108. О необходимости слез на молитве
Я удивляюсь тому, когда иной говорит, что он и желал бы плакать во время молитвы, да у него слез нет, слезы не льются. Без сомнения, для этого нужно некоторое предуготовление, предрасположение, настроение души. Надобно как можно менее вкушать пищи днем, чтоб быть легким и чувствительным и плачливым во время подвигов молитвенных ночью. Если человек бывает обременен пищею, то это служит великим препятствием для слезной молитвы. Когда же ты тощ, пробудишься за полночь, то сон твой будет легок и непродолжителен, тогда ты поднимешься на молитву легко и будешь читать свои молитвы помалу, не торопясь, говоря по одному слову, и воздыхая, и согревая свою душу, – припоминая в уме все печальное, все трогательное в жизни; вспомнишь все те случаи, которые поражали твое сердце: и смерть отца и матери и смерть детей твоих, и твои грехи, и твои несчастья в жизни, – и тут увидишь в уме свой гроб, свою могилу, почувствуешь страх суда Божия и ужасы ада, и Божие к тебе милосердие при всех грехах твоих, – особенно, когда почитаешь акафист Спасителю, и наипаче акафист страстям Христовым, в котором, как на картине написаны все страдания Господа нашего, и изображена вся невинность Господа, и вся жестокость человеков грешников; тогда, мне кажется, хотя бы ты имел каменное сердце – невольно прольешь обильные слезы; а слезы необходимы на молитве, особенно слезы теплые, обильные: возгревайте дар Божий118 – говорит апостол; т. е., – всячески разгорячайте свою душу, чтобы вы могли часто плакать и проливать слезы; ибо слезами только и можно омыть грехи свои. Ах! слезы суть дар Божий, который дается нам только на утешение, на отраду, на облегчение души. Надобно просить их у Бога, – просите и дастся вам119. Правда, что в иное время нет слез, как бы ты сильно не желал их; особенно это бывает с великими грешниками. Теперь старайся плакать, пока живешь на свете, пока есть время умолить всемилостивого Бога о грехах; – теперь, пока находишься вне ада, пока не дошел до вечного плача во аде; а там уже не полезны будут никакие слезы; там или непрестанно будешь плакать, но слезы твои будут горькие, слезы отчаяния или вовсе не дадутся слезы; – а здесь, на земле, слезы дают великое облегчение душе; только слезы ожесточения бесплодны, ибо такие слезы не облегчают, но омрачают, отягощают и убивают душу. Нет! ты здесь на земле старайся чаще плакать. Быть не может, чтобы ты в жизни не имел скорбей; – быть не может, чтобы у тебя в памяти не было случаев, раздирающих, потрясающих и поражающих душу. Употреби все старание, все усилие, все настроение духа, чтобы тебе заплакать; а заплачешь раз – легко заплачешь и другой раз и третий, – и тогда станешь плакать всякий раз, когда захочешь. Неужели тяжкие твои грехи тебя не трогают? Неужели беззакония ближних не поражают? Если ты любишь ближних, как сам себя любишь, то бери на свое сердце и тяжесть всех их грехов, всех беззаконий; как будто это все твои грехи, как будто ты уже стоишь на суде Божием, как будто слышишь уже над собою вечное Божие осуждение, как будто уже берут тебя нечистые силы, бичуют, ведут во ад, бросают в пламень; – все, все себе воображай это, пока не пришло время мучиться Тебе и страдать на самом деле. Как хлеб без соли, так молитва без слез не вкусна, не приятна, не имеет цены пред Богом. Ты знаешь, что Христос – невинный и безгрешный молился за тебя до кровавого поту; а ты молись хоть до слез, – и это Бог примет от тебя. Проси у Бога слез, как великой милости, как великого дара; но надобно самому тебе и поститься, и трудиться для того, дабы добыть это сокровище, этот цвет, этот плод молитвы.
Господи! дай нам слезы многоплодные – спасительные. Аминь.
* * *