84. В день усекновения честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Дочь Иродиады вошла, плясала, и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня чего хочешь, и дам тебе.
Неужели одною пляскою могла угодить дочь Иродиады царю Ироду? Что это был за танец? Что это была за чудная пляска, что за нее Ирод обещал девице все, чего бы она ни захотела, чего бы ни попросила, чего бы ни потребовала от него? Думаю, что и христианские некоторые девицы желали бы выучиться такой пляске, посредством которой могли бы очаровывать мужчин, могли бы заставить отдавать им всякие земные сокровища: дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Значит не только Ироду, но и всем гостям угодила та девица. Думаю, что таких дочерей – танцовщиц пожелали бы иметь многие матери, чтоб только они умели угождать мужьям своим. Не для того ли матери так модно одевают своих дочерей? Не для того ли в гостиницах нанимаются и играют у нас, так называемые, прохожие разные танцовщицы, чтобы угождать приходящим туда – старикам и юношам? Не для того ли вообще бывают и у нас эта музыка и эти пляски во время пиршества и свадеб, чтобы угождать пирующим и тем, которые приходят на свадьбу и на пир? Не могла Ироду так угодить законная его жена, как умела угождать ему его любовница Иродиада и ее развратная дочь. „Какое удовольствие могу я иметь от законной своей жены, холодной ко мне“, – так, может быть, думал и говорил Ирод; „вот Иродиада так умеет мне угодить и ее дочь“. Христианский Ирод добавляет: „законная жена все Богу молится, в церковь ходит; а вот моя Иродиада, так умеет мне угодить: и поговорит, и посмеется, и потешит мое сердце, и не жалеет для меня ничего, все мне удовольствия душевные и телесные доставляет“. – „Как я могу любить мою законную жену? Как мне не любить любовницу мою? Да я готовь за ее ласки и сладкие речи последнюю копейку ей отдать и всего себя и все мои сокровища, и рай и все блага земные и небесные“. Так, христиане, и думал и рассуждал Ирод; так и думает и рассуждает и всякий беспутный христианин – брат Ирода. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь и дам тебе. Так говорят и все Ироды христианские.
Не удивляйтесь, христиане, безумию Ирода; – то был язычник, идолопоклонник; – вы должны не только удивляться, но и ужасаться, если я вам скажу, что и между христианами есть такие любовники – Ироды, и любовницы Иродиады, которые занимаются худыми и грешными делами; которые за бесстыдное обращение с ними любовниц – готовы отдать все – и самую жизнь. Они не думают о том, что прелюбодеи и прелюбодейцы не наследуют царствия небесного; но умрут лютою смертью, и будут брошены навеки в озеро огненное; – ибо в откровении написано: за то, что она развратничала – в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее94. Знаю, что ни слов моих, ни слов Божиих не хочет слушать род лукавый и прелюбодейный, – ни любовники, ни любовницы не ужасаются вечных мучений ада, – они потеряли всякий стыд и всякий страх Божий; но не забывайте вы того, что смерть впереди, и суд Божий впереди, и адские мучения впереди нас. День ото дня ты себя обманываешь и говоришь: „быть может покаюсь, быть может Бог простит“. Ева однажды только согрешила – и то Бог наказал смертью ее и весь род человеческий; – а ты, быть может, давно грешишь, давно не говеешь, или и говеешь – да не каешься. Удовольствия от страстей и похотей скоро забудешь; а вечные муки не преминут тебя, ты их не избегнешь никогда. Мария Египетская 48 лет оплакивала свою развратную жизнь – в посте, слезах и величайших подвигах, а ты не знаешь конца своему разврату. Перестань же оскорблять Бога всемогущего, у которого много средств наказать тебя – ты, которая не разрываешь преступной связи с любовником. Боже! Боже! как Ты долготерпелив к нам грешным; все еще Ты ожидаешь обращения и покаяния грешников. Горе, горе миру от разврата и пьянства.
Боже! дай всем нам силу покаяться и не погибнуть до конца. Аминь.
* * *