нашего – возлюбленнейшего Императора Александра II-го, с самого восхождения на родительский престол, в начале Своего царствования – влагающего в ножны меч Свой, останавливающего льющуюся кровь русскую, дающего мир народу Своему; как бы так говоря неприятелю: „доселе дойдеши до укреплений Севастополя, – не далее, – и в нем сокрушатся свирепые волны твои – в нем кончатся все твои затеи, все твои дерзкие предприятия“; – то, при одном воспоминании об этом плодотворнейшем для России событии, у меня, старца, – невольно навертываются слезы. О мир, превожделенный мир! которого сладость мы ныне вкушаем. Кто может достойно оценить все драгоценные плоды твои? Кому неизвестно, что цари народов, при восхождении на престол – одно из двух имеют в виду: или покорять своей власти внешних врагов, или порабощать своих подданных, обременением их тяжестью податей, дабы самим покоиться на лоне царских роскошей. Александр II-й вразумил нас Своим царствованием – вовсе не иметь неприятелей, и снятием последних оков рабства с верноподданных, и уравнением прав пред законом всех чинов, званий и состояний, – научил нас дорого ценить свободу, уважать личность и права каждого, и указал путь к дверям Евангельского самоотвержения, сам руководясь глубокознаменательными словами Премудрого: в долготерпении благополучие царем95. Очевидно поэтому, что в долготерпении заключается прочность и основание не только Его царского, но и нашего собственного благополучия. Припомните: сколько нужно было иметь долготерпения, чтобы решить все недоразумения, при одном только освобождении от рабства 28 миллионов рабов? И они разрешены долготерпением Александра II-го. С какими предрассудками надлежало бороться при введении всенародного просвещения в России; тогда как так сильно тьма и невежество со светом и просвещением и теперь борются? Сколько вразумления нужно было при допущении гласности в судах? Но долготерпение и мудрое вразумление Царя нашего победило невежество и упорство дряблой старины. Сколько встретило невежественных возгласов и темных суждений введение в России телеграфных сообщений, улучшение путей сообщения и других полезных изобретений? Многие близорукие умы, и доселе приписывают все такие изобретения нечистой силе. „Не грех ли ехать в Киев по железной дороге?“ – спрашивают охотники и охотницы до странствий. „Грех изнурять животных дальними путешествиями“ – отвечаешь им, – „а по железной дороге с Богом отправляйтесь“. Знает все это наш мудрый Император Александр, и все это побеждает долготерпением. Да – подумайте, православные христиане: какого еще нужно долготерпения нашему Царю, при одной непрерывной борьбе с теми внутренними, ежегодно почти являющимися на грудях матери – России врагами; которые посягают не только на царство, но даже на драгоценную Его для нас жизнь? С этими бесовскими затеями неблагодарных, обуморенных западным учением юных чад, отуманенных ученою заразою заграничных агитаторов, социалистов, которые в подпольном царстве своем, или, как сказано в откровении – во глубинах сатанинских (Откр. 2:24), простирают руки на потрясение престола царского, и на ниспровержение существующего порядка в России. Без сомнения, – это не более, как злокачественный нарыв, произведенный западными врагами России; это сеть, заброшенная к нам для улова легкомысленных, под хитрою однакоже тканью которой – по-видимому – истощается самая здравая логика, самая тонкая мудрость наших законников; почему? потому, что здесь идет дело не с плотию и кровию, как сказал апостол; но с главными агитаторами всех темных и злых дел – с сатанинским сборищем (Откр. 3:9) – с миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными96. Там – где-то на далеком, темном западе существует это царство тьмы и престол сатаны (Откр. 2:13); там обитают эти миродержители тьмы века сего; оттуда-то они восстают всею своего силою – бессильною – на Господа и на Христа Его, так, что всякое долготерпение у иного могло бы истощиться, и сказать словами Подвигоположника Христа: „да мимо идет от меня чаша этих душевных скорбей“. – Но Император Александр – благодарение Богу – остается неистощим в своем долготерпении, и хотя часто Ему приходится распинать себя глубокими думами и вздохами сердца, – уединяться в свою клеть и повергаться пред распятием Сына Божия; или погружаться мыслью в неисповедимые судьбы промысла Божия, попускающего адские исчадия восставать на Его – помазанника Божия и на православную Россию; однако, зная, что святые только страданиями совершаются; что царство благодати основано на Голгофе, утверждается на крестах, украшается только мученичеством, славится только смирением и долготерпением, – Благочестивейший Император Александр утешает себя одною надеждою на Бога. Он не боится за свою жизнь – Он это доказал на деле; ибо помнит слова Бога: „не прикасайтесь помазанным Моим“, – не боится, говорю, наш Царь поэтому – ни беса полуденного, ни стрелы летящей в темноте, – царь премудр был всегда и будет страхом для нечестивых (Прит. 20:26); наш царь премудр – всегда будет утверждение людем (Прем. 6:20), Он крепок и тверд надеждою на Того, – имже царие царствуют и сильные ищут правду97, на молитвы святой церкви и моление 80-ти миллионов подданных. Тщетны посему замыслы врагов креста, Христа, и помазанника Божия Александра! Тщетны усилия против того, который и жизнь свою и царство свое вручил Царю веков – единому Премудрому Богу. Ведь кто восстает на царя, тот восстает на Христа – Бога и на святую церковь, которую и врата адовы не одолеют; вся помощь царя от Господа сотворшего небо и землю; поэтому – не воздремлет – ниже уснет сохраняющий царя порфирородный Дом Его, и нового Израиля – Его верноподданных. Пусть против Него и против нас восстанут все царства земные и все безумцы, поучающееся тщетным; пусть сам падший денница восстанет со всем своим полчищем – силою Божией возвеселится Царь наш, и о спасении Его возрадуется зело, – Ему всегда пошлется помощь свыше – от святого, и от небесного Сиона98 дастся Ему покров и защита. Велия слава – вечная слава ожидает Его и на земле – в царстве благодати, и на небе – в царстве славы, которому не будет конца. Конец слова. Еще и еще помолимся о Благочестивейшем и Самодержавнейшем Царе нашем, о Благочестивейшей Супруге Его, о Благоверном Наследнике и о всем Царствующем Доме.

Господи! услыши молитвы наши о Царе и Доме Его, в он же аще день призовем Тя. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle