Источник

Беседа на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Кирилла, архиепископа Александрийского142

Искуссные в состязаниях услаждаются рукоплесканиями зрителей, и надеждой на награды побуждаются к той победе, какая приличествует им; стремящиеся же достинуть Божественных дарований и жаждущие участия в уповании, уготованном святым, охотно выступают на состязании в благочестии о Христе. Ибо добродетельно устрояют жизнь не те, которые предпочитают праздность, не удостаивающуюся никакой награды, – и не те, которые любят малодушную робость; но те, которые деятельно и мужественно относятся ко всякому испытанию, совершенно ни во что вменяя нападения преследователей, считают великим прюбретением пострадать за Самого Господа, памятуя слова блаженного Павла, что «нынешние временные страдания ничего не сто́ят в сравнении с той славой, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Внемли, что изрек Господь наш Иисус Христос в наставление и для пользы святых апостолов: аще, кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубить ю: и иже аще погубить душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф. 16:24–25). Наставление это спасительно и прилично святым, поскольку доставляет небесную славу и приготовляет участие в духовном наслаждении и радости: ибо избрание страдания за Христа нисколько не лишает мздовоздаяния, напротив, делает причастниками вечной жизни и славы. Между тем ученикам, еще не приявшим силы свыше, конечно, было естественно разделять человеческие слабости и как бы вопрошать самих себя: «каким образом можно отвергнуться самого себя? или каким образом тот, кто погубит свою душу, снова обрящет ее? и какая награда будет тому, кто претерпит сие: что воздастся такому? причастниками каких даров будет он»? Итак, чтобы отклонить учеников от подобных мыслей и слов и направить их к величию духа, вселив в них страстное желание той славы, которая ожидает их, Господь говорит: глаголю вам, суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят царствие Божие (Мф. 16:28; Мк. 9:1; Лк. 9:27). Что же? неужели в этом ответе предуказывалось им продление жизни до того времени, когда, по совершении веков, Господь, сойдя с неба, утвердит царство, уготованное для святых? Конечно, Он мог бы даровать им и это: ибо Он всемогущ, и нет ничего, чего не могло бы совершить Его всесильное мановение; но Господь назвал царством самое зрелище славы, в которой Он явится, когда воссияет на земле, так как Он приидет во славе Бога Отца, а не в уничижении, которое принадлежит к нашим свойствам.

Таким образом, получивших обетование Он делает зрителями чуда: возводит с Собой на гору (Мф. 17:1) трех, избраннейших между ними, – потом изменяется в необыкновенное и Божественное сияние до того, что одежды Его кажутся блистающими, как свет. Тогда явились с Иисусом Моисей и Илия, беседуя между собой об исходе Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме (Лк. 9:31), т. е., о таинстве Его домостроительства во плоти и о спасительных страданиях, имевших совершиться на преславном кресте. Воистинну, данный через Моисея закон и слово святых пророков предвозвестили тайну Христа: первый, изображая оную в прообразах и сенях на скрижали, а последние во многих местах и многоразличным образом предсказывая о том, что Христос в свое время явится в нашем виде, и что, ради спасения и жизни всех, не откажется претерпеть на древе. А то, что присутствовали, именно, Моисей и Илия и беседовали друг с другом, – это произошло с тем намерением, чтобы показать, что дориносимый законом и пророками есть Господь наш Иисус Христос, предвозвещенный ими, как Владыка закона и пророков, о чем они согласно проповедывали. В этом–то, полагаю, и заключался разговор между священнейшим Моисеем и всечестным пророком Илией. Но можно также разуметь и другое нечто, поскольку в народе говорили: одни, что Он – Илия, другие, что – Иеремия, а иные, что – вообще один из пророков, то поэтому Спаситель призывает главнейших из них, чтобы из этого увидели, какое расстояние – между Господом и рабом. Кроме сего, можно высказать еще иное соображение, поскольку упорно обвиняли Господа в том, что Он преступает закон, и возводили хулу, будто Он восхищает Себе неподобающую Ему славу Отца, и говорили: несть сей от Бога человек, яко субботу не хранит (Ин. 9:16), или еще: о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле: яко Ты человек сый, твориши Себе Бога (Ин. 10:33), то, чтобы показать, что то и другое обвинения возводятся на Него из зависти, и что Он не повинен ни в одном из них, и что то, что Он от Себя творит, не есть нарушение закона, и что исповедание Себя равным Отцу не есть восхищение непринадлежащей Ему славы, – для этого Он изводит на середину знаменитейших лиц в Законе и Пророках. Именно, так как закон дан Моисеем, то иудеи могли рассчитывать, что Моисей не стал бы равнодушно смотреть на попираемый, как им казалось, закон, а тем более уже не стал бы воздавать почтение нарушающему его, но отнесся бы к отменяющему его, как ко врагу. Илия также воодушевлен был ревностию о славе Божией; и если бы Христос был против ником Божшм, если бы назвал Себя равным Отцу, не будучи Тем, за Кого выдавал Себя, если бы, наконец, Он не творил того, что приличествует в этом случае, то и сам Илия не предстал бы и не внимал бы Ему. Далее, можно присоединить еще одну причину к тому, что сказано, – именно, чтобы знали, что Господь имееет власть над жизнью и смертью, и владычествует над вышним и преисподним. По этой причине и выводятся на середину как живущий, так и умерший; и явившиеся не молчали, но беседовали о славе, которую Он имел приять в Иерусалиме, т. е., о страданиях, о кресте, а также о воскресении после них.

Блаженные ученики как бы задремали, так как Христос не занимал их беседой (с известной целью и по известному домостроительству они подчинялись человеческим потребностям). Потом, когда пробудились, они стали зрителями столь необычайной и столь чудесной перемены, что блаженный Петр, подумав, вероятно, что уже наступает время царствия Божия, передпочитает остаться на горе, и передлагает устроить три кущи, не зная того, что он говорит (Лк. 9:33). И в самом деле, еще не пришло время кончины века и в настоящей жизни святые не делаются участниками обетованного им упования, о чем говорит Павел: иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его, т. е., Христа (Флп. 3:21). И прилично ли было бы Христу, пришедшему в мир по благости, оставить желание пострадать за оный, когда домостроительство еще не было окончено (ибо Он спас находящуюся под небом природу, приняв смерть по телу, и разрушил ее Своим воскресением из мертвых)? Поэтому Петр не знал, что говорил. Впрочем, во время необычайного и неизглаголанного зрелища славы Христа произошло и нечто весьма важное для укрепления веры в Него не только в учениках, но и в нас самих.. Из облака раздался глас Бога Отца, говорящего: сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте. И егда бысть глас, обретеся Иисус един (Лк. 9:35–36). Что скажет на это иудей жестоковыйный, упорный, неверующий и имющий сердце необузданное? Вот, в присутствии Моисея, Отец повелевает святым апостолам слушаться Его – Господа: ибо если бы Он захотел, чтобы они следовали заповедям Моисея, то Бог тогда сказал бы: «так как вы верите Моисею, то исполняйте закон». А теперь не то говорит Бог Отец; напротив, когда присутствовали Моисей и пророк Илия, Бог повелел этим слушаться Его – Христа. А чтобы кто-либо не исказил истины, говоря, что Отец заповедал апостолам слушаться Моисея, а не Спасителя всех нас, Христа, – для этого Евангелист по необходимости заметил, говоря, что, когда раздался тот глас обретеся Иисус един. Итак, когда Бог Отец свыше как бы из облака наставлял святых апостолов, говоря: Того послушайте, – Моисей отсутствовал, и Илии также не было, но был один Христос; следовательно, Он (Бог Отец) повелел слушаться Его, поскольку Он есть исполнение закона и пророков. Поэтому Он (Спаситель) и обличал народ иудейский, говоря: аще бысте впровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа (Ин. 5, 46). А так как они упорно продолжали нарушать данный через премудрого Моисея закон и не обращать никакого внимания на то, что изречено через святых пророков, то справедливо были отвержены и лишены благ, обетованных отцам их, ибо послушание паче жертвы благи, и покорение паче тука овня (1Цар. 15, 22), как написано. Вот каково положение иудеев! Нам же, познавшим Его пришествие, будут принадлежать все блага через Самого и в Самом Христе, через Которого и с Которым Богу Отцу слава и держава со Святым Духом во веки веков. Аминь143.

* * *

142

Сконч. в 444 году.

143

См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom. LXXVVII, p.p. 1009–1016; cp. А. Миролюбова. Проповеди св. Кирилла Александрийского. Киев. 1889 года, стр. 249–252; Великие Четьи Минеи, под 6–м августа, л.л.95–96.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle