Зенон – еписк. Вероны
Зенон – еписк. Вероны, упоминается у Амвросия Медиоланского и Григория Великого. Первый в письме к Сиагрию, преемнику Зенона, называет З. «episcopus sanctae memoriae», ревностным борцом против арианской ереси (письмо 5). Второй (Диалог III, 19) называет его епископом и мучеником. Мучеником называет Зенона и стихотворение De laudibus Veronae, находящееся в так называемом Апоnymus Pipinianus, составленное в конце VIII века (см. Мignе, Ser. Lat. XI, 154, 225), но едва ли отсюда можно сделать вывод, что З. был мучеником в собственном смысле. Как писатель, Зенон был совершенно неизвестен до открытия в 1508 г. двумя доминиканцами – Альбертом Кастеляном и Иаковом де-Левко, в вывезенной из Вероны в Венецию епископской библиотеке, кодекса, из 105 поучений епископа народу (tractatus), носящих имя З. Этим открытием дан был толчок к целому ряду исследований о жизни и сочинениях Зенона, из которых, как наиболее ценное, отметим издание братьев Баллерини (см., Баллерини, II, 262) «S. Zenonis episcopi Veron. sermones», Veron. 1739, перепечатанное в Аугсбурге в 1758 г. По своеобразности стиля, по сходству с Киприаном и Тертуллианом, по многократным воспоминаниям о мавританском мученике Аркадии можно заключить, что З. был африканец по рождению. Он был восьмым епископом Вероны. Во все время своего епископства (362–380) он был ревностным борцом против снова поднявшего тогда голову язычества и неустрашимым защитником православия против арианства, во главе которого в это время стоял Авксентий Медиоланский. З. был другом бедных и больных, и покровителем монашества, с которым он познакомился во время путешествия на Восток; он основал первый женский монастырь в Вероне. Из приписываемых З. 105 поучений 93 принадлежат Зенону, а 12 другим авторам. Из них лишь 16 представляют более или менее длинные речи, а остальные 77 суть краткие наставления или даже отрывки. В одних поучениях говорится о божественных и нравственных добродетелях, о теле и душе, о строении царства Божия в сердце христианина, о языческих, иудейских и христианских жертвах, о воскресении, в других – о вечном рождении Сына Божия против ариан, о рождении Его во времени и на ветхозаветные темы; многие поучения назначены к оглашенным; есть пасхальные слова. Поучения З. – одни из древнейших латинских поучений и содержат много ценных сведений по истории догматов, по христианской археологии. Поучения написаны, хотя и своеобразным, но, в то же время, живым, изящным словом и характеризуют автора, как серьезного и ученого писателя. Память его 12 апреля.
Литература. Из многочисленных изданий сочинений З. кроме вышеупомянутого следует упомянуть еще об издании Миня (Ser. Lat. XI, 9–760) и особенно J. В. С. Comes Giuliari, Верона 1883, немецкий перевод см.«Bibliotek der Kirschenväter», Kempten 1877; подробное указание литературы в «Патрологии» Отто Барденгевера – § 69, 10; «Христ. Чт.» 1838 и 43 г.; Филарет, «Историческое учение об отцах церкви», изд. 2-е, т. II, стр. 61–63.