Источник

Поучение в день Преображения Господня. Святого Тихона, епископа Воронежского и Задонского161

Братие, потщитеся известно ваше звание и избрание творити: сия бо творяще, не имате согрешити никогда же. Сице бо обильно приподастся вам вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа (2Пет. 1:10–11).

Честь и благородство, которого удостаивает людей, истинных христиан, человеколюбивый Бог, так велико и высоко, что не только описать и словом изъяснить, но и умом понять того невозможно. Вы род избран, царское священеие, язык свят, люди обновления, – говорит Апостол истинным христианам (1Пет. 2:9). Христиане называются чадами Божиими (1Ин. 3:2). Что для человека преславнее этого имени? Истинные христиане имеют тесный союз и общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом: в них, как в храмах одушевленных, обитает Небесный Бог, Отец и Сын и Святый Дух. Что может быть честнее и благороднее души, в которой обитает Триипостасный Бог? Большая честь для людей – принять царя земного в свой дом: несравненно большая честь принять в дом своей души Царя Небесного, и иметь Его живущим в ней. Что может быть блаженнее той души, в которой, как в храме Своем, живет Бог? В ней – рай сладости и радости, в ней – царство Божие. Истинные христиане – наследники Богу, сонаследники Христу; для них – вечное и небесное царство, и все блага. Нет благороднее и славнее истинного христианина. Это благородство и славу заслужил нам, страданием и смертию Своею, Иисус Христос, Сын Божий; подает Небесный Его Отец, совершает Святый Дух. Но это благородство и слава приобретается или губится в этом мире: приобретается истинным покаянием и верою, – губится нераскаянием и неверием. Зная, какою славою и благородством почтил Господь нас – христиан, будем строго следить за собою, чтобы быть истинными христианами.

Вот, ты называешься христианином: но творишь ли дела приличные христианину? Ты исповедуешь Бога: но почитаешь ли Бога доброй совестиью? В святом крещении ты отрекся от сатаны и всех его злых дел; но развращенным житием не обратился ли опять в след его? Ты обещался верою и правдою служить Христу, Сыну Божию: но помнишь ли и хранишь ли свои обеты? Из Божия слова слышишь, что Бог – на всяком месте и видит всякое дело, помышление, намерение. Но своими поступками в делах, в словах, и намерениях отдаешь ли Ему почтение, как отдают дети присутствующему отцу, рабы присутствующему монарху? Всякое беззаконие, делом, или словом, или помышлением совершаемое, есть бесчиние пред Богом, и Ему досадительно, а нам вредно: похищаешь ли, обманываешь ли, лжешь ли, злословишь ли, хулишь ли ближнего, и творишь ли прочие беззакония, – бесчинствуешь пред очами Божьими и потому бесстыдно поступаешь пред Божиим величеством, и Того прогневляешь и себе вредишь. Ты возводишь сердце свое к Богу в молитве? Но не оскверняешь ли сердца своего злыми и скверными помышлениями, и не держишь ли гнева на ближнего твоего? Ты воздеваешь руки свои к Богу? Но не оскверняешь ли их грабежом, хищением и прочей неправдою? Ты призываешь устами своими святое и страшное имя Божие? Но не порочишь ли их злословием, клеветой, осуждением, ложью и прочими пороками? Ты стоишь пред Богом в молитве телом? – Но стоишь ли духом? Покланяешься пред Ним телом? Но покланяешься ли сердцем? Не иное ли в молитве говорит язык, а иное помышляет ум? Ты просишь у Бога прощения согрешивший? Но сам прощаешь ли ближнему твоему? Ищешь у Бога милости? Но сам милуешь ли подобного тебе человека? Говоришь к Богу: услыши, Господи! Но сам не затыкаешь ли ушей для ближнего твоего? Каковы мы будем к ближним нашим, таков и Бог будет к нам. Слушаем мы ближних, просящих нас: слушает и Бог нас: милуем мы бедных, братию нашу: милует и Бог нас бедных; оставляем мы должником нашим, оставляет и Бог нам долги наши. Бог более внимает и слушает милосердие наше, нежели молитву творимую: и более смотрит на сердце незлобивое, сострадательное, нежели на частое повторение: Господи, Господи. Бог милостив и праведен: как милостивый Он любит милость, и милует творящего милость; а как праведный, Он праведно отнимает милость от того, кто сам не хочет миловать. Ты получаешь от Бога пищу, питье, одежду, дом и прочие блага; но помнишь ли Благодетеля, и благодаришь ли Его от сердца? Мы так нищи и убоги, что ничего своего, кроме грехов и немощей, не имеем; и от Создателя нашего получаем столько благодеяний, что ни одной минуты не можем жить без Него. Когда же грешим: то бесстыдно оскорбляем великого Благодетеля и являемся неблагодарными Ему. Тяжко человека – благодетеля оскорбить; тем более – Бога, Который – благость и любовь, и не перестает благотворить нам злотворящим и оскорбляющим Его! Знай, что лучше несколько раз умереть, чем Бога – легко оскорбить, хотя вечную благостыню. Кто грешит против Бога, тот поступает, подобно тому, который, получая от человека добро, бесчестит его. Ты знаешь, что Христос Сын Божий искупил тебя от диавола, ада, вечной смерти не серебром и золотом, но честною Своею кровию; понимаешь ли это великое и умом непостижимое дело Его? Помнишь ли это каждый день и от чистого ли сердца благодаришь великого Благодетеля? Он не пощадил крови Своей ради тебя: не щадил ли ты денег ради имени Его? Он с кротостию ради тебя терпел хулы и поношения: не мстишь ли ты за поносное и хульное слово ближнему твоему, переносишь ли это с кротостию? Он пострадал и умер ради тебя: показываешь ли ты себя готовым к страданию и смерти ради Него? Он нес претяжкий крест, отягощенный твоими и всего мира грехами: несешь ли и ты крест, какой возложил на Тебя Бог, без ропота и негодования, но с благодарностию. Он пил горькую чашу за твои грехи, как учит Евангелие: не услаждаешься ли ты грехами, за которые Христос вкусил такую горечь? Ты называешь Его Господом. Подлинно, Он – Господь (Господь имя Ему!); но работаешь ли Ему как раб Господу своему? Он купил тебя Себе в раба не серебром и золотом, но Своею кровию, как сказано, и потому ты неси свой, но Его купленный раб. Не живешь ли ты по своей, а не по Его воле? Повинуешься ли и угождаешь ли Ему, как своему Господу? Он не принуждает никого угождать и работать Себе, как делают господа мира этого; но любовно призывает, и любовь Его, к нам явленная, и наша должность, которую мы должны показывать Ему, как Создателю и Господу, Искупителю и высочайшему Благодетелю нашему, убеждает. И в чем мы угождаем и работаем Ему, – то приносит пользу нам, а не Ему; и когда не делаем того, то вредит нам, а не Ему. Он возлюбил тебя, врага суща, так что и умереть за тебя не отказался: но любишь ли ты Его, такого любящего, великого своего Благодетеля? Истинная же любовь узнается не на словах, а на деле, не по частым восклицаниям: Господи, Господи, но по исполнению Его воли, как Он Сам говорит: имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя (Ин. 14:21). Любишь ли ты своего ближнего, как велено, как самого себя? Не делаешь ему того, чего не желаешь себе, – и делаешь ли ему то, что себе желаешь? Радуешься ли с ним, когда он радуется, – печалишься ли, когда он печалится? Сострадаешь ли страждущему? Помогаешь ли бедному? Стараешься ли утешить печального? Желаешь ли напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого и пр.? И когда можешь, делаешь ли это? И когда не можешь, от сердца ли сочувствуешь ему? Мы все – ближние друг другу: богатые нищим, здоровые больным, разумные неразумным, свободные заключенным в темнице, власти подвластным и подвластные властям, родители детям, дети родителям, пастыри пасомым и пасомые пастырям, господа рабам, рабы господам, мужи женам и жены мужьям, учителя ученикам и ученики учителям, старый молодым и молодой старым; словом, каждый человек любовию должен быть ближним и любовию друг другу работать, по слову Апостольскому (Гал. 5:13). А потому начальник ли? Как управляешь Божиими людьми, братьями твоими? Заботишься ли об их общей пользе? Искореняешь ли неправду, и насаждаешь ли правду? Удерживаешь ли своевольство бесчинников, защищаешь ли неповинных? Подначальный ли ты? Почитаешь ли своего начальника и повинуешься ли ему Бога ради? Несть бо власть, аще не от Бога (Рим. 13:1). Отец ли? как поступаешь с детьми? Учишь ли их страху Божию? Воспитываешь ли их в звании христианском? Показываешь ли им образ добрых дел? Сын и дщерь еси? Почитаешь ли отца и матерь, как Бог велит? Богатый еси? Как и на что тратишь свое богатство? помнишь ли, что это Божие добро, данное тебе не для прихотей твоих и роскоши, но для твоей нужды и твоего ближнего? Помнишь ли, что ты – приставник и расходчик, а не хозяин? Все – Божие: Господня земля, и исполнение ея (Пс. 23:1). Как расходуешь Божие добро? Оделяешь ли бедных и нищих? Помнишь ли, что должен будешь дать отчет в данном тебе богатстве? Помнишь ли, что богатство, расточенное на прихоти и роскошь, погибает, но отданное в руки нищих и бедных, сохраняется и в будущей жизни с большей прибылью возвращается? Одарен ли ты разумом, имеешь много знаний? Как и на что употребляешь дарованный тебе Богом талант? Употребляешь ли его на славу Божию и на пользу ближнему? Словом Божьим позван ты, и кровию Христовой искуплен к вечной жизни: заботишься ли о том? Ищешь ли этого с усердием? Не гоняешься ли за мирскою суетою? Не привязано ли сердце твое к земному миру? Помнишь ли, что ты – странник и путник в этом мире, как думают о себе все благочестивые люди? Видишь, что смерть различным образом похищает молодых и старых, готовых и неготовых: помнишь ли и свой час, который помнили все святые, и с воздыханием, слезами и покаянием ожидали его и приготовляли себя? Помнишь ли тот час, за которым следует или вечная жизнь, или смерть, или вечное блаженство, или муки, или царствие со Христом на небе, или мучение с диаволом и его ангелами в огне гееннском, – помнишь ли этот страшный час? Видишь, что никто из умирающих ничего не берет с собою: ни богатство, ни честь, ни славу, ничего, но все тут оставляет: помнишь ли, что и ты все оставишь здесь, и, как наг вошел в мир, так наг уйдешь из мира. Нечаянно приходит этот час и готового и неготового на оный век отсылает: готовишься ли ты к этому часу? Хочешь ли блаженным умереть? Стараешься ли благочестиво жить, избегать греха, призывать Господа и угождать Ему? А каков уйдешь из этого мира, таким и предстанешь суду Христову. – Приступают христиане к святейшей евхаристии Тела и Крови Христовой; преподается эта святыня благочестивым и святым, как иерей возглашает: Святая святым: как приступаешь ты к этому великому таинству? С какою верою и совестию? Страшно неисправному приступать, страшно и отлучаться!

Словом, всяк христианин! как поступаешь ты пред Богом, все назирающим? Как говоришь, делаешь, мыслишь, как обходишься с ближним? Как и в чем проводишь данное тебе Богом время для покаяния? Не теряешь ли в праздности и суетных забавах? Помнишь ли, что время дорого, и, как слово сказанное, так время потерянное не возвращается? Помнишь ли, что чем более живешь, тем более приближаешься к смерти, к суду Христову и вечности, и неотменно всякий пойдет или в блаженную или мучительную жизнь? Помня все это, потщимся известно наше звание и избрание творити: сия бо творяще, не имамы согрешити никогда же. Сице бо обильно приподастся нам вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. Аминь162.

* * *

161

Сконч. в 1783 г.

162

См. «Творения иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского и Задонского». Издание пятое. 1889 г. Москва. Том V, стр. 200–202; 272–277.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 1. – XII, 862, XII с.

Комментарии для сайта Cackle