Беседа на спасительное Рождество Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Mapии. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского
Всякое время удобно для того, чтобы положить начало спасительному житию. Выражая это, великий Павел говорил: се время благоприятно, се день спасения: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света: яко во дни благообразно да ходим (Рим. 13:11–13), обозначая, как благоприятный для спасения, не какой-либо известный час или день, но все время после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С восходом на земле чувственного солнца, наступает время телесного делания для людей, о чем говорит и Давид: возсия солнце.., и изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера (Пс. 103:22–23); подобно этому, и после того, как явилось во плоти Солнце правды, все время по Его появлении удобно для духовных. Имя это в виду, тот же Пророк в другом месте, сказавши о явлении Владыки в словах: камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла (Пс. 117:22–23), – прибавляет: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117:24). Но относительно чувственного солнца, пoелику оно прерывается ночью, говорится: изыдет человек на дело свое до вечера; между тем как, наоборот, Солнце правды, пoелику у Него нет вечера, и, по выражению Апостольскому, несть пременение, или преложение стень (Иак. 1:17), дарует нам непрерывно благоприятное для духовного делания время. Если же, однако, бывает время сеяния и время жатвы, время насаждения деревьев и время собирания плодов, всему свое время; и если ты ищешь начало особенно приличествующего для дел благотворения: то это есть время осеннее и, именно, тот месяц осени, который есть первый, по нашему, месяц и начало года, в каковой месяц получило начало и наше спасение, что ныне мы и празднуем. Ибо ныне у нас – первый праздник и торжество нашего воссоздания, – торжество, в котором место временного законоположения заступает постоянное, букву заменяет собою дух, вместо тени – истина. Ныне является новый мир и чудесный рай, в котором и из которого явился новый Адам, воссозидая древнего Адама и возобновляя весь мир: он не обольщается, но обольщает обольстителя и дарует свободу тем, которые были порабощены греху посредством коварного обмана.
Ныне уготована на земле чудесная книга, которая может принести в свет не образы слов, а Само живое Слово, и Слово не воздушное, а небесное, – Слово, не подвергающееся тлению, а освобождающее от тления и тех, которые приближаются к Нему, – Слово, не от движения языка человеческого происходящее, а рождаемое превечно от Бога Отца. Ныне явилась воодушевленная и нерукотворная скиния, и разумный, одушевленный кивот Хлеба жизни, поистине посланного с небес. Ныне, согласно изречению псалмов, истина от земли возсия, и с небесе приниче правда (Пс. 84:12), которая, быв осуждена по неправде, осудила по правде и связала сильного в ярости, исторгнув оружия его и приспособив их к принятию Божественной правды, и, таким образом, даровала пленникам греха право быть оправданными верою в Господа, и совечно жить с нею, а начальника греха, облекши неизбежными узами, отдаст вечному и незримо темному огню. Ныне, как предречено было, из корня Иессеева произошел жезл и процвел от него цвет (Ис. 11:1), который не только сам не подвержен увяданию, а, напротив, призывает и все наше естество, отцветшее и потому отпавшее от неувядаемого места наслаждений, и возвращает его в благопроцветание и, даруя ему вечно цветущее состояние, возводит его на небо, приводит его в рай. Произошел тот жезл, чрез который великий Пастырь перевел разумную паству в вечные пастбища, – жезл, опираясь на который, наша природа отложила дряхлость и бессилие и легко шествует к небу, оставляя землю долу... Кто же – этот новый мир, этот чудный рай, эта поразительная книга, эта скиния Божия и кивот, истина из земли и многохвальный жезл Иессеев? Это все – Приснодева, до рождения и по рождении Дева, рождество Которой от бесплодной мы ныне празднуем.
Иоаким и Анна, пребывая в сожитии и будучи непорочны пред Богом, считались по закону у израильтян достойными порицания, пoелику не имели детей (так как у иудеев еще не было надежды на бессмертие, то поэтому преемство рода казалось им самою необходимою вещью). Ныне, после того как днесь родившаяся Дева Своим рождением в девстве даровала нам вечность, уже преемство по деторождению не необходимо для нас. Но тогда плодородие казалось для израильтян предпочтительнее даже добродетели, а бесплодие считалось у них столь позорным пороком, что и эти праведники делались предметами не столько похвалы за свою добродетель, сколько поношения за бесплодие. Крайне скорбя о поношении, памятуя об Аврааме и Сарре, и о других, испытавших горесть бездетности, и зная об испытанном некоторыми средстве врачевания от такой печали, решили и они прибегнуть к средству – с молитвою обратиться к Богу. С этой целью благоразумный Иоаким удаляется в пустыню и, поселившись в ней, подвизается в посте, воссылает Богу молитву о том, чтобы соделаться отцем. Он не переставал молиться и не возвращался оттуда, доколе не получил извещения о том, что его молитва услышана. С другой стороны, и единодушная Анна заключается в саду и с сердцем полным скорби восклицает ко Господу: «услыши меня, Боже отцев моих, и благослови меня, как Ты благословил чрево Сарры». И услышал Господь и благословил их, обещал даровать и ныне приводит в исполнение Свое обетование: дарует им Дщерию чудеснейшую изо всего когда-либо чудесного, Самое Ее, родившую Творца всяческих, обоготворившую человеческий род и онебесившую землю, соделавшую Бога Сыном человеческим, а людей сынами Божиими (ибо Она зачала в Себе без семени и родила неизреченно во плоти Того, Кто создал всю тварь из ничего и привел ее в благобытие, и не допускает, чтобы она снова впала в небытие). Для чего же Она родилась от чрева бесплодного? – Для того, чтобы рассеять печаль и уничтожить поношение родителей, и чтобы даровать прообраз рассеяния скорби и проклятия прародителей рода, имеющего быть чрез Нее. Итак, как и природа дерзнула бы соделать общим (к рождению многих детей) то чрево, в коем пребывала и из коего родилась Та, Которая одна населяла Святое святых и одна соделалась обиталищем Творца природы? Ибо, подобно тому, как до Нее и после Нее никто не обитал во Святом святых: так весьма естественно было, чтобы и никакое другое дитя не было зачато в этой матерней утробе ни прежде, ни после Нее. И пoелику потребно было, чтобы Матерь Божия была Девою и от рода Давидова, а время уже настало, и Дева должна была быть предуготованною, между тем никто из других, даже из принадлежащих к роду Давидову, не нашелся добродетельнее сих бездетных праведников: то посему они, хотя бездетные, были предпочтены многодетными дабы от таких много добродетельных зачата была предобродетельная Дева, и от чистых – Пречистая, дабы, таким образом, целомудрие в соединении с молитвою и подвигами оплодотворилось и соделалось родителем девства, притом девства, по плоти нетленно родившего Того, Кто по Божеству рожден прежде веков от девственного Отца. О, дерзновение, приобретенное у Господа молитвою! О, сердца непорочные, воссылавшие молитву, столь далеко дошедшую и столь великое дело совершившую! Ибо должно было, чтобы великое чудо было предуготовлено чудом, и чтобы природа постепенно подчинялась благодати.
Вы же, слушатели моих слов, разумная моя во Христе паства, приносите Матери Божией дела добродетелей и свое преспеяние в них, как дар родительный. Мужи и жены, старцы с юношами, богатые и нищие, владыки и подвластные, кратко говоря: всякий род и возраст, всякий из вас усердно да приимет небесное семя, спасительное слово и да способствует чрез себя плоду богоугодному: никто из вас да не оставит начало благодеяния бесплодным. Никто из вас пусть не проявляет одним лишь языком веру свою во Христа Иисуса: ибо не всяк глаголяй Ми, – говорит Спаситель, – Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (Мф. 7:21); и никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии Божии (Лк. 9:62). Девы и избравшие по обету уединенную жизнь живите во всем по Бозе, ради ныне родившейся за нас Девы, в девстве же временно родившей по плоти Того, Кто прежде веков был рожден от девственного Отца. Живите ради Нее и ради единого, воплотившегося от Нее, Бога, на Него одного взирая и Его одного считая собственным услаждением, радуясь во уповании, терпя в скорби, служа друг другу, предупреждая друг друга в мире, – чистые и девственные телом и душою, во всем являя духовное и дарственное настроение и жительство. Таким образом, следуя за Богоматерию, вы перенесетесь и внидете в нерукотворенный храм Царя небес. Те же из вас, которые находятся в супружестве, не отдавайте себя всецело миру сему: ибо и для вас этот новоутвержденный и, воистину, премирный храм (разумею Богоматерь) ныне явился плодом супружества. Старцы! Покажите подобающее старости настроение в помыслах и в действиях, и не ведите себя, как юноши, размышляя по плоти и жительствуя по плоти. Юноши! Подражайте таковым старцам, почитая их и поучаясь от них, и познайте, что такое – честная старость, и каким образом юность не уступает целомудренной старости; а если вы не знаете, то спросите премудрого Соломона и от него услышите, что седина есть мудрость человеком, и возраст старости – житие нескверно (Прем. 4:9). Кто из вас имеет у себя какой-либо избыток в земном, скоропреходящем и непостоянном, тот пусть дает это другому, и тогда приобретет себе вечную жизнь. Те из вас, которые не имеете необходимого для себя, обогащайтесь терпением и благодарением Богу, дабы, быв причислены к ублажаемым от Господа нищим, вы наследовали небесное царствие. Начальствующие! Судите суд правый и не злоупотребляйте властью своею над подчиненными, ибо это – несправедливо: наоборот, окажите им отеческую заботу, принимая во внимание сродство с ними и сослужительство Богу; не считайте для себя недостойным подчиняться Церкви и ее учению, пoелику все это служит к утверждению власти желающих быть добрыми начальниками. Подчиненные! Ваш долг – доверяться своим начальникам, поскольку это не отнимает у вас обетованной вам надежды небесного царствия. Все ныне вкупе приносите празднуемой нами Деве, как самый приятный и приличный дар, освящение ваше, чистоту тела воздержанием и молитвою. Обратите все ваше внимание на то, что целомудрие, пост и молитва, соединившись с сокрушением, соделали Иоакима и Анну родителями Божественного сосуда, сосуда столь избранного, что оный сосуд (Пресвятая Дева) носил не только Божественное имя, но и Самого Его – Господа, Которого одно имя полно чудес. По сему, если мы будем преуспевать вместе с другими добродетелями и в молениях, благоразумно приближаясь ко храму Божию, т. е. к Богоматери: то тогда обретем, что чистота сердца, как внутреннее сокровище, являет нам Бога. Ибо оную чистоту и происходящее от нее душевное настроение к Богу пророк Исаия именует внутренним во чреве, спасительным духом, восклицая Богу: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли (Ис. 26:18). Видите, каким образом души бесплодные и бездетные делаются матерями прекрасных детей. К вышереченным словам Пророк прибавляет следующее: не падемся, но падутся вси живущии на земли, т. е., страстями предающиеся земным предметам.
Если мы, братие, желаем, населять не только землю, но и небо, и не впасть в землю и в грех, привлекавший нас к унижению, и, наоборот, непрерывно достигать Божественной высоты, да удалимся от зла, убоимся Бога, возвратимся к Нему добрыми делами; воздержанием и молитвою поспешим изгладить в себе недобрые предрассудки, и преобразовать к лучшему внутренние наши помыслы, и родить, по словам Пророка, в болезни дух собственного нашего спасения. Как Помощницу себе, будем призывать Ту, Которая за молитву и богоугодное житие была дарована ныне Своим родителям, Которая и скорбь родивших Ее превратила в радость, и проклятие прародительское разрешила, и болезни праматери прекратила, безболезненно родивши в девстве Христа, Ему же подобает всякая слава и поклонение со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь205.
* * *
См. Рукоп. Московск. Синодальн. библиот, 69–LXX, лл. 157–160; ср. Церковн. Ведом. 1900 г., № 36.